Папки-передвижки

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки»

Лариса Шинкарева
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы

«Путешествие в прошлое лампочки».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Познакомить детей с историей электрической лампочки; появлением электричества с помощью опытно-экспериментальной деятельности.

Программное содержание:

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое лампочки“» размещена в разделах

1. Познакомить с историей электрической лампочки. Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников электрической лампочки.

2. Вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому электрической лампочки.

3. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества.

4. Познакомить детей с динамо-машиной, вырабатывающей электричество.

5. Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

6. Способствовать развитию познавательного интереса, стремления к исследовательской деятельности.

Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, презентация «История электрической лампочки», факел, лучина, масляная лампа, керосиновая лампа, свеча, электрическая лампочка, энергосберегающая лампа; пластмассовые ручки и стеки на каждого ребенка, полоски бумаги, кусочки шерстяной ткани; ноутбук, компьютерная программа «Научные развлечения» («Наураша в стране Наурандии», датчик, подключенный к компьютеру, динамо-машина; разрезанные предметные картинки для дидактической игры «История электрической лампочки» на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Чтение познавательной литературы

1. «Что такое свет?» («Детская энциклопедия»)

2. Богданов В. В., Попова С. Н. «Истории обыкновенных вещей»

3. Дитрих А., Юрмин Т. А., Кошурникова Р. Р. «Почемучка»

4. Нефёдова К., «Бытовые электроприборы. Какие они?»

5. Чтение стихотворений и загадок об источниках света, рассматривание картинок и иллюстраций.

Ход занятия

Мотивационно - ориентировочный этап

Дети входят в группу и вдруг гаснет свет.

-Ребята, что случилось? Комфортно ли нам в этом помещении без света? (ответы детей). Дети делают вывод, что без света людям жить плохо, неуютно.

Поисковый этап

-Я, конечно, включу свет, чтобы нам стало комфортно. А вы, ребята, отгадайте загадки:

1. Чудеса на потолке -

Повисло солнце на шнурке.

2. Висит она без дела днем,

А ночью освещает дом.

-Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же - электрическая лампочка.

-Как вы думаете, всегда ли существовала электрическая лампочка? (ответы детей)

Педагог: Я предлагаю вам совершить волшебное путешествие по времени и отправиться в прошлое лампочки. У меня есть волшебные часы. Стоит только перевести стрелки в обратную сторону и сказать:

Тик-так, тик-так.

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

Сразу в древность попадем.

Практический этап

Педагог: Ребята, посмотрите, куда мы попали? В какое время?

Педагог: Это древний мир, и живут здесь древние люди. Как вы думаете, где они жили? (Древние люди жили в холодных пещерах). Как они грелись?

СЛАЙД «СОЛНЦЕ». До того, как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света и тепла было солнце. Но когда наступала ночь, становилось холодно и людям грозили дикие звери.

СЛАЙД «КОСТЁР». Тогда человек и научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и теплом, и светом в пещере.

Давайте присядем у костра.

Психогимнастика:

Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра. Протяните свои ладони: наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. Чувствуете тепло? Но вот подул ветер. Нам становится прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения). Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, а снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. Ребята, вы согрелись? (в заключение гимнастики потирают ладошки).

А теперь следуем дальше вперед. Но сначала надо потушить костер, для этого я накрою его плотной тканью, чтобы прекратить доступ кислорода, и он потухнет. Теперь можно уходить.

СЛАЙД «ФАКЕЛ». Давным-давно люди придумали факелы. Вы знаете, что такое факел? Обычно это палка с намотанной на конце просмоленной паклей. С факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения.

СЛАЙД «ЛУЧИНА». Затем люди придумали лучину. Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли в подставке, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает, нужно было следить, чтобы не случился пожар.

СЛАЙД «МАСЛЯНАЯ ЛАМПА». Шло время. Люди как-то заметили, что если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет хорошо гореть и долго. Так появились масляные лампы.

СЛАЙД «СВЕЧА». Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Их используют до сих пор. Как? (ответы детей). Как вы думаете, чем не удобна свеча? (ответы детей).

Выводы: Ей можно обжечься, от нее мало света.

СЛАЙД «КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА». Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и когда научились добывать нефть и перерабатывать ее в керосин, тогда и придумали керосиновые лампы. За стеклянной колбой пламя было безопасно. Удобной ли была такая лампа? (ответы детей.)

Выводы: Плохо освещала комнату, постоянно надо было наливать керосин. Если ее уронить, то вспыхнет пожар).

СЛАЙД «ЛАМПОЧКА» История возникновения лампы длилась несколько десятилетий. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. В разное время были совершены различные открытия, которые приближали лампу к современному, всем знакомому виду.

СЛАЙД А. ЛОДЫГИН Ее изобрел русский инженер Александр Лодыгин в 1873 году (конец 19 века).

СЛАЙД «Электрическая лампочка». Она сейчас освещает наши квартиры и улицы.

СЛАЙД «Энергосберегающая лампочка». Не так давно ее придумали люди, она дает много света, а расходует мало электроэнергии. Дома у вас, наверное, есть такие лампочки.

