Нина Семенчук
Конспект занятия по ФЭМП «Поможем Машеньке спасти братца Иванушку от гусей-лебедей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательно-исследовательской деятельности
(формирование элементарных математических представлений)
в старшей группе
«Поможем Машеньке спасти братца Иванушку от гусей-лебедей».
I. Цель – создание условий для формирования познавательно-исследовательских знаний в процессе математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
II. Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Поможем Машеньке спасти братца Иванушку от гусей-лебедей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси-Лебеди». Колнспекты занятии по математике, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
1. Развивающая. Способствовать развитию наглядно-образного мышления. Развивать познавательный интерес в ходе математических заданий: прямой и обратный счет в пределах 10; при сравнении двух множеств; при измерении длин отрезков; при работе со схемой.
2. Образовательная. Учить измерять длину отрезков с помощью линейки.
3. Воспитательная. Воспитывать любовь к русским народным сказкам и родной речи.
III. Материал:
- обруч – 1 шт;
- макет яблони;
- картинки с изображением яблок с разным количеством семечек от 2 до 10;
- картинки с изображением гусей – 10 шт;
- цифры от 1 до 10 – 3 набора;
- фартуки;
- простые карандаши;
- линейки;
- схема «Путь Машеньки к избушке Бабы Яги и обратно»;
- клеенки, подносы, мерные ложки, салфетки;
- стаканчики с прозрачной водой;
- формочки с веществами (мука, мел, уголь активированный, зубная паста, гуашь).
IV. Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель: кто из вас не знает эту удивительную русскую народную сказку:
Гуси подхватили мальчика с земли
Где-то вдруг пропали в голубой дали.
Горько будет плакать девочка им вслед,
Глянула, играя, - братца рядом нет…
Дети: «Гуси-лебеди».
Воспитатель: назовите услышанные слова со звуками «г» и «гь».
Дети: гуси, голубой, глянула, горько и др.
Воспитатель: предлагаю попутешествовать по этой сказке и узнать что-то интересное! Вспомните, с кем повстречалась Машенька по пути к избушке Бабы-Яги?
Дети: с печкой, яблонькой, речкой молочные берега.
Воспитатель: сколько она сделала остановок?
Дети: три.
Воспитатель: представьте, мы с Машенькой у печки. Что просит Машенька? Что печка отвечает?
Дети: не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели? А печка ей: «Отведай моего пирожка».
Воспитатель: какие пирожки были у печки, если начинка была из яблок? Малины? Творога? (словесная игра «Назови начинку»).
Дети: яблочная, малиновая, творожная и др.
Воспитатель: молодцы, побежим дальше? Куда?
Дети: к яблоньке.
Воспитатель: а на яблоньке яблок видимо невидимо, но еще больше попадало. Что яблонька попросила у Машеньки?
Дети: съешь моего яблочка, скажу, куда гуси-лебеди полетели.
Воспитатель: мы и съедим и собрать поможем (игра «Собери яблоки»). Взять одно яблочко; в яблочке есть семечки - посчитать, сколько их; взять цифру, которая соответствует количеству семечек; положить в «ящик».
Дети: в моем яблочке 7 семечек, я взял цифру 7 и т. д.
Воспитатель: куда направила нас яблонька дальше?
Дети: к молочной речке.
Воспитатель: что Машенька спросила у речки? Что речка ответила?
Дети: куда гуси-лебеди полетели? Попей моего молочка, скажу.
Воспитатель: в настоящей жизни вода в реках какая?
Дети: чистая, бесцветная, прозрачная и т. д.
Воспитатель: а в сказке она какая?
Дети: молочная, белая.
Воспитатель: сделаем такую воду (опыт «Вода – растворитель веществ»). Надеваем фартуки и подходим к столам. На столах баночки с веществами (мел, мука, гуашь, активированный уголь, зубная паста, баночки с прозрачной водой, мерные ложки, клеенки, подносы, тряпочки, влажные салфетки.
Дети размешивают вещества в воде,
экспериментальным (практическим) путем
получают цвет молока.
Воспитатель: что можно сказать о воде? Какой цвет она принимает?
Дети: вода принимает цвет того вещества, который в ней растворяется.
Воспитатель: поспешим к избушке. Что было дальше?
Дети: прибежала Машенька к избушке бабы-Яги, увидела Ванечку. Он сидел на травке, а недалеко паслись гуси Бабы-Яги. Подхватила Машенька братца на руки и побежала к родному дому.
Воспитатель: от избушки – куда?
Дети: к речке, потом к яблоньке, печке, и домой.
Воспитатель: давайте рассмотрим схему обратного пути домой. Соедините на рисунке прямыми линиями точки: 4, 3, 2, 1. Назовите все отрезки.
Дети: 4 – 3, 3 – 2, 2 – 1.
Воспитатель: какой отрезок пути был самым длинным? Коротким?
Дети: дают разные ответы.
Воспитатель: я слышу разные ответы, а как узнать точно?
Дети: надо измерить линейкой.
Воспитатель: измеряйте отрезки. Какая длина отрезка от избушки Бабы-Яги до речки? От речки до яблони? От яблони до печки?
Дети: от избушки Бабы-Яги до речки – 3 см; от речки до яблони – 6 см; от яблони до печки – 8 см.
Воспитатель: какой отрезок пути был самым длинным? Коротким?
Дети: самый длинный отрезок пути от яблони до печки – 8 см. Самый короткий путь - от избушки Бабы-Яги до речки – 3 см.
Воспитатель: когда Машенька убегала с братцем от гусей-лебедей, ей показалось, что их стало больше с того времени, когда она сама их догоняла. Права ли она? Сравните два множества гусей-лебедей :
1 – когда догоняла;
2 – когда убегала.
На сколько их стало больше или меньше?
Дети: когда догоняла Машенька, гусей было 4, когда убегала – гусей стало 6. Второе множество больше на 2, первое множество меньше на 2.
Воспитатель: что было дальше?
Дети: прибежали дети домой, тут и батюшка с матушкой приехали с ярмарки.
Воспитатель: и привезли деткам своим леденцы на палочке (угощаю детей) :
Сказок разных есть немало.
Одну мы вспомнили сейчас
О каких не рассказала,
Расскажу в другой вам раз!
* * *
Сказка с вами прощается,
Грустить всем запрещается!