Приложение МААМ

Конспект познавательно-исследовательской ОС с воспитанниками старшей группы на тему «Свойства камня»

Юлия Плетнева
Конспект познавательно-исследовательской ОС с воспитанниками старшей группы на тему «Свойства камня»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

познавательно- исследовательской образовательной ситуации с воспитанниками старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Темочки:

1. Расширять кругозор детей о свойствах камня (цвет, форма, размер, характер поверхности, плавучесть, определение температуры, веса);

2. Формироватьу детей умственные способности: развитие анализа,

сравнения, обобщения, учить детей делать выводы и умозаключения;

3. развивать психические процессы;

4. Развивать социально-личностныеумения:коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции;воспитывать у детей умение работать в микрогруппах, уметь договариваться, распределять работу.

Предварительная работа: Рассматривание коллекций камней. Сбор камней для коллекции. Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок». Рассматривание иллюстраций с камнями из атласа «От земли до неба».

Словарная работа: активизация словаря детей за счет слова: лаборатория

Демонстрационный и раздаточный материал:

• Ящик ощущений

• Большой камень

• Карточка-схема «Свойства камня»

• Набор схем-рисунков -6 шт.

• Костюм ученого

• Набор камней на каждую подгруппу-6 наборов

• Весы-1шт

• Кусок пластилина-1шт

• Деревянный брусок-2шт

• Гвоздик маленький-1шт

• Стакан с водой-4шт

• Ложка-2шт

• Лупы-3шт

• Рабочие листы для фиксирования свойств-3шт

Камни для сюрпризного момента -18шт

План образовательной развивающей ситуации:

Организационный момент.

Цель: организация детей на предстоящую деятельность.

• Создание игровой мотивации («здравствуй небо…»)

• Создание образовательной ситуации

• Использование сюрпризных моментов («ящик ощущений)

• Создание проблемной ситуации (что в ящике)

• Мотивация детей на предстоящую деятельность (хотели бы узнать «секреты» о наших камнях)

• Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми («Сегодня мы будем научными лаборантами и будем проводить исследование камней)

(1-3 минуты)

2 этап

Основная часть. Выполнение заданий

Цель:решение поставленных задач в ходе образовательной ситуации

• Решение проблемной ситуации (работа в «Лаборатории»)

• Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми (деление по подгруппам, обсуждение заданий на карточках)

• Анализ систематизации знаний (выступление детей с результатами экспериментов по свойствам камней после выполнения заданий, игра «что хорошо, что плохо»

(10-20 минут)

3 этап

Подведение итога деятельности.

Цель: выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности.

• Игровой анализ образовательной ситуации(«Что хорошо, что плохо»)

• Рефлексия

• Плавный вывод детей из образовательной ситуации в самостоятельную деятельность («камушек в коллекцию») (1-3 минуты)

Ход:

-Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

«Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (руки вниз)

Здравствуйте мои друзья (руки вперёд)

1,2,3,4,5- вместе мы в кругу опять».

Ребята, посмотрите, что сегодня я для вас принесла (вносится «ящик ощущений»). Как вы думаете, для чего он может служить! (хвалю детей за наиболее удачные предположения)

Это ящик-ощущений, к нему присоединены рукава, напоминающие что?

Я для вас придумала задание. А помогут разгадать нам это задание наши руки, которые необходимо поместить в рукава нашего ящика. Руками необходимо обследовать предмет, который находится внутри этого ящика.

Сейчас мы с вами попросим Гришу нащупать руками, что же находится в ящике- ощущений, но говорить, что там находится нам не надо!

Давайте подумаем и предположим,что может лежит в ящике ощущений. Чтобы нам не гадать мы будем задавать вопросы – подсказки.

Подумайте, какие вопросы можно задать Грише, которые помогут нам догадаться, что находится внутри.

-Это живое или неживое?

-Съедобное или нет?

-Круглое, квадратное, треугольное или другой формы?

-Большое или маленькое?

-Тяжелое или лёгкое?

-Плотное или рыхлое?

-Этот предмет холодный или тёплый?

(при затруднении отгадки предлагаю послушать стихотворение)

«В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий — в ладошке лежать.

Тяжелый, большой — одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

В ящике спрятан круглый, твёрдый камень.

(Камень).

Ребята, помните, когда мы с вами гуляли летом на участке, вы искали красивые камушки. Кто-то даже из вас дома хотел сделать свою коллекцию. Вам интересно узнать об удивительных свойствах камней?

Скажите, а какие верные помощники нам помогут:

-Глаза (чтобы смотреть)

-Пальчики (чтобы трогать, ощущать)

-Уши (чтобы слушать)

-Нос (чтобы нюхать)

А рот, нам будет помогать?

В рот ничего брать нельзя.

Ребята, посмотрите, сегодня у нас в группе на столах очень много предметов для обследования, словно в научной лаборатории.

Вы знаете, что делают в лаборатории?

- Правильно.

Вы хотите поработать научными лаборантами?

Для работы в лаборатории надо знать некоторые правила поведения. Какие, кто знает?

Я буду главным научным сотрудником (одеваю халат, а вы и наши гости будете научными лаборантами, которым необходимо провести исследование с камнями.

Возьмите карточку с изображенным свойством камня, которое вы будете изучать и найдите взрослого лаборанта с номером своей карточки.

Научная работа очень утомительная и я вам предлагаю сделать перерыв. Давайте научим взрослых лаборантов игре «Камень, ножницы, бумага».

-В лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов.

В лаборатории надо:

- не шуметь,

- работать дружно, вместе;

- быть внимательными, догадливыми.

Заканчивайте обследование камней; подумайте о научном докладе о свойстве вашего камня по карточке -схеме. Итак, первая группа учёных, что вы узнали? (выступают группы)

Какие вы наблюдательные учёные.

Давайте обсудим, мои юные ученые, что хорошо, а что плохо в камне.

Вам надо назвать хорошие и плохие свойства и камней.

- Камень — это хорошо - из него можно строить дома, дороги, можно играть, делать картины. Есть лечебные камни, камни – обереги, талисманы, из камней делают украшения.

-Камень – это плохо, потому что, камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.

Но, все же камни нужны, как часть неживой природы.

- Мои юные учёные, что больше всего вас удивило?

- А что особенно было трудным для вас?

- Вы были очень внимательными, и поэтому справились со всеми заданиями, вы сегодня все «умники и «умницы»

Ребята если вам было интересно заниматься возьмите из тарелочки камешек в руку. Этот камешек станет началом вашей коллекции, ведь коллекция — это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе.

Ребенок читает стихотворение:

Я этот камешек нашел на берегу

Его вчера мне подарило море.

Теперь его для папы берегу,-

На нем слова, рисунки и узоры.

Издалека сюда он прилетел,

Осколок неба, космоса посланник.

Он мне ладонь, как солнца луч согрел,

Чудесный камешек, межзвездный, добрый странник.

(Е. Шендрик)

Приложение: №1 Карточки - задания

Опыт № 1. Определение цвета и формы

Рассмотрите камни, лежащие перед вами. Все они разные. Посмотрите, какого цвета у вас камни. (серый, коричневый, белый, красный).

А как вы думаете меняет ли камень форму?

Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Вывод: Значит камень твердый, а пластилин мягкий.

А как вы думаете, камень твёрже дерева? Попробуйте поцарапать камень и кусочек дерева небольшим гвоздиком. Где остался след? Какой можно сделать вывод? (камень твердый, прочный. Он тверже дерева и пластилина)

Скажите, какими по цвету и форме бывают камни?

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

“Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького. Найдите и покажите самый большой и маленький. Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Нам понадобятся наши пальчики. Разделим камни на гладкие и шероховатые.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)

Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 4. Определение веса.

Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы положим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? Деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый).

Вывод: Камни не растворяются и они тяжелые.

Опыт № 5 Определение температуры.

Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) Как согреть холодный камень? (Зажать в кулачке, нагреть дыханием).

Вывод: Камни могут быть тёплыми и холодными.

Опыт № 6 Плавучесть.

Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. В другой стакан опускают много камней. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким, Уровень воды повышается.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства»Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ходе НОД в средней группе на тему "Магнит и его свойства" Цель: формирование навыков.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины» Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группы .

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской ОС с воспитанниками старшей группы на тему «Свойства камня»
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 22:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской ОС с воспитанниками старшей группы на тему «Свойства камня»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Плетнева (УИ 630885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД