Юлия Плетнева
Конспект познавательно-исследовательской ОС с воспитанниками старшей группы на тему «Свойства камня»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
познавательно- исследовательской образовательной ситуации с воспитанниками старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие»
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской ОС с воспитанниками старшей группы на тему „Свойства камня“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1. Расширять кругозор детей о свойствах камня (цвет, форма, размер, характер поверхности, плавучесть, определение температуры, веса);
2. Формироватьу детей умственные способности: развитие анализа,
сравнения, обобщения, учить детей делать выводы и умозаключения;
3. развивать психические процессы;
4. Развивать социально-личностныеумения:коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции;воспитывать у детей умение работать в микрогруппах, уметь договариваться, распределять работу.
Предварительная работа: Рассматривание коллекций камней. Сбор камней для коллекции. Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок». Рассматривание иллюстраций с камнями из атласа «От земли до неба».
Словарная работа: активизация словаря детей за счет слова: лаборатория
Демонстрационный и раздаточный материал:
• Ящик ощущений
• Большой камень
• Карточка-схема «Свойства камня»
• Набор схем-рисунков -6 шт.
• Костюм ученого
• Набор камней на каждую подгруппу-6 наборов
• Весы-1шт
• Кусок пластилина-1шт
• Деревянный брусок-2шт
• Гвоздик маленький-1шт
• Стакан с водой-4шт
• Ложка-2шт
• Лупы-3шт
• Рабочие листы для фиксирования свойств-3шт
• Камни для сюрпризного момента -18шт
План образовательной развивающей ситуации:
Организационный момент.
Цель: организация детей на предстоящую деятельность.
• Создание игровой мотивации («здравствуй небо…»)
• Создание образовательной ситуации
• Использование сюрпризных моментов («ящик ощущений)
• Создание проблемной ситуации (что в ящике)
• Мотивация детей на предстоящую деятельность (хотели бы узнать «секреты» о наших камнях)
• Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми («Сегодня мы будем научными лаборантами и будем проводить исследование камней)
(1-3 минуты)
2 этап
Основная часть. Выполнение заданий
Цель:решение поставленных задач в ходе образовательной ситуации
• Решение проблемной ситуации (работа в «Лаборатории»)
• Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми (деление по подгруппам, обсуждение заданий на карточках)
• Анализ систематизации знаний (выступление детей с результатами экспериментов по свойствам камней после выполнения заданий, игра «что хорошо, что плохо»
(10-20 минут)
3 этап
Подведение итога деятельности.
Цель: выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности.
• Игровой анализ образовательной ситуации(«Что хорошо, что плохо»)
• Рефлексия
• Плавный вывод детей из образовательной ситуации в самостоятельную деятельность («камушек в коллекцию») (1-3 минуты)
Ход:
-Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
«Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (руки вниз)
Здравствуйте мои друзья (руки вперёд)
1,2,3,4,5- вместе мы в кругу опять».
Ребята, посмотрите, что сегодня я для вас принесла (вносится «ящик ощущений»). Как вы думаете, для чего он может служить! (хвалю детей за наиболее удачные предположения)
Это ящик-ощущений, к нему присоединены рукава, напоминающие что?
Я для вас придумала задание. А помогут разгадать нам это задание наши руки, которые необходимо поместить в рукава нашего ящика. Руками необходимо обследовать предмет, который находится внутри этого ящика.
Сейчас мы с вами попросим Гришу нащупать руками, что же находится в ящике- ощущений, но говорить, что там находится нам не надо!
Давайте подумаем и предположим,что может лежит в ящике ощущений. Чтобы нам не гадать мы будем задавать вопросы – подсказки.
Подумайте, какие вопросы можно задать Грише, которые помогут нам догадаться, что находится внутри.
-Это живое или неживое?
-Съедобное или нет?
-Круглое, квадратное, треугольное или другой формы?
-Большое или маленькое?
-Тяжелое или лёгкое?
-Плотное или рыхлое?
-Этот предмет холодный или тёплый?
(при затруднении отгадки предлагаю послушать стихотворение)
«В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячи лет.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать.
