Юлия Кравцова
Проект «Круг, квадрат — сказка на новый лад»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Предлагаемый конспект проекта «Круг, квадрат – сказка на новый лад» был реализован с детьми 1 младшей группы в течение 2 полугодия 2018-2019 образовательного периода. Материал для проведения проектной деятельности был заимствован из учебно-методического пособия «Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» (А. М. Вербенец, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г., переработан и приведён в соответствие с возможностями детей, посещающих детский сад и особенностями развивающей предметно-пространственной среды группы.
Публикация «Проект „Круг, квадрат — сказка на новый лад“» размещена в разделах
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Актуальность данного проекта в том, что он способствует математическому и сенсорному, а также общему интеллектуальному развитию детей раннего дошкольного возраста: именно освоение детьми умений выявлять свойства, отношения, устанавливать соответствие путем соотнесения, группировать по форме, что станет в дальнейшем основой успешного освоения математических навыков счёта, будет способствовать становлению познавательной инициативы ребёнка, его любознательности, активности.
Данный проект поддерживает и помогает реализовать Концепцию развития математического образования в Краснодарском крае (приказ МОН Краснодарского края от 31.12.2014 №5747).
Актуальность данного проекта создаётся ещё и тем, что в настоящее время детский сад является муниципальной инновационной площадкой, в рамках которой образовательный процесс предполагает использование сказочных персонажей и мотивов при организации любой детской деятельности.
Одной из основных проблем в усвоении детьми основ математики является незначительный сенсорный опыт, который развивается и обогащается путём реализации проекта «Круг, квадрат – сказка на новый лад».
Контингент: дети и родители 1 младшей группы
Длительность проекта : 2 недели.
Продукт: атрибуты, созданные вместе с детьми для игры-драматизации
Цель: Обогащение сенсорного опыта (уточнение и расширение представлений о форме и фигурах, способствовать освоению детьми геометрических фигур как эталонов формы.
Задачи:
1. Активизировать интерес детей к играм с сенсорными материалами, совместной со взрослым деятельности. Вызвать интерес к выделению формы в окружающих предметах.
2. Обогащать сенсорный опыт детей (выделение свойств, развивать умение различать предметы по форме, выделять значимые различия (по количеству ил наличию углов, сторон).
3. Развивать обследовательские умения, направленные на выделение элементов геометрических фигур, свойств предметов (цвета, размера, стимулировать практические действия по группировке предметов по 1-2 признакам в группы.
4. Продолжать знакомить со способами сравнения фигур (приём наложения).
5. Уточнять понимание детьми слов, выражающих свойства предметов (форму, размер, цвет, геометрические фигуры, численность множеств (много кругов, мало или один квадрат).
6. Расширять представления детей о формах предметов (природных объектов, бытовых объектов, предметов мебели; подвести к пониманию связи формы предмета и её некоторых функций.
7. Развивать умение игровой, художественно-творческой деятельности: обыгрывать эпизод, продукты деятельности в игре с педагогом, принимать участие в сотворчестве со взрослым, принимать предложенный взрослым замысел, создавать простые изображения на основе круга, квадрата (приёмами печатания готовыми формами, дорисовывание заготовок).
Содержание проекта.
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Проблемная ситуация. Напомнить детям сказку «Теремок». Уточнить их впечатления, предпочтения. Предложить прослушать сказку на новый лад – в сказке вместо персонажей будут необычные герои: круг, квадрат и другие фигуры.
Вопросы для активизации деятельности. Вопросами активизировать детей к обсуждению: «Какие фигуры они знают?». Предложить рассудить: «Какая фигура самая важная?», «Как можно догадаться, где круг, а где квадрат из представленных фигур?».
Обсуждение вариантов будущего «театра» : макет теремка ( который включает осваиваемые геометрические фигуры: квадратные стены дома, треугольная крыша, круглое окно) вносится в начале детской деятельности.
2. ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности (игровая образовательная ситуация) Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей с использованием ресурсов среды Взаимодействие с родителями
«Знакомьтесь, старые наши друзья – круг и квадрат». Уточнение представлений детей о данных фигурах, развитие умений различать и называть, развитие обследовательских действий (прокатывание объёмных форм (шара и куба, приём наложения плоскостных фигур, выделение структурных элементов – углов). Задания: найти круг и квадрат в дидактической картинке, обнаружить в ящике с песком круглые и квадратные фигуры, выложить из блоков Дьенеша дорожки к домикам и др.) Чтение стихов о формах и фигурах.
Совместная деятельность с педагогом по декорированию основы (прямоугольника) отпечатками штампов-фигур (ритм расположения на листе, сочетание 2 цветов).
Игры с песком: поиск фигур в песке, рисование на песке.
Игра «Чудесный мешочек».
Упражнения на развитие моторики «Пальчиковая гимнастика». Размещение коллекции (набора плоских и объёмных геометрических фигур разного размера и цвета) для сортировки и группировки.
Рамки-вкладыши «Форма».
Игра по типу домино «Какой формы».
«Круг и квадрат потерялись». Выделение формы предметов на примере дидактических картин и предметов окружающей обстановки: развитие умения определять форму предметов, структурные части фигур, обследовать предметы (проводить пальчиком, ладонь по поверхности и др.) Освоение игры с блоками Дьенеша «Клады» (одновременное выделение 2-3 свойств (цвета, формы, размера) – по возможностям детей.
Чтение сказки «Колобок»
Лепка по теме: «Весёлые колобки» (развитие формообразующих движений, приёмов скатывания между ладонями круговым движением). Дидактические игры «Лото форм», «Какой формы?»
Игры с блоками Дьенеша «Клады» : построение дорожек заданного свойства (одинаковые по форме или цвету, группировка блоков по заданному свойству (круглые, красные и пр.).
Игры с разными по размеру и цвету мячами, воздушными шарами.
Декорирование основы платка геометрическим фигурами (штампами с формой круга и квадрата).
«Круг и квадрат в парке». Рассматривание форм предметов и природных объектов, выделение форм, соотношение с фигурами, обследование (зрительное и тактильное, группировка по свойствам Рассматривание коллекции листьев и природных объектов (соотношение с эталонами формы приёмом выкладывания). Изготовление «продуктов питания» для кукольного уголка (вырезание разными формочками из раскатанного скалкой пласта пластилина, отпечатывание формочками в основах-заготовках «Коробка разных конфет», «Печенье в упаковке») Рассматривание формы предметов (на кухне, в ванной или гостиной).
Рисование или коллажирование по теме: «Круг на кухне» (круглая сковорода, дно кастрюли, ковшика и т. д.)
«Где спрятались фигуры?» (на основе интеграции областей в детской деятельности). Выделение формы окружающих предметов, называние, обследование, дорисовывание основ (круг, квадрат и другие осваиваемые фигуры). Ситуация общения «Круг, квадрат и другие фигуры на кухне». Уточнение представлений о фигурах, сравнение фигур между собой приёмом наложения, выделение формы в окружающих предметах, название. Игры с рамками-вкладышами. Составление коврика печатанием вкладышами на пласте теста или отпечатки из краски
«Рисуем круги и квадраты». Дорисовка фигур: круг (солнце, цветок, лицо человека) и квадрат (окно, дом, стол, декорирование элементами, обыгрывание Совместное с педагогом рассказывание стихов о формах и фигурах. Рассматривание фигур и форм, изображённых на дидактических материалах.
Игры с мягкими модулями, создание построек из модулей.
3. ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП.
Игра-драматизация (по типу режиссёрской игры) с разыгрыванием эпизодов прихода фигур в теремок и выполнением ряда заданий: найти фигуры и изображения, выбрать круг, квадрат из дидактических материалов, дорисовать круг, превратив в какой-нибудь предмет. Сказку – развёртывание эпизодов – рассказывает педагог, вопросами активизируя детей подсказывать фигурам слова («Чем отличаются? Что есть у квадрата, но нет у круга? На какую фигуру больше похожа сковорода, мячик?»).
Ожидаемые результаты. Освоение детьми первоначальных математических навыков через игровую и театрализованную деятельность.
Полученные результаты. Все дети, принявшие участие в проекте, успешно освоили геометрические фигуры, научились различать, называть и выделять их из общего многообразия.
Список использованной литературы:
1. «Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» (А. М. Вербенец, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.).