Елена Ивановна Зайкова
Конспект познавательного занятия «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия
«Удивительные свойства воздуха»
«Познавательное развитие»
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, посредствам включения их в экспериментальную деятельность.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Удивительные свойства воздуха“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Содействовать уточнению и расширению знаний детей о воздухе и его свойствах. Опытническим путем доказывать детям свойства воздуха : прозрачен, невидим, не имеет запаха, легкий, теплый, холодный, может передвигаться, в воде виден в виде пузырьков.
Формировать познавательную активность в процессе экспериментирования, учить делать логические выводы, активизировать речь и обогащать словарь.
Способствовать воспитанию интереса к познанию окружающей жизни, любознательность, желание беречь природу, создавать доброжелательный настрой.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
• беседы и загадки о воздухе, ветре,
• наблюдения;
• чтение книги «Чудо – всюду» Т. Д. Нуждиной;
• опыты, эксперименты
Материал и оборудование: письмо от Вопросика, контейнер с апельсином и луком, картинки «Ветер – друг, ветер – враг» листочки,, пакетики прозрачные на всех,трубочки,стаканчики.
Ход занятия:
- Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра на общение «Приветствие» :
Станем рядышком друг к другу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем: «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется.
- Доброе утро!
- Ребята, я шла утром в детский сад утром и мне передали письмо. Как вы думаете от кого? (От Вопросика)
- Вы хотите узнать, что в нем написано? (Да)
Читаю письмо:
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам письмо Вопросик. Я люблю задавать вопросы. Отгадайте загадку и расскажите, что вы знаете об этом.
Загадка: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидим, но все же
Без него мы жить не можем?
Вопросик»
- Что же это? (Воздух)
-Как вы догадались?
- Что такое воздух? (Это то, чем мы дышим)
- А где есть воздух? (Везде)
- А для чего он нам нужен? (Для дыхания, для жизни)
- А кто дышит воздухом? (люди, животные, птицы, растения, все живое)
- А можно жить без воздуха? (Нет)
- Увидеть воздух можно? (Нет)
Опыт №1
«Как можно обнаружить воздух?»
- Подойдите к столику, возьмите стакан с водой, наберите воздух и подуйте в трубочку. (Выполняют)
- Что появилось в воде? (Пузырьки)
- А пузырьки это что? (Воздух)
- Почему пузырьки поднимаются вверх? (Воздух легкий)
Опыт № 2:- Дети, а можно поймать воздух? Давайте проверим, подойдем ко второму столику. (Пакеты) Сейчас мы будем его наполнять воздухом. (Выполняют)
- Каким пакет стал? (Полным)
- Вы что-нибудь видите? Что же это есть в пакете? (Воздух)
- Какой он? (Прозрачный невидимый, бесцветный)
- Итак, с помощью пакета мы смогли обнаружить воздух, хоть он и бесцветный и невидимый.
Опыт № 3:- Дети, если воздух нельзя увидеть, то наверное, его можно попробовать и узнать какой он на вкус? Может он горький или сладкий? Лизните воздух. Как вы думаете, у воздуха есть вкус? (Воздух безвкусный)
- Кто же мне скажет, имеет ли воздух запах? (Нет)
- Правильно, чистый воздух запаха не имеет.
- Закройте глаза, что вы чувствуете? (Запах апельсина)
- Вам нравится этот запах? (Да) А можно его назвать приятным? (Да)
- Дети, воздух может передать и неприятные запахи. Как можно назвать такой воздух? (Загрязненный)
- Правильно, это загрязненный воздух. Что может загрязнять воздух? (Дым заводов, сигарет, автомобилей)
- Что помогает очищать воздух? (Леса, растения)
- Автомобиль – загрязняет воздух, а лес – очищает. Молодцы!
Мы сидели, мы устали,
Воздух дружно изучали,
А теперь пришла пора,
Отдохнуть нам детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши,
И друг к другу повернулись
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились раз и два,
Чтоб не болела голова.
-Вот и закончили зарядку.
Опыт № 4: - Дети, может ли воздух двигаться?Вопросик прислал нам листочки, помогите им взлететь. (Дуют)
- Как в природе называют движение воздуха? (Ветер)
- Ветер приносит тепло, холод, дождь, снег. Ветер может быть другом и помощником. А может быть и врагом – разрушителем. Что может натворить такой ветер? (Рассматривание картинок)
Опыт № 5:– Воздух может быть разной температуры? (Теплым и холодным)
- Когда бывает воздух теплым? (Летом)
- А холодный? (Зимой)
- Если произносить разные звуки, мы можем почувствовать теплый и холодный воздух. Попробуйте произнести звук «С», ладошку поднесем ко рту. Какой почувствовали воздух? (Холодный)
- А попробуйте, произнесите звук «Ш». Какой воздух почувствовали? (Теплый)
- Молодцы!
- Теперь вставайте в круг и поиграем в игру «Бывает не бывает» Если воздух может быть таким ловим мяч и говорим «да», если нет – ловим и говорим «нет».
• Воздух бывает теплым?
• Воздух бывает чистым?
• Воздух бывает пушистый?
• Воздух бывает легкий?
• Воздух бывает грязный?
• Воздух бывает сердитый?
• Воздух бывает холодный?
• Воздух бывает полосатый?
• Воздух бывает бесцветный?
• Воздух бывает мягкий?
- Молодцы, все справились. Как много мы рассказали про воздух. Давайте вспомним, какой был воздух. (Ответы) Что интересного вы запомнили, что понравилось? А чем мы сегодня с вами говорили?
Давайте расскажем стихи о воздухе :
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы о нем не говорим,
Просто мы вдыхаем,
Он ведь нам необходим!
Все об этом знают!
- Молодцы, ребята! Вопросик очень рад, что вы все знаете и приготовил вам подарки (воздушные шары). Чего – то в них не хватает? (Воздуха)