Наталья Иванищева
Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»
▼ Скачать + Заказать документы
". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок.
Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат
в годы Великой Отечественной войны
Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе.
Учитель музыки Иванищева Наталья Николаевна
Учитель русского языка и литературы Минова Наталья Дмитриевна
Публикация «Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе „Шел солдат во имя жизни…“» размещена в разделах
- День защитника. ИЗО, поделки для пап к 23 февраля
- ИЗО в школе
- Литература. Уроки литературы
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Учитель изобразительного искусства Трошина Светлана Николаевна
Данный урок разработан к школьному фестивалю педагогического мастерства
Тема урока : «Шел солдат во имя жизни…»
Тип урока : комбинированный
Вид урока : интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства
Цель урока : формирование чувства гордости и уважения к общекультурному наследию России
Для достижения цели урока необходимо решить следующие зада-чи:
1. Образовательные
формировать понимание общественного назначения искусства как средства понимания правды о войне и ее места в духовной летописи человечества
2. Развивающие
способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, литературы, изобразительного искусства, находить образные слова и выражения в рассказах о них
содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства)
3. Воспитывающие
Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам прошлого
Музыкальный ряд
песня «Священная война» А. Александрова – В. Лебедева-Кумача
песня «Смуглянка» Новиков, Шведов
песня «Алеша» Колмановский, Ваншенкин
песня «От героев былых времен…» Р. Хозак, Е. Агранович
Литературный ряд
А. Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин» - отрывок
Стихотворение
В. Фадеев «Бессмертны подвиги танкиста Хохрякова»
Изобразительный ряд
плакаты о войне И. Тоидзе «Родина – мать зовет!», Д. Моор «Ты записался в добровольцы?»
фотография монумента Е. Вутетича в Трептов-Парке «Воин-освободитель», фотография монумента Бориса Маркова, Николая Марангозова, Пётра Цветкова «Алеша» в Болгарии
выставка работ учащихся о Великой Отечественной войны
памятник С. В. Хохрякову в Копейске
Учебно-наглядные пособия, оборудование и ТСО:
Мультимедийная презентация, музыкальный центр, раздаточный материал.
Методы обучения:
1. Экспрессивный
2. Коммуникативный
Ход урока
Война.
Смерть и кровь.
Жестокость и страдание.
Черное от пожаров небо.
Перепаханная взрывами земля.
Горячий исковерканный металл.
А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.
Как совместить две полярные стихии?
На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.
Музыка «Священная война» - 1-2 куплеты.
Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи «Вставай, страна огромная», а 24 июня на второй день войны с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски.
…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махрой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!
Почему несколько раз исполнили? (перебарывали страх, воодушевляли слова)
В те же первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Тоидзе «Родина – мать зовет!», Д. Моора «Ты записался в добровольцы?»
Посмотрите на эти плакаты. К какому виду искусства они относятся?
К чему призывают эти плакаты?
Почему художники выпустили плакаты, а не писали маслом эпические картины о войне?
Правильно, эти лаконичные образы говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам.
«Я помню, - писал маршал Советского Союза Баграмян, - что именно в этот момент многие граждане и воины осознали великую ответственность за свою Родину».
Два человека из класса в течение урока рисуют плакат на тему «Никто не забыт и ничто не забыто!».
Ребята, о Великой Отечественной войне написано много произведений. Но есть в нашей литературе солдат, чье имя известно, наверное, каждому школьнику и взрослому. Он стал поистине народным героем, хотя был придуман поэтом Александром Трифоновичем Твардовским. Его изображение мы видим на представленных здесь иллюстрациях. Я думаю, вы без труда назовете его)
Да, это Василий Теркин, герой поэмы А. Т. Твардовского. Он простой солдат. На войне ему довелось и в разведке побывать, и переправу обеспечивать. Был он и ранен, и награду получал.
Но война – это не только сражения, боль и смерть. На фронте люди научились особенно ценить то, что в силу привычки теряло цену в мирные дни, что казалось обыденным: майский дождь в сумерках, дрожащий отблеск фонарей в лужах, смех ребенка. Солдат на войне остался человеком. Так и Василий Теркин. Он мог и пошутить, и товарищей подбодрить, и яичницу подарить, и часы починить.
Перед нами репродукция картины Непринцев Юрий Михайлович
"Отдых после боя"
Давайте попытаемся ее оживить и озвучить, конечно же, с помощью прекрасных стихов Твардовского. Представим, что в центре картины – Василий Теркин. У кого-то из бойцов оказалась гармонь, а играть он не умел. Но Теркин-то – отличный гармонист.
(выразительное чтение ученикам отрывка из главы «От автора»)
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Не прожить, как без махорки,
От бомбёжки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой, —
Без тебя, Василий Тёркин,
Вася Тёркин – мой герой,
А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Что ж ещё?. И всё, пожалуй.
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Почему так – без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать её сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой,
Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Тёркин на войне.
Ребята, в этом отрывке звучат вопросы: без чего трудно прожить на войне? Что вы запомнили, какие советы давал солдат?
(Ответы ребят)
Скажите, пожалуйста, ребята, каким вы представляете Теркина?
