МААМ-картинки

Кружок «Чудо — береста»

Любовь Синицына
Кружок «Чудо — береста»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

XXI век – век компьютерных технологий. Мы стали все реже читать книги, слушать классическую музыку, обращать внимание на красоту природы, а природа – замечательная мастерская, которая нас окружает. Ведь именно занятия ручным трудом обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, развивает мелкую моторику, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.

Березовая кора (береста) – один из самых прочных и красивых материалов для изготовления сувениров. Изделия из бересты в народном творчестве славились и ценились издавна. Из березовой коры можно сделать множество сувениров и подделок.

Это предметы домашней утвари (корзины, туеса, короба, берестяные ложки, объемные сувениры и панно, резные вазы. Расщепляя бересту на более тонкие cлои, хорошо видно, как богата цветовая палитра этого материала.

Работа с берестой расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

В руках умельца береста превращается небывалые чудеса.

Водоустойчивая береста является прекрасной основой для росписи. Мягкие разнообразные оттенки и тона, служат готовым фоном для небольших живописных миниатюр, а неочищенной бересте можно заметить интересные подсказки для своего сюжета. Её можно преобразить в деревья с ветками, деревья, пеньки, скалы или во что-то еще, в то, что они больше всего напоминают. Картина приобретает необычный, оригинальный вид. В эпоху технического прогресса необходимо привлекать детей к традиционной культуре, заинтересовывать их старин-ными праздниками, обрядами, обычаями, прикладными ремёслами. Изготовление современных изделий из бересты – это прекрасный способ приобщения к ремеслу, способ самореализации, восстановление связи между поколениями. духовность воспитанников.

Программа «Чудо-береста» способствует:

1. Формированию и развитию творческих способностей детей, развитию художественно-эстетического вкуса

2. Обучению детей новым нетрадиционным техникам в изготовлении поделок своими руками.

3. Развитию воображения, мелкой моторики руки у детей.

4. Воспитанию доброжелательности, умения работать в коллективе и индивидуально.

Актуальность заключается в том, что еще совсем недавно, в каждой семье русского человека, можно было увидеть берестяные изделия в виде баночек, шкатулки для шитья, туеска, детской игрушки. Сегодня все это можно рассмотреть лишь на специально организованных выставках. Экологические, творческие занятия, формирующие духовность детей. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с природными материалами, знакомятся с изделиями народных промыслов, воспитанники не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Воспитывается в детях чувство гордости за свой народ, национального уважения.

Новизна программы состоит в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.

Цель программы: Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о бересте и изделиях из нее, развитие творческого потенциала обучающихся через освоение техник художественной обработки бересты.

Задачи программы:

Обучающие:

• познакомить с историей берестяного промысла, с приемами обработки бересты

• учить чувствовать красоту природы родного края, видеть национальное своеобразие в предметах декоративно-прикладного искусства;

• научить правильной и безопасной организации труда.

• ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и умений, и активность в достижении цели.

Развивающие:

• развивать художественный вкус, умение оценивать красоту изделий из

природного материала.

• Развивать у детей познавательную творческую активность, речь, внимание, наблюдательность, усидчивость, аккуратность и коммуникативные навыки, через продуктивную деятельность; желание самостоятельно узнавать что-то новое

• поддерживать и развивать потребность в творчестве и в овладении

разнообразными приемами при работе с берестой.

Воспитательные:

• Приобщать детей к национальной культуре.

• формировать чувство патриотизма и национальной гордости

• Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; интерес к ремеслу народных мастеров, творчеству умельцев берестяного

Формы работы с детьми:

• Беседы;

• Рассматривание альбомов, изделий народного искусства, иллюстраций.

• Дидактические игры;

• Просмотр видеофильмов

• Фольклорные праздники, посиделки

• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

• Использование физминуток;

• Экспериментирование с различными художественными материалами;

• промысла.

Сотрудничество с семьёй:

• Вовлекать родителей в реализацию проекта через информационные листы, индивидуальные беседы

• Предоставление фотографий для выставки «Я с красавицей берёзкой»

• Разучивание стихов и загадок по теме.

3. Организация и содержание работы

Работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года. Работа рассчитана на обучение детей 6-7 лет. Включает теоретическую часть и практическую. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Большое внимание на занятиях уделяется здоровьесберегающим технологиям, правилам и приемам безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

Для проведения занятий используются различные приемы, методы, дидактические принципы.

Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год;

Количество обучающихся 10 человек;

Формы и режим занятий:

1 занятие в неделю по 30 минут;

Тематический план занятий

Сентябрь

Занятие № 1 Наблюдения на прогулке «Рассматривание берёзы»

Занятие № 2 «Береза и ее свойства». «Береста»» (ознакомление с берестой)

Занятие № 3.«Подготовка бересты к работе (расслоение бересты)

Занятие № 4. Приёмы нанесения узора на бересту. Правила техники безопасности.

Октябрь

Занятие № 1 -2. Плетение из берестяных полос (ковер)

Занятие № 3 «Домик». (Из полосок бересты аппликация)

Занятие №4. "Сердечко" резная подвеска из бересты

Ноябрь

Занятие № 1-2. Композиция из бересты «Осень»

Занятие № 3. Аппликация «Березка»

Занятие 4. Аппликация «Грибы»

Декабрь

Занятие № 1. Сувенир «Подкова»

Занятие № 2. «Бусы» из берестяных полосок

Занятие № 3. «Елочка»

Занятие № 4. «Новогодние игрушки»

Январь

Занятие № 2. «Рождественский ангелочек»

Занятие № 3-4. «Котик»

Февраль

Занятие № 1. Декупаж на спиле дерева "Зимний день" «Рамка для фото»

Занятие № 2. «Рамка для фото»

Занятие № 3. «Кружка» посуда

Занятие № 4. Декоративная подвеска «Совенок»

Март

Занятие № 1. «Матрешки из дерева»

Занятие № 2-3. «Цветы»

Занятие № 4 «Солнышко».

Апрель

Занятие № 1. «Птички»

Занятие № 2. «Игольница»

Занятие № 3 «Панно на спиле дерева цветы»

Занятие № 4 Изготовление оберега «Подковка на счастье»

Май

Занятие № 1. «Божья коровка» (аппликация летняя композиция)

Занятие № 2. «Бабочка» сувенир

Занятие № 3-4. Изготовление розы из бересты

Планируемые результаты освоения программы.

В конце изучения курса «Чудо-береста» обучающиеся должны

знать:

правила безопасной организации труда;

способы заготовки, хранения, обработки бересты;

инструменты и приспособления;

последовательность выполнения работы по образцу

уметь:

расслаивать бересту, размечать, резать ножницами;

планировать работу по реализации замысла;

изготавливать небольшие объемные изделия;

изготавливать аппликацию из бересты;

изготавливать сувениры из бересты (цветы, украшения и т. д.)

владеть:

навыками безопасной работы с берестой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гостомыслов А. «Берестяной туесок», Москва, 1989г

2. Голубева Н. Н. «Аппликация из природных материалов» -

3. М. Просвещение, 1991

4. Кочев М. С. «Секреты бересты» - Сыктывкар,2000 г

5. Шутихин С «История берестяного промысла

Публикации по теме:

Дидактическая развивающая книга «Береста» для детей с инвалидностьюДидактическая развивающая книга «Береста» для детей с инвалидностью Практика представляет собой проведение занятий для детей с инвалидностью с использованием такого пособия, как «Берестяная книга». Природа.

«Есть чудо вечное на свете, и это чудо — наши дети! …» Коллективная работа ко Дню защиты детей (вторая младшая группа)«Есть чудо вечное на свете, и это чудо — наши дети! …» Коллективная работа ко Дню защиты детей (вторая младшая группа) 1 июня в России отмечается Международный день защиты детей. Это не только один из самых радостных праздников для детворы, но и напоминание.

Дидактическая игра «Закрой кружок»Дидактическая игра «Закрой кружок» Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Кружок «Чудо — береста»
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 00:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок «Чудо — береста»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Синицына (УИ 813757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД