Лебедева Светлана Вячеславовна
Конспект занятия «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки»
Некоторые задачи:
• выявить умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт);
• дать представление о том, как художник придумывает композицию для своей картины. Показать роль фона для натюрморта;
• поупражнять детей в составлении натюрмортов.
Оборудование и материалы для занятия :
Публикация «Конспект занятия „Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
• репродукции картин: И. Шишкин «На севере диком», И. Грабарь «Февральская лазурь», «Хризантемы», И. Репин «Дочь Надя», Б. Кустодиев «Портрет дочери с собакой Шумкой», К. Петров-Водкин «Бокал и лимон», «Яблоки на красном», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», И. Машков «Синие сливы»;
• предметы, необходимые для составления натюрмортов: отрезы ткани разного цвета и величины (для подбора фона, муляжи фруктов и овощей, декоративные фигурки животных и т. д. ;
• портрет Феи Живописи;
• круги (всех цветов радуги) с наклеенными буквами, составляющими слово «портрет»;
• карточки с изображением эмоций (радость, грусть, гордость и т. д.).
Предварительная работа
1. Знакомство с таким жанром живописи, как пейзаж, чтение стихотворения А. Кушнера «Пейзаж», рассматривание картин В. Поленова «Золотая осень», И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Февральская лазурь».
2. Знакомство с живописным жанром портрета, чтение стихотворения А. Кушнера «Портрет», сравнительное рассматривание картин И. Репина «Дочь Надя» и Б. Кустодиева «Портрет дочери с собакой Шумкой».
3. Рассматривание натюрморта Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», К. Петрова-Водкина «Цветы и плоды».
4. Знакомство с последовательностью расположения цвета в радуге.
Ход ЗАНЯТИЯ
Педагог: Сегодня мы с вами снова в гостях у Феи Живописи. Фея Живописи повелевает цветом и помогает художникам писать картины всеми цветами радуги.
Что изображают художники на своих картинах? (Художники изображают на своих картинах людей и их жизнь, природу, предметы — весь окружающий нас мир). Радуга поможет и нам с вами.
Если мы сумеем вспомнить последовательность расположения цветов радуги, нам откроется очень важное «живописное» слово.
Помните подсказку? Надо сказать: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». И цвета радуги выстроятся по порядку.
Один из детей выходит и выкладывает цветные круги в порядке их расположения в радуге. На кругах расположены буквы, которые складываются в слово «портрет». Дети с помощью педагога читают его. Педагог предлагает детям вспомнить стихотворение Александра Кушнера, с которым они недавно познакомились. Педагог читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово.
Педагог:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, —
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется.
Дети: Портрет.
Педагог обращает внимание детей на небольшую экспозицию репродукций с картин художников.
Борис Кустодиев «Портрет дочери с собакой Шумкой»
Илья Репин «Дочь Надя»
Зинаида Серебрякова «За завтраком»
Педагог: Отыщите среди репродукций этих картин портреты. Почему вы решили, что это портреты?
Дети: Здесь крупно нарисованы люди. Хорошо видны их лица.
Педагог: Верно. Мы смотрим на лица этих людей и пытаемся догадаться, что они собой представляют, какой у них характер. Что в портрете рассказывает о характере изображенного на нем человека?
Дети: Лицо человека, его глаза.
Педагог: А какими могут быть глаза у изображаемого человека на картине? Дети: Глаза могут быть внимательными, грустными, добрыми. Линия губ очень важна. Какие еще детали позволяют нам что-то понять о человеке?
Дети: Еще поза человека. И его одежда.
Педагог просит детей описать характер человека, изображенного на одном из портретов, объяснить, почему они так решили.
Педагог: Молодцы. Очень интересно вы рассказывали. Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Я буду художником, а вы — портретами, которые я рисую. Только рисовать я буду словами. Я буду называть какое-нибудь чувство — например, радость, грусть, злость, — а вы попытаетесь это чувство изобразить.
Игра «Портрет»
Педагог говорит: «Радость! Злость! Грусть! Страх! Растерянность! Спокойствие! Раздражение!»
Дети изображают эмоции с помощью мимики и жестов.
- А сейчас немного усложним игру. Нужно будет по характеру звучания музыки изобразить эмоции.
Педагог: А сейчас я прочитаю вам еще один отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Вы должны будете подсказать последнее слово, которым это стихотворение оканчивается.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется.
Дети: Пейзаж!
Педагог: Отыщите среди репродукций этих картин пейзажи. Почему вы решили, что это пейзажи? (Ответы детей.)
Иван Шишкин «На севере диком»
Василий Поленов «Золотая осень»
Когда художник рисует пейзаж, он изображает живую природу. Каких известных художников пейзажистов вы можете назвать? (Шишкин, Левитан, Саврасов, Грабарь).
Психогимнастика «Веснянка»
Цель: Расширение эмоциональной сферы ребёнка; развитие умения передавать эмоциональное состояние при помощи интонации, мимики, поз, жестов.
(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Солнышко, солнышко
(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)
Золотое донышко!
(2 раза прыжки на двух ногах)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Бег на месте)
Побежал в саду ручей,
(Взмахи руками, как крыльями)
Прилетело сто грачей,
(медленно приседаем)
И сугробы тают, тают,
(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)
И цветочки вырастают
«Пейзаж»
На заднем плане будет лес, (руки с растопыренными пальцами)
И горы ростом до небес, (пальцы рук соприкасаются подушечками)
А на переднем поле – (руки широко развести в стороны)
Широкое раздолье.
Рядом с полем речка. (волнообразные движения руками)
Из речки пьёт овечка (бе-бе-бе).
Воспитатель: Но иногда художника увлекает изображение неподвижных, неживых предметов — то, как они располагаются рядом друг с другом, как сочетаются или, наоборот, не сочетаются. Художник видит в этом особую красоту, особый смысл.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, —
Знай, что это натюрморт.
(Александр Кушнер «Песня о картинах»)
Попробуйте отыскать в нашей маленькой галерее натюрморты. Почему вы решили, что это натюрморты? Что на них изображено? (Ответы детей.)
Федор Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»
Игорь Грабарь «Хризантемы»
Кузьма Петров-Водкин «Натюрморт с селедкой»
Прежде чем писать натюрморт, художник сочиняет его — выбирает предметы, которые объединит в своей картине, придумывает, как интересно расположить их по отношению друг к другу. Расположение предметов на картине по отношению друг к другу, по отношению к падающему на них свету (а свет, освещение — это очень важно для художника) называется «композицией». Постарайтесь запомнить это слово.
У каждого из этих натюрмортов есть название. Вот этот натюрморт нарисовал художник Петров-Водкин. Он назвал его «Цветы и плоды». Как вы думаете, как называется вот этот натюрморт — художника Толстого? (Дети предлагают названия для натюрмортов.) Иногда художник перечисляет в названии все предметы натюрморта. А иногда в названии указывается только тот предмет, который художник считает в своей картине главным. Например, у Петрова-Водкина, автора вот этой картины, есть другой натюрморт, который он назвал «Натюрморт с селедкой».
Сегодня мы с вами будем учиться «сочинять» натюрморты — составлять предметы в общую композицию. Это особое искусство — составлять натюрморты.
Вы составите натюрморт из каких-нибудь предметов, которые вам интересно было бы рисовать. Сначала отберете эти предметы, потом попробуете расставить их так, как вам кажется, они будут интересно смотреться.
Для своего натюрморта нужно будет подобрать фон. Фоном будут служить куски цветной материи. Вы накроете ими столик — вот так (показывает). Художник очень серьезно относится к выбору фона: предметы на нем могут совсем пропасть, а могут выступить ярче, показаться выразительнее. (Показывает на конкретных примерах, как фон может «поглощать» предмет или оттенять, усиливать его цвет и форму.)
После того, как натюрморт будет составлен, придумайте ему название.
Дети делятся на микрогруппы по два-три человека, подходят к рабочим столикам и приступают к составлению натюрмортов.
По окончании работы каждая микрогруппа представляет свой натюрморт: нужно сказать, как называется натюрморт и почему (из каких предметов он составлен, какой предмет оказывается «главным»); объяснить, почему выбран именно такой фон для натюрморта. Педагог уточняет, экспериментировали ли дети с подбором фона. Были ли у них другие варианты? Почему они от них отказались?
Педагог: Вам понравилось составлять натюрморты? Это было интересно? На следующем занятии составленные вами натюрморты мы попробуем нарисовать.