(ответы учеников)
Пользуясь передышкой, Теркин помогает бойцам на короткое время забыть о войне, вспомнить мирную жизнь, отдохнуть. Он говорит, что на войне «ни одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немуд-рой». Очень правильные слова. И думется, что с полным основанием их можно отнести и к песне-шутке. Ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. Именно такую песню-шутку «Смуглянка» создали композитор Новиков и поэт Шведов. Эту песню они написали в начале войны.
«Смуглянка»
Люди военной поры…
Каждый вносил личную лепту в разгром врага, исполняя свой долг на боевом посту. И каждый пост был незаменимо важен. Понимание этого формировало облик и поведение рядового труженика войны. И прежде всего – солдата Отечественной, который вынес на себе нечеловеческое напряжение фронтовой жизни, сражаясь с врагом лицом к лицу, не раз смотрел в глаза смерти, был героем и принес победу.
Одним из таких героев был Николай Иванович Массалов.
Из воспоминаний Николая Ивановича.
Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек. И все не могла уняться от плача: «мутти, мутти…- мама-мамочка». Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.
Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.
Солдат с ребенком на руках
Эмида Арт
Русский Солдат с ребенком на руках
Застыл. Теперь он - памятник в чужих краях.
В нем воплощен отец, муж, брат и друг.
В нем воплощен России богатырский Дух!
От жизни в тяжком рабстве мир он уберег.
Сберег потомков тех, кто на фронтах полег.
Он – память, памятник, напоминание для всех,
Чтоб видели, каким быть должен Воин-Человек!
Чтоб помнил каждый, кто живет и миру рад, -
Свободным мир смог сделать только наш Солдат!
Ребята, посмотрите на эту фотографию. Что вы видите?
Какой вид искусства?
Станковая или монументальная скульптура?
Эту монументальную композицию создал известный скульптор Евге-ний Вутетич. На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребенком на руках стал символом великого подвига советских воинов и находится в Трептов-Парке в городе Берлине. И прототипом этого образа солдата стал Николай Иванович Массалов.
Еще один герой Великой отечественной войны, доживший до победы, со-вершивший немало подвигов, Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка.
В 1944 году он восстанавливал телефонную линию в Пловдиве, где подру-жился с рабочим телефонной станции. Именно он стал прототипом памятника «Алеша» в Болгарии.
Памятник представляет собой 11.5-метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток. В его руке ППШ, на-правленный к земле.
Скульпторы Васил Радославов, Любомир Далчев, Тодор Босилков и Алек-сандр Ковачев;архитекторы Н. Марангозов и др. Памятник установлен в 1954 году, открыт — 5 ноября 1957 года.
Скульптура водружена на 6-метровый постамент Постамент укра-шен барельефами «Советская армия бьёт врага» (автор Георгий Коцев) и «Народ встречает советских воинов» (автор Александр Занков). Памятник можно увидеть практически из любой точки города.
Шли годы. Война приближалась к концу. «Наши воины сражались уже на чужой земле, - рассказывает в своих воспоминаниях маршал Советского Союза Чуйков. – Они многое повидали, пережили радость победных боев, ну и много, к сожалению, легло наших парней на той далекой земле». Появились песни о предчувствии победы, о солдатах, сражавшихся за рубежами Родины, о тех, кто домой уже никогда не вернется.
«Алеша»
И по сей день о подвигах таких героев нам напоминает вечный огонь.
Славится наш Копейск своими героями. Дважды Герой Советского Союза Семен Васильевич Хохряков родился в селе Коелга Еткульского района Челябинской области. Учился в Копейском горнопромышленном училище. Работал до войны слесарем на шахте «Северный рудник». В 1937 году призван в армию, окончил военно- политическое училище, а в 1943 - Высшую бронетанковую школу.
Участвовал в сражениях на Халхин-Голе. С июня 1941 на Калининском и 1-м Украинском фронтах. Гвардии майор, командир танкового батальона 54-й гвардейской ордена Ленина дважды Краснознаменной Васильковской танковой бригады. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1944 года, 10 апреля 1945 года удостоен этого высокого звания второй раз. Погиб в бою. А было герою… всего 29 лет.
Именем героя С. В. Хохрякова названы улица и СГПТУ-34 в Копейске, Челябинске и польском городе Ченстохове. Памятник С. В. Хохрякову находится на улице Борьбы в нашем городе.
Виктор Фадеев, наш земляк, написал стихотворение.
Бессмертны подвиги
Танкиста Хохрякова,
В боях за Родину творил он чудеса.
Веками будет он смотреть в рассвет багровый,
На горы облаков, плывущих в небесах.
В великий праздник – День Победы,
В семидесятилетний юбилей
Придут к комбату бабушки и деды,
С трясучих рук покормят голубей.
Расправят ордена свои, медали,
Земной поклон комбату отдадут.
Поговорят о радостях-печалях,
Слезу тихонечко с лица сотрут…
Исполняется песня «От героев былых времен.»
В конце урока плакат «Никто не забыт и ничто не забыто!» завершен. Ученики выносят мольберт с плакатом, зажигают свечу и произносят слова:
1) Война не забыта еще и не должна быть забыта, чтобы больше не повториться;
2) Та война была для нашего народа подлинно справедливой, героической, подлинной победой над страшным злом – фашизмом.