Любовь Синицына
Кружок «Чудо — береста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
XXI век – век компьютерных технологий. Мы стали все реже читать книги, слушать классическую музыку, обращать внимание на красоту природы, а природа – замечательная мастерская, которая нас окружает. Ведь именно занятия ручным трудом обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, развивает мелкую моторику, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.
Березовая кора (береста) – один из самых прочных и красивых материалов для изготовления сувениров. Изделия из бересты в народном творчестве славились и ценились издавна. Из березовой коры можно сделать множество сувениров и подделок.
Это предметы домашней утвари (корзины, туеса, короба, берестяные ложки, объемные сувениры и панно, резные вазы. Расщепляя бересту на более тонкие cлои, хорошо видно, как богата цветовая палитра этого материала.
Работа с берестой расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
В руках умельца береста превращается небывалые чудеса.
Водоустойчивая береста является прекрасной основой для росписи. Мягкие разнообразные оттенки и тона, служат готовым фоном для небольших живописных миниатюр, а неочищенной бересте можно заметить интересные подсказки для своего сюжета. Её можно преобразить в деревья с ветками, деревья, пеньки, скалы или во что-то еще, в то, что они больше всего напоминают. Картина приобретает необычный, оригинальный вид. В эпоху технического прогресса необходимо привлекать детей к традиционной культуре, заинтересовывать их старин-ными праздниками, обрядами, обычаями, прикладными ремёслами. Изготовление современных изделий из бересты – это прекрасный способ приобщения к ремеслу, способ самореализации, восстановление связи между поколениями. духовность воспитанников.
Программа «Чудо-береста» способствует:
1. Формированию и развитию творческих способностей детей, развитию художественно-эстетического вкуса
2. Обучению детей новым нетрадиционным техникам в изготовлении поделок своими руками.
3. Развитию воображения, мелкой моторики руки у детей.
4. Воспитанию доброжелательности, умения работать в коллективе и индивидуально.
Актуальность заключается в том, что еще совсем недавно, в каждой семье русского человека, можно было увидеть берестяные изделия в виде баночек, шкатулки для шитья, туеска, детской игрушки. Сегодня все это можно рассмотреть лишь на специально организованных выставках. Экологические, творческие занятия, формирующие духовность детей. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с природными материалами, знакомятся с изделиями народных промыслов, воспитанники не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Воспитывается в детях чувство гордости за свой народ, национального уважения.
Новизна программы состоит в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Цель программы: Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о бересте и изделиях из нее, развитие творческого потенциала обучающихся через освоение техник художественной обработки бересты.
Задачи программы:
Обучающие:
• познакомить с историей берестяного промысла, с приемами обработки бересты
• учить чувствовать красоту природы родного края, видеть национальное своеобразие в предметах декоративно-прикладного искусства;
• научить правильной и безопасной организации труда.
• ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и умений, и активность в достижении цели.
Развивающие:
• развивать художественный вкус, умение оценивать красоту изделий из
природного материала.
• Развивать у детей познавательную творческую активность, речь, внимание, наблюдательность, усидчивость, аккуратность и коммуникативные навыки, через продуктивную деятельность; желание самостоятельно узнавать что-то новое
• поддерживать и развивать потребность в творчестве и в овладении
разнообразными приемами при работе с берестой.
Воспитательные:
• Приобщать детей к национальной культуре.
• формировать чувство патриотизма и национальной гордости
• Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; интерес к ремеслу народных мастеров, творчеству умельцев берестяного
Формы работы с детьми:
• Беседы;
• Рассматривание альбомов, изделий народного искусства, иллюстраций.
• Дидактические игры;
• Просмотр видеофильмов
• Фольклорные праздники, посиделки
• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
• Использование физминуток;
• Экспериментирование с различными художественными материалами;
• промысла.
Сотрудничество с семьёй:
• Вовлекать родителей в реализацию проекта через информационные листы, индивидуальные беседы
• Предоставление фотографий для выставки «Я с красавицей берёзкой»
• Разучивание стихов и загадок по теме.
3. Организация и содержание работы
Работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года. Работа рассчитана на обучение детей 6-7 лет. Включает теоретическую часть и практическую. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Большое внимание на занятиях уделяется здоровьесберегающим технологиям, правилам и приемам безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
Для проведения занятий используются различные приемы, методы, дидактические принципы.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год;
Количество обучающихся 10 человек;
Формы и режим занятий:
1 занятие в неделю по 30 минут;
Тематический план занятий
Сентябрь
Занятие № 1 Наблюдения на прогулке «Рассматривание берёзы»
Занятие № 2 «Береза и ее свойства». «Береста»» (ознакомление с берестой)
Занятие № 3.«Подготовка бересты к работе (расслоение бересты)
Занятие № 4. Приёмы нанесения узора на бересту. Правила техники безопасности.
Октябрь
Занятие № 1 -2. Плетение из берестяных полос (ковер)
Занятие № 3 «Домик». (Из полосок бересты аппликация)
Занятие №4. "Сердечко" резная подвеска из бересты
Ноябрь
Занятие № 1-2. Композиция из бересты «Осень»
Занятие № 3. Аппликация «Березка»
Занятие 4. Аппликация «Грибы»
Декабрь
Занятие № 1. Сувенир «Подкова»
Занятие № 2. «Бусы» из берестяных полосок
Занятие № 3. «Елочка»
Занятие № 4. «Новогодние игрушки»
Январь
Занятие № 2. «Рождественский ангелочек»
Занятие № 3-4. «Котик»
Февраль
Занятие № 1. Декупаж на спиле дерева "Зимний день" «Рамка для фото»
Занятие № 2. «Рамка для фото»
Занятие № 3. «Кружка» посуда
Занятие № 4. Декоративная подвеска «Совенок»
Март
Занятие № 1. «Матрешки из дерева»
Занятие № 2-3. «Цветы»
Занятие № 4 «Солнышко».
Апрель
Занятие № 1. «Птички»
Занятие № 2. «Игольница»
Занятие № 3 «Панно на спиле дерева цветы»
Занятие № 4 Изготовление оберега «Подковка на счастье»
Май
Занятие № 1. «Божья коровка» (аппликация летняя композиция)
Занятие № 2. «Бабочка» сувенир
Занятие № 3-4. Изготовление розы из бересты
Планируемые результаты освоения программы.
В конце изучения курса «Чудо-береста» обучающиеся должны
знать:
правила безопасной организации труда;
способы заготовки, хранения, обработки бересты;
инструменты и приспособления;
последовательность выполнения работы по образцу
уметь:
расслаивать бересту, размечать, резать ножницами;
планировать работу по реализации замысла;
изготавливать небольшие объемные изделия;
изготавливать аппликацию из бересты;
изготавливать сувениры из бересты (цветы, украшения и т. д.)
владеть:
навыками безопасной работы с берестой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гостомыслов А. «Берестяной туесок», Москва, 1989г
2. Голубева Н. Н. «Аппликация из природных материалов» -
3. М. Просвещение, 1991
4. Кочев М. С. «Секреты бересты» - Сыктывкар,2000 г
5. Шутихин С «История берестяного промысла