-Ребята, а как вы думаете от чего работает лампочка? Как электричество приходит в наши дома? (ответы детей)

СЛАЙД

-Ребята, еще электричество бывает природное (электрический скат, молния, северное сияние)

– А бывает -статическое электричество - неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите? Сейчас мы научимся ловить доброе электричество.

Я предлагаю вам, ребята вернуться в современный мир и посетить лабораторию, в которой мы узнаем, как вырабатывается статическое электричество.

-Ребята, а что такое лаборатория? Кто в ней работает? (ответы детей)

-Давайте наденем фартуки и вспомним правила, которые необходимо соблюдать в лаборатории. (Ответы детей). Теперь мы готовы и берем наши волшебные часы:

Тик-так, тик-так.

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

Сразу в лабораторию попадем.

Опыт №1. Статическое электричество.

СЛАЙД Схематическая таблица для проведения опыта.

-Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)

- Поднесите ручку к бумаге.

- С бумагой что-то происходит? (Нет).

- Как заставить бумагу притянутся к ручке? (Предположения детей)

- Сейчас мы сделаем эти обычные ручки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им ручку. Медленно поднесите теперь ручку к кусочкам бумаги.

- Что происходит с бумагой? (Бумага притянулась к ручке).

- Как ручка стала электрической? (Её натерли шерстяной тканью.)

- А, теперь попробуйте стекой проделать то же самое.

Вывод: Статическое электричество живет повсюду.

-Молодцы! Вот мы и научились ловить статическое электричество.

-Ребята, а вы знаете, как вырабатывается электричество, которое приходит к нам в дома? (ответы детей)

- В этом нам поможет разобраться-хозяин лаборатории, маленький ученый мальчик Наураша, помощник педагогов и друг детей.

Опыт №2 Электростанция «Как получить электричество в домашних условиях?»

Этот опыт мы будем выполнять под руководством Наураши, следуя его указаниям.

Вывод: Динамо-машина-это моторчик, который надо раскрутить самому. Надо взять за рукоятку и раскрутить ее. Моторчик будет вырабатывать электричество, чем быстрее крутишь, тем больше напряжение и ярче светит лампочка.

- Давайте поблагодарим ученого за информацию и попрощаемся с Наурашей.

СЛАЙД.

-Ребята, электричество, которое попадает к нам в дома вырабатывают то же динамо-машины, только очень большие. Их приводят в движение вода (на гидроэлектростанции) или пар (на тепловых электростанциях).

- Вот теперь мы с вами знаем, как получить электричество и что оно зависит от источника. Пришло время возвращаться в детский сад. Нам надо переодеться (снять фартуки) и отправимся в путь.

Берем наши волшебные часы и переведем стрелки вперед:

Тик-так, тик-так.

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

Сразу в детский сад попадем.

Педагог: Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам наше путешествие? Мы с вами прошли сегодня большой путь и многое узнали. Наверное, вы устали после длительного путешествия, и я предлагаю поиграть.

Я буду розеткой, а вы проводом.

Физкультминутка «Провода».

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель, на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение.

Рефлексивно-оценочный этап

-Молодцы, ребята. Давайте теперь встанем в круг и вспомним, где мы были и что узнали нового. (ответы детей)

Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки с помощью игры.

Д/И «История электрической лампочки».

У вас на столах лежат предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Расположите карточки по порядку, каждый на своём столе.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. кто правильно выполнил задание, поднимите руку. Молодцы, все справились с заданием!

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Поделитесь своими впечатлениями. Что понравилось вам больше всего? (ответы детей)

-А, как вы думаете, другим детям интересно будет узнать историю возникновения лампочки?

Я предлагаю вам создать у нас в группе мини-музей «История лампочки» и пригласить ребят из других групп, чтобы вы смогли им рассказать как появилась лампочка.

-Спасибо вам за проявленный интерес и вашу отзывчивость! Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами!

Последующая работа:

Создание мини-музея «История лампочки».

Литература

1. О. В. Дыбина «Что было до…» Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.

2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова: Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС

Интернет ресурсы

1. https://infourok.ru/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1730690.html

2. https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentirovanie-kartoteka-opytovyeksperimentov-dlja-starshei-grupy.html

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия «Путешествие в планетарий» для детей старшего дошкольного возраста Конспект итогового занятия на тему «Путешествие в планетарий» для детей старшего дошкольного возраста, в рамках педагогического проекта.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое» для старшего дошкольного возраста Цель- Обогащение представлений детей об использовании посуды коми народа в старину. Задачи: 1. Обогащать содержание общения за счёт новых.

Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром на тему: «Путешествие в прошлое лампочки» Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое лампочки» Воспитатель.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на остров Спортландия» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная. Цели: познакомить детей с различными.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Байкалу» Направление: Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир»Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир» Программные задачи: Образовательные: Уточнять и закреплять.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну песков» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну песков» Елена Викторовна Куприянова Конспект занятия для.

Конспект занятия «Путешествие по городам Крыма» для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ №21 «Светлячок» Конспект занятия на тему: «Путешествие по городам Крыма». (для детей старшего дошкольного возраста).

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Составила Старший воспитатель: Шурховецкая Ирина.

Проект для старшего дошкольного возраста «От лучины до лампочки» Автор проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В. Руководитель проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В. Район, город, представивший.

Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки»
Опубликовано: 11 января 2018 в 21:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шинкарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД