Татьяна Драгун
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представления детей о часах, истории создания часов.
Задачи: расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни; развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение; воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Материал: мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие в прошлое часов», картинка часы (разрезанная на 4 части, план группы, макет солнечных часов, фонарик, макет механических часов, фонарь, батарейка, песочные часы, механические часы, игра «Танграм», схема «Петушок», мяч, пустые пластиковые бутылки; покрашенные гуашью сахар, соль, манная крупа; музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: рассматривание разных часов, чтение художественной литературы по соответствующей тематике, просмотр мультфильма «Фиксики» - серия «Будильник».
Ход занятия
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и пожелаем хорошего дня.
С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай,
День хороший начинай!
- Я рада видеть вас веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера! А для этого мы должны почаще улыбаться, никого не обижать и не обижаться, не драться!.Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!
- Ребята, а у меня сегодня не очень хорошее настроение. Знаете почему?
- Я вчера вечером на доску прикрепила картинку с изображение предмета, о котором хотела поговорить с вами сегодня на занятии. Но, по-видимому, картинка решила поиграть с нами в прятки. Утром я нашла вот только это (показываю листы с изображением плана группы). Как вы думаете, что это такое? Вы правильно думаете. В местах, отмеченных крестиками, спрятались части картинки. Вы сейчас будете работать парами. Внимательно посмотрите на план и отправляйтесь на поиски частей картинки. Во время поисков будьте внимательны друг к другу, не ссорьтесь, слушайте друг друга. (Дети ищут части картинки и возвращаются на место)
- Ребята, спасибо, что помогли мне собрать части картинки, а теперь давайте ее соберем.
О чем мы сегодня будем говорить? (О часах)
- Ребята, а зачем нам нужны часы? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что было бы, если бы ни у кого бы не было часов?
- Как вы думаете, как люди жили раньше без часов? Как они определяли время?
- Оказывается, часы были и раньше. Но в те давние времена они были другими.
- А вы бы хотели отправиться в путешествие в прошлое часов? Побывать на разных этапах развития часов?
- Но как же нам попасть в прошлое?
- Давайте мы с вами полетим на машине времени. Согласны? Станьте в круг, возьмитесь за руки. Я сейчас произнесу волшебные слова
Замыкаем дружный круг
В прошлом окажемся мы вдруг!
- Пристегните ремни безопасности. Начинаем обратный отсчет:10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3,2,1, пуск! (Используются звуковые эффекты космического полета).
- Кажется прилетели! Отстегните ремни безопасности
- Ребята, посмотрите, куда это мы попали? (Слайд №1, используется музыкальное сопровождение, крик петуха на рассвете).
- В давние времена люди узнавали время по «живым часам». Эти «часы» очень важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать. А вы догадались, что это за «живые часы»?
- Люди заметили, что петухи начинали кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок и договариваться о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы, да по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».
- Ребята, как вы думаете, можно ли по пению петушка определить точное время? А если петушок заболел, или во сне свалился с жердочки, или лисы испугался?
- А еще «живыми часами» весной и летом могут быть поющие птицы. (Слайд №2)
- Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже начинает петь жаворонок. В 5 утра – зяблик. А воробей соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам пора скоро вставать в садик, в школу, на работу.
- Знали люди и другие «живые часы» - это растения. (Слайд № 3)
- Ребята, а как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет ни рта, ни языка, словами они сказать не могут?
- Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер. А третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Цветы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются. Например, одуванчики дружно раскрываются в 5 утра, а к 3 часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.
- А сейчас мы немного отдохнем. Физкультминутка «Цветы»
Наши красные цветки
Распускают лепестки. Плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево – вправо)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки. (Присели, спрятались)
Головой качают (Движения головой влево – вправо)
Тихо засыпают. (Закрываем глаза)
- Ребята, как вы думаете, чем удобны «живые часы»? (Их не надо покупать, красивые, радуют глаз)
- А чем они неудобны? (Нельзя взять в комнату, петухи не живут в городе, цветы не раскрываются в пасмурную, дождливую погоду)
- Люди стали придумывать другие часы. Давным – давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень тоже круг пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал. Вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть – 1 час. Солнце взошло и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Так человек изобрел циферблат. Такие часы очень долго были на службе у людей. Солнечные часы есть и сейчас. А вы видели солнечные часы? Где? (В городе, на променаде).
- А давайте попробуем показать, как работают солнечные часы? Подойдите к столу. Здесь у нас макет солнечных часов. Фонарь – это Солнце. Солнце движется и тень от палочки не стоит на месте, а движется за ним.
- Чем неудобны такие часы? (Ничего не показывают в пасмурную или дождливую погоду, их нельзя взять в квартиру)
- История часов продолжалась. Один житель древнего города Рима наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды и стал следить, как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Так изобрели водяные часы. (Слайд №5)
- Водяные часы тоже оказались неудобными. Почему? (Все время нужно подливать воду)
- Не случайно с тех пор говорят о времени «Сколько воды утекло»
- Ребята, а как вы думаете, можно ли нам самим сделать водяные часы. Давайте мы с вами сделаем водяные часы, в которые не нужно доливать воду. (Дети вместе с воспитателем изготавливают модель водяных часов).
- И снова возвращаемся к нашим часам. Какими же еще часами пользовались люди в древности?
- Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. И назвали их – какие? (Песочные. Слайд №)
- Как вы думаете, эти часы были удобными? (Нужно все время переворачивать, не положишь в карман, не повесишь на стену, работают только несколько минут).
- Где используют песочные часы в наше время. (Часто их используют в медицине. Когда проводят процедуры. Есть песочные часы и в ванную комнату. Их вешают на зеркало и засекают время, пока чистят зубы. Также ими пользуются в некоторых настольных играх)
- И коль мы с вами живём во времени, а народная пословица гласит «время – золото», потому нет ничего дороже времени. Время нужно использовать с толком. Так, чтобы изготовить мебель, нужно время, чтобы добыть уголь или сварить сталь – нужно время. Время течёт очень быстро, а чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. И недаром народная мудрость гласит: «время – деньги» - ведь на каждое дело нужно определённое время. «Кончил дело – гуляй смело».
- А хотите, мы проведем опыт? Как вы считаете 1мин - это много или мало времени. Давайте проверим. Я предлагаю вам помолчать одну минуту. Песок в песочных часах будет сыпаться ровно одну минуту.
Вера следит за временем, как только последняя песчинка упадет, подай нам сигнал «Стоп игра». Один, два, три.
Как вы считаете 1мин - это много или мало времени. (Много)
- А теперь за 1 мин попробуем собрать живые часы- петушка. За временем буду следить я. Один, два, три. (Работа с танграмом).
- А сейчас, 1 минута- это много или мало времени.
- Ребята, когда мы заняты делом, время проходит быстро, а когда мы просто сидим и молчим, время тянется долго.
- Ребята, как вы думаете, свеча- это тоже часы? (Слайд № 7) Первые огненные часы - это тонкая свеча с нанесенными на нее штрихами. ширина полоски соответствует определенному промежутку времени. Воск от горящего фитиля таял, и вместе с ним таяли полоски. Сколько полосок исчезало, столько часов и проходило. Они сравнительно точно показывали время, а в ночное время еще и освещали жилище. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был звуковой сигнализацией времени. А эти часы удобны? (Они работали только в помещении, где нет ветра)
(Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании – «Задуй свечу».)
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у".
- Всегда ли и везде ли человек мог пользоваться такими часами. Чем они могли быть опасными? (Свеча могла упасть, и мог произойти пожар)
- Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. (Слайд №8)
- Правда часы были очень большие, вал - барабан был деревянный и размером с целое бревно, а вместо цепочки на барабан наматывали очень толстый канат с тяжеленными гирями. Часы были настолько громоздкими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.
Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.
Физкультминутка «Тик-так».
Тик-так, тик-так
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт. Наклоны влево-вправо
А в часах сидит кукушка.
У нее своя избушка. Дети садятся в глубокий присед
Прокукует птичка время,
Снова прячется за дверью Приседания
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. Круговые вращения руками или туловищем.
А часы идут. идут Ходьба на месте
Иногда вдруг отстают Замедление темпа.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят бег на месте.
Если их не заведут,
То они совсем встают. Дети останавливаются.
Работа с макетом механических часов. Ребенок покрутит одну из шестеренок сначала почасовой стрелке, затем против часовой, как при этом будет двигаться второй элемент?
- Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди, по форме они напоминали яйцо. (Слайд № 9) Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.
Двигателем таких часов была обыкновенная пружинка.
К тому времени появились часовые мастера - часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку.
- Жизнь не стояла на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные и электрические часы, внутри которых поместили крохотную электрическую станцию - батарейку. (демонстрация батарейки).
Появились часы, которые невозможно купить, но каждый из вас их может увидеть на площадях, вокзале, на улицах. Существуют даже сказочные часы. (Слайд № 10) Эти часы висят на стене центрального театра кукол в городе Москве. На вершине часов стоит петух, а вокруг него 12 домиков. Каждый час из одного из домиков появляется сказочный персонаж. А когда часы бьют 12 ночи из каждого домика выходят козел, сова, ворона, заяц, лисица, обезьяна, кот, баран, поросенок, коза и волк и все вместе начинают танцевать под музыку.
Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы смогли их увидеть такими, какими видим в наше время. Время не стоит на месте, и, конечно, со временем появятся новые часы. Видите ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. И может быть, кто-то из вас, став взрослым, придумает новые, более интересные часы.
- А сейчас мы поиграем в игру «Скажи, как называются?»
- Если часы висят на стене, то это часы … (настенные)
-Часы, которые стоят на полу называются …
-Часы, которые носят на руке, называются …
-Нас по утрам будят часы, которые называют …
-Еще есть часы на башнях. Их называют… В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». (Послушать музыкальное сопровождение)
-Часы, которые стоят на камине, называются…
-Были часы, которые находились в карете, как они назывались?.
- Как называются часы, которые нужно заводить?.
- Если бы ты был дизайнером и придумывал новые модели часов, какие бы часы ты придумал?
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Замыкаем дружный круг.
В настоящем, окажемся мы вдруг!
- Пристегните ремни безопасности. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,пуск! (Используются звуковые эффекты космического полёта.)
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вам больше всего запомнилось?
- Ребята, как называются люди, которые придумывают что-то новое? (Изобретатели).
- Я предлагаю вам вместе с мамами сесть за столы, и мы с вами будем изобретать новый вид часов. (Дети садятся за столы, берут приготовленные пластиковые бутылки и соединяют их между собой склеенными крышками с проделанными внутри дырочками. В одну бутылочку дети насыпают подкрашенную соль, сахар, манную крупу. Затем прикручивают вторую бутылочку).
- Как называются ваши часы? Где вы их можете использовать? Дома засеките время, за которое из одной бутылочки пересыплется одно вещество в другую бутылочку.