Валентина Морщинина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки. Развивать ретроспективный взгляд на предметы быта. Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком. Закрепить правила безопасного использования электроприборов.
Вызывать интерес к жизни людей в прошлом.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие в прошлое электрической лампочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Электрическая лампочка
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Материал: светильник, лампочка, волшебная палочка, камни (по 2 на каждого ребенка, лучины, светец, таз с водой, свечи (8 разных, керосиновая лампа, керосин в колбе, тампон, смоченный в керосине (в коробочке, ларец, электрические лампочки (разные, символы-карточки, презентация.
Ход: - Давайте, ребята, все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро, гости дорогие»
-Сегодня утром произошло что-то необычное. Я пришла на работу, хотела включить свет в группе, так как было совсем темно. Один раз нажала на выключатель, второй. И вдруг что-то зашуршало, свет зажегся и появилась добрая Фея Света. И в подарок для вас она оставила этот симпатичный светильник.
-Ну как включим его? Он будет светить нам.
Вместе с детьми вставляем штепсель в розетку и нажимаем кнопку.
Светильник не загорается, удивлённо осматриваем его
-Я совершенно уверена, он работал. Ну, в чём же причина, как вы думаете?
Дети выясняют, что нет лампочки.
-Куда же она делась?
Незаметно включаю фонограмму громкого и зловещего голоса:
-Я чёрная Фея Тьмы, не допущу, чтоб в вашей группе было светло. Я заточила вашу электрическую лампочку в своём замке Тьмы. А чтоб разрушить мои чары и спасти лампочку, нужно собрать всех её предков вместе. Но сделать это невозможно, они все в далёком прошлом…
-Что же нам делать? Что такое прошлое?
Дети принимают решение отправиться в прошлое электрической лампочки.
-А что же поможет нам переместиться во временном пространстве? Волшебная палочка – волшебной палочкой взмахну, и полечу куда хочу!
1- 2- 3 – повернись,
И в прошлом окажись!
(Дети медленно кружатся по группе.)
Включается презентация.
1. Слайд. Первобытная пещера.
-Куда же мы попали?
-Как вы думаете, кто здесь живёт? (первобытный человек).
Дети рассаживаются на стульчики.
- Огонь существовал на земле еще тогда, когда не было людей. Ударит молния в лес, загорятся деревья, разбегаются во все стороны лохматые медведи, клыкастые кабаны.
- Подумайте, как этот костер мог попасть к человеку?
- Первобытные люди жили в холодных пещерах. Но вот нашелся смельчак, выхватил из пламени лесного пожара горящую ветку и принес в пещеру. Запылал в пещере первый огонь.
-Какую пользу принес костер людям? (тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных)
- А почему костер не очень удобен в применении? (его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя; он очень опасен; его нельзя перенести на другое место)
-Но как же первобытные люди разводили огонь, если костер по каким-либо причинам угасал?
Дети предлагают варианты. С помощью камней дети пытаются высечь искры.
-Получается? Да это очень трудно. Потрогайте камни, понюхайте их. Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.
-Как вы думаете, может ли огонь быть предком электрической лампочки? Почему?
Дети берут с собой символ очага, и отправляются дальше.
Слайд № 2.
-Прошли сотни лет, и люди научились строить огромные замки, которые тоже нужно освещать. Выставляю слайды средневековых замков, освещаемых факелами.
-Для этого придумали факелы. Рассматриваем фото факела.
- А вы знаете, что такое факел? (факел – это палка, на которую намотана тряпка, пропитанная специальным раствором, которую поджигают и получается факел, который не гаснет даже в дождь.)
-Факелами люди освещали не только дома и замки, но и ходили с ними по тёмным улицам.
-А факел может быть предком электрической лампочки? Почему?
Берём с собой символ факела. Отправляемся дальше по прошлому.
Слайд № 3.
- Давным-давно, когда не было ни нас с вами, ни ваших мам и пап, бабушек и дедушек, люди жили совсем по-другому. Вставали с первыми лучами солнца, а с заходом – ложились спать. Ведь в жилище было темно. Наконец-то кто-то додумался использовать лучину.
- Что такое лучина? (это щепка, заостренная на одном конце)
- Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Потрогайте, понюхайте лучину. -- Чем пахнет?