Тяжелый, большой — одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
В ящике спрятан круглый, твёрдый камень.
(Камень).
Ребята, помните, когда мы с вами гуляли летом на участке, вы искали красивые камушки. Кто-то даже из вас дома хотел сделать свою коллекцию. Вам интересно узнать об удивительных свойствах камней?
Скажите, а какие верные помощники нам помогут:
-Глаза (чтобы смотреть)
-Пальчики (чтобы трогать, ощущать)
-Уши (чтобы слушать)
-Нос (чтобы нюхать)
А рот, нам будет помогать?
В рот ничего брать нельзя.
Ребята, посмотрите, сегодня у нас в группе на столах очень много предметов для обследования, словно в научной лаборатории.
Вы знаете, что делают в лаборатории?
- Правильно.
Вы хотите поработать научными лаборантами?
Для работы в лаборатории надо знать некоторые правила поведения. Какие, кто знает?
Я буду главным научным сотрудником (одеваю халат, а вы и наши гости будете научными лаборантами, которым необходимо провести исследование с камнями.
Возьмите карточку с изображенным свойством камня, которое вы будете изучать и найдите взрослого лаборанта с номером своей карточки.
Научная работа очень утомительная и я вам предлагаю сделать перерыв. Давайте научим взрослых лаборантов игре «Камень, ножницы, бумага».
-В лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов.
В лаборатории надо:
- не шуметь,
- работать дружно, вместе;
- быть внимательными, догадливыми.
Заканчивайте обследование камней; подумайте о научном докладе о свойстве вашего камня по карточке -схеме. Итак, первая группа учёных, что вы узнали? (выступают группы)
Какие вы наблюдательные учёные.
Давайте обсудим, мои юные ученые, что хорошо, а что плохо в камне.
Вам надо назвать хорошие и плохие свойства и камней.
- Камень — это хорошо - из него можно строить дома, дороги, можно играть, делать картины. Есть лечебные камни, камни – обереги, талисманы, из камней делают украшения.
-Камень – это плохо, потому что, камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.
Но, все же камни нужны, как часть неживой природы.
- Мои юные учёные, что больше всего вас удивило?
- А что особенно было трудным для вас?
- Вы были очень внимательными, и поэтому справились со всеми заданиями, вы сегодня все «умники и «умницы»
Ребята если вам было интересно заниматься возьмите из тарелочки камешек в руку. Этот камешек станет началом вашей коллекции, ведь коллекция — это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе.
Ребенок читает стихотворение:
Я этот камешек нашел на берегу
Его вчера мне подарило море.
Теперь его для папы берегу,-
На нем слова, рисунки и узоры.
Издалека сюда он прилетел,
Осколок неба, космоса посланник.
Он мне ладонь, как солнца луч согрел,
Чудесный камешек, межзвездный, добрый странник.
(Е. Шендрик)
Приложение: №1 Карточки - задания
Опыт № 1. Определение цвета и формы
Рассмотрите камни, лежащие перед вами. Все они разные. Посмотрите, какого цвета у вас камни. (серый, коричневый, белый, красный).
А как вы думаете меняет ли камень форму?
Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Вывод: Значит камень твердый, а пластилин мягкий.
А как вы думаете, камень твёрже дерева? Попробуйте поцарапать камень и кусочек дерева небольшим гвоздиком. Где остался след? Какой можно сделать вывод? (камень твердый, прочный. Он тверже дерева и пластилина)
Скажите, какими по цвету и форме бывают камни?
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера.
“Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького. Найдите и покажите самый большой и маленький. Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Нам понадобятся наши пальчики. Разделим камни на гладкие и шероховатые.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)
Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Определение веса.
Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы положим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? Деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый).
Вывод: Камни не растворяются и они тяжелые.
Опыт № 5 Определение температуры.
Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) Как согреть холодный камень? (Зажать в кулачке, нагреть дыханием).
Вывод: Камни могут быть тёплыми и холодными.
Опыт № 6 Плавучесть.
Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. В другой стакан опускают много камней. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким, Уровень воды повышается.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.