В избах лучину вставляли вот в это укрепление, оно по-старинному называется светец. (повтор нового слова)
- Вам нравится, как горит лучина? Почему? (мало света, коптит, быстро сгорает)
Лучину ставили над емкостью с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол. Дома раньше были деревянными, упадет такой уголек на пол – и дом может загореться. Горит лучина, светит, а угольки в воду падают. Но света от этих лучинок было немного, примерно столько, сколько от обычной спички.
Вам нравится, как горит лучина? Почему? (мало света, коптит, быстро сгорает).
-Является ли лучина предком нашей лампочки? Почему?
Дети берут символ лучины.
-Ну что ж, отправляемся дальше. Дети тихо кружатся.
Предлагаю подойти к столу.
Слайд № 4.
-Шли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения.
Д/И «Угадай на ощупь». Рассматривание свечек.
- Чем они отличаются? Что у них общего? Потрогайте ноготком. Какая свеча?
- Свечи делали из пчелиного воска и из бараньего сала. Внутри свечи находятся крученые нити – это фитиль, его зажигают.
А теперь поставьте их на стол и посмотрим, как горит свеча.
Воспитатель зажигает свечу, показывает, как горит (во время эксперимента комментирует)
- Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика на подушки).
Релаксация (звучит музыка)
Воспитатель: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)
- Что вы увидели в пламени свечи?
- Ребята, а что будет, если подует ветер?
Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)
- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. ( Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)
– Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи? (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света)
-Свечами освещали огромные залы во дворцах, для этого использовали тысячи свечей в красивых подсвечниках.
-Может ли свеча быть предком электрической лампочки?
Дети берут с собой символ свечки.
Слайд № 5.
-Прошло ещё много лет, и человек научился добывать нефть, а из неё делать керосин. И придумал вот такую лампу.
- Пламя закрывали стеклом. И горела такая лампа довольно ярко, словно много свечей сразу. Для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Это химическая жидкость, поэтому мы не будем открывать колбу. Но для того, чтобы вы могли ощутить запах керосина, я предлагаю вам заглянуть в волшебную коробочку (там смоченный в керосине тампон). Вот так пахнет керосин. Керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, в ней – фитиль, его нужно поджечь, вставить ламповое стекло и регулировать свет регулятором.
- Как вы думаете, зачем нужно ламповое стекло?
-С такой лампой можно выходить на улицу и в дождь, и в ветер и она не погаснет. Но всё же она была не очень удобной в использовании. Почему?
- Можно ли назвать керосиновую лампу предком электрической лампы?
Берем с собой символ керосиновой лампы.
Слайд № 6
- Человек стал думать о другом, более удобном источнике света.
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему – я не пойму –
Не нужна ли никому?
- Почему плачет лампа? Она уже не нужна. Человек придумал что- то новое. А что?
Слайд№7 -Время шло, и люди изобрели электричество. И в 19 веке русский изобретатель Александр Лодыгин изобрёл лампу накаливания с угольной нитью.
Дети рассматривают электрические лампочки.
-Из чего она сделана, что у неё внутри?
-Удобна ли электрическая лампочка?
-Чем удобней огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?
(ярко и долго светит, безопасна).
Дети берут символ лампочки.
-Вот сколько предков нашей лампочки мы собрали вместе.
Дети выкладывают символы в хронологическом порядке (огонь в очаге - факел - лучина – свеча - керосиновая лампа - электрическая лампочка).
Появляется ларец. Дети открывают его, и освобождают лампочку.
-Вот мы и спасли пленницу.
-Нам пора возвращаться в наше время.
С помощью той же палочки дети переносятся в группу.
1- 2- 3- повернись
В детском саду окажись.
-А вот и наш светильник, вкрутим в нашу лампу?
Но сначала давайте вспомним правила безопасного обращения с электрическими приборами. (не браться мокрыми руками, не брызгать воду, не ронять, беречь провода).
Вкручиваем лампочку, включаем и любуемся новым светильником.
Итог: - Что было интересного в путешествии в прошлое электрической лампочки? Надеюсь, что дома вы расскажете о том, что нового узнали сегодня. О прошлом каких предметов вы хотите узнать еще?