Елена Мясникова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Приключения воздушного шарика. Звук [ш]. Буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Приключения воздушного шарика» (Звук [ш]. Буква Ш).
Продолжительность: 30 мин.
Тема занятия : звук [ш]. Буква Ш.
Тип занятия : по овладению новыми знаниями.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Приключения воздушного шарика, Звук [ш], Буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Воздушные шарики
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Цель: формирование знаний о звуке [ш], букве Ш.
Задачи:
• коррекционно-образовательные:
познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука [ш], с опорой на различные виды контроля;
закреплять умение выделять звук [ш] в слогах, словах;
познакомить с графическим обозначением звука [ш];
закрепить понятия: “согласный звук”, “слог”, “слово”.
• коррекционно-развивающие:
автоматизировать произношение звука [ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях;
развивать фонематический слух и восприятие;
совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
профилактика дисграфии и дислексии;
• коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям, любознательность;
продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость и дисциплинированность);
стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Наглядный материал:
1. Картина формата А4 с цветным изображением воздушного шарика ;
2. Картина формата А5 с цветным изображением лопнувшего воздушного шарика – символическое изображение звука [ш];
3. Цветная сюжетная картина формата А3 с изображением проезжей части и два грузовика с грузом ;
4. Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением лесной поляны, содержащая предметы, в названии которых есть звук [ш];
5. Карточки на магнитах синего цвета с перечеркнутым колокольчиком формата 10*10 см;
6. Цветные сюжетные картины формата А4 с изображением бельчат на лесной поляне и трех корзин со схемами для определения места звука [ш];
7. Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением поезда и вагончиков для определения количества слогов в словах и предметные картины с изображением животных, в названии которых есть звук [ш];
8. Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением парка аттракционов и клоуна с красными, синими и зелеными шарами;
9. Черно-белые картины формата А5 с изображением воздушных шаров со схемами для звукового анализа;
10. Обучающая открытка «Буква Ш» формата А4 из комплекта «Речь: плюс»;
11. Черно-белая картина формата А4 с изображением предметов, внешне похожих на букву Ш;
12. Магнитные элементы букв и альбом из комплекта «Речь: плюс»;
13. Черно-белая картина формата А5 с изображением буквы Ш, построенной с помощью пальцев руки;
14. Тетрадь для письма «Буквы. Пиши и стирай» из комплекта «Речь: плюс»;
15. Черно-белая сюжетная картина формата А5 с изображением клоуна и воздушных шаров с буквами;
16. Цветная предметная картина формата А4 с изображением клумбы с цветами, на которых написаны гласные буквы и два цветных шарика с прорезями для чтения слогов;
17. Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением забора с напечатанными словами;
18. Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением забора с напечатанными предложениями;
19. Цветная картина формата А4 с изображением плиток шоколада, на которых напечатаны слова;
20. Карточка формата А4 с кроссвордом;
21. Комплект штампов детской типографии из комплекта «Речь: плюс».
Раздаточный материал:
1. Карточки для звукового анализа по количеству детей;
2. Черно-белая сюжетная картина формата А5 «Поймай шары» по количеству детей;
3. Карточки с кроссвордом;
4. Тетради «Буквы. Пиши и стирай»;
5. Открытки «Буква Ш»;
6. Комплекты «Магнитные буквы»;
7. Комплект штампов «Детская типография»;
8. Индивидуальные зеркала по количеству детей;
9. Цветные карандаши по количеству детей.
Лингвистический материал:
• Слоги: ША, ШО, ШУ, ШЭ, ШИ, АШ, ОШ, УШ, ЭШ, ЫШ, ИШ.
• Слова: шарф, шорты, шляпа, рубашка, ушанка; шина, шапка, шуба, шахматы, вишня, мишка, пушка, кошка, мышь, душ, малыш, камыш; каша, шило, мыши, шары; шмель, мышь, кошка, лошадь, лягушка, мартышка; шипы, шило, шары, мыши, суши, каша, машина, камыши; шар, шишка, штанга, шаги.
• Предложения: Саша шапкой шишки сшиб. Нашей Маше дали кашу.
Место проведения: логопедический кабинет.
Организационная форма проведения: традиционная.
Ход занятия
I. Организационный момент.
В кабинет входит логопед, держа в руках связку воздушных шаров.
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Отгадайте загадку:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
– Воздушный шарик.
– Правильно.
Шар воздушный, шаловливый
Залетел под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все.
Шар лопнул, послышалось: ш-ш-ш-ш…
– А какой первый звук в слове «шар»?
– Звук [ш].
– Верно. Сегодня вы познакомитесь с новым звуком [ш] и буквой, его обозначающей. А поможет вам в этом воздушный шарик, рассказав о путешествии, которое он совершил, о том, где он летал и что видел.
Нас ждет много новых знаний, интересных заданий и неожиданных встреч. Мы будем радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
II. Основная часть.
1. Итак, шарик начинает рассказ о своих приключениях. Но сначала мы с вами должны все узнать про звук [ш]. Посмотрите все на меня. Звука [ш] звучит так, как воздух выходит из лопнувшего шарика.
Возьмите зеркала, произнесите звук [ш], наблюдая за артикуляцией. (дети берут индивидуальные зеркала). В каком положении находятся губы, зубы и язык во время произнесения звука [ш]?
– Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с небом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка.
– Звук [ш] согласный или гласный?
– Согласный.
– Как определить?
– Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.
– Звук [ш] твердый или мягкий?
– Твердый.
– Ребята, сейчас я открою вам первый секрет звука [ш] : он очень упрямый и поэтому всегда остается твердым, его не смягчает даже звук [и], стоящий следом за ним. Запомните звук [ш] всегда согласный твердый! Звук [ш] звонкий или глухой?
– Глухой.
– Как проверить?
– Приложить ладошку к горлу – горло не дрожит, «спит», голос отдыхает.
– А теперь второй секрет звука [ш]. У него нет младшего братца, нет мягкого парного звука. Итак, звук [ш] – согласный твердый глухой, он всегда остается твердым.
(выставляется карточка синего цвета с перечеркнутым колокольчиком).
2. Дидактическое упражнение «Доставка груза».
– Ну, что ж. Начинаем слушать рассказ о приключениях нашего шарика. После того, как его надули, подул сильный ветер и шарик, гонимый его порывами, оказался на оживленном перекрестке. Он летал то вправо, то влево от машины к машине, и вот… стал причиной аварии двух грузовиков. После столкновения их грузы высыпались и перепутались.
Давайте вернем все на свои места: если в слове есть звук [ш] – «грузим» его в грузовик с красной кабиной, если нет – в грузовик с желтой кабиной.
– …ответы детей.
Слова со звуком [ш] : шарф, шорты, шляпа, рубашка, ушанка.
Слова без звука [ш] : платье, жилет, футболка, блуза, юбка.
3. Дидактическое упражнение «Лесная поляна».
– Ребята, вы отлично справились. После этого шарик улетел за город, и долетел до лесной опушки.
Пока он кружился над поляной, он видел много предметов со звуком [ш] в их названии. Давайте тоже попробуем все эти предметы. Напоминаю, что звук может «жить» как в начале слова, так и в середине, и в конце слов. Будьте внимательны!
– … ответы детей.
Слова: шляпа, Шарик, шахматы, шмель, Шапокляк, шары, шоколадка, шишка, шалаш, мишка, парашют, лошадка, лягушка, пушка, малышка, опушка.
4. Дидактическое упражнение «Озорные бельчата».
– Молодцы, как много слов со звуком [ш] вы отыскали! Пока шарик кружил над поляной, он услышал из лесочка какой-то шум, и решил проверить, что там происходит.
Залетев поглубже, он увидел, как озорные бельчата скачут по веткам и бросаются друг в друга шишками. Ну и бардак в лесу они навели! Нужно помочь бельчатам собрать все шишки и разложить по нужным корзинам. На каждой шишке нарисована картинка. Определите место звука [ш] в названии каждой картинки, и положите шишку в корзину с соответствующей схемой.
– … ответы детей.
Слова: шина, шапка, шуба, шахматы, вишня, мишка, пушка, кошка, мышь, душ, малыш, камыш.
5. Дидактическое упражнение «Веселый паровозик».
– Отлично! Все шишки собрали. Побывав в лесу, шарик полетел дальше и увидел маленький поезд.
В своих вагончиках он вез пассажиров. Давайте посмотрим, кто и в каком вагоне ехал. Называйте пассажиров и рассаживайте их по вагонам: если в слове один слог - пассажир едет в первом вагоне, два слога – во втором вагоне, три слога – в третьем вагоне.
– … ответы детей.
Слова: шмель, мышь, кошка, лошадь, лягушка, мартышка.
6. Дидактическое упражнение «Забавный клоун».
– Здорово, все пассажиры на своих местах! Паровозик уехал, а шарик полетел дальше. И тут он оказался около любимого места всех детей – у парка аттракционов. У входа прыгал забавный клоун и пытался поймать воздушные шары, которые, по неосторожности, выпустил из рук. Поможем клоуну?
– Конечно поможем, а как?
– Перед каждым из вас лежит воздушный шарик, на котором изображен какой-то предмет.
Возьмите шарики-карточки, рассмотрите. Назовите, что нарисовано на вашем шарике, выполните звуковой анализ своих слов. Теперь «поймайте» шарики клоуна и расположите их в том порядке, как расположены цвета на ваших схемах. Открывайте пенал с карандашами, приступайте к выполнению звукового анализа (дети выполняют работу на индивидуальных листах-шарах).
Вы отлично справились! Давайте поскорее поймаем шарики, пока они не разлетелись (закрепление шариков на липучки на фоне). Вот и все воздушные шарики в руках у клоуна!
Слова: шуба, шина, каша, шило, мыши, шары.
III. Физкультминутка.
– А теперь веселый клоун предлагает нам немного развлечься и сделать с ним зарядку (дети выполняют разминку под видео-сопровождение, ссылка на видео: -).
IV. Продолжение основной части.
6. Дидактическое упражнение «Знакомство с буквой».
– Молодцы! Теперь с новыми силами давайте поразмышляем. Звук мы слышим и произносим, а, чтобы «увидеть» звук, что нужно сделать?
– Записать его, написать букву.
– Правильно. А как связаны между собой звуки и буквы?
– Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, читаем и пишем, а также можем нарисовать их.
– Звук [ш] обозначается буквой Ш. Это буква Ш (выставляется карточка с буквой Ш и обложка обучающей открытки «Буква Ш» из комплекта «Речь: плюс».
– Из каких элементов состоит буква Ш?
– Трех вертикальных палочек и одной горизонтальной.
– На что она похожа?
– Дети предлагают варианты.
– (Логопед демонстрирует картины
и читает текст).
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша. (В. Степанов)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш…
Шустро мышь под печку –
Шасть!
Как бы в лапы
Не попасть. (В. Степанов)
– На какие буквы похожа буква Ш?
– На букву Щ, П, на перевернутую Е.
– Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)
Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш! (Е. Тарлапан)
(Логопед уточняет, чем отличается буква Ш от названных букв).
7. Дидактическое упражнение «Сложи букву».
– А сейчас предлагаю вам самим сконструировать букву Ш.
(Детям раздаются карточки и магнитные элементы буквы из комплекта «Речь: плюс». Они самостоятельно выкладывают образ буквы Ш).
– Покажите, что у вас получилось. Молодцы! А теперь попробуйте сами изобразить букву Ш, используя свои пальцы.
8. Дидактическое упражнение «Напечатай букву».
– Сейчас вы поупражняетесь в написании буквы Ш. (Работа детей в тетрадях для письма маркером «Буквы. Пиши и стирай» из комплекта «Речь: плюс»).
Теперь «нарисуйте» букву в воздухе, на столе, на спине у друга. Давайте сделаем так, чтобы буква Ш осталась и в ваших тетрадях. Напечатаем ее. Открывайте тетради. От предыдущего задания отступите вниз две клетки, с третьей начнем работу.
– Сколько вертикальных палочек в букве Ш?
– Три.
– Где находится горизонтальная палочка?
– Внизу, соединяет вертикальные.
– Правильно. Большая буква Ш займет две клетки, маленькая – одну.
(логопед демонстрирует на доске порядок написания буквы Ш, дети печатают букву в индивидуальных тетрадях).
9. Дидактическое упражнение «Поймай шарик».
– Все справились очень хорошо. А теперь еще раз закрепим, как выглядит буква Ш. Посмотрите на листы перед вами. Шары клоуна опять разлетелись… «Поймайте» только те шарики, на которых буква Ш написана правильно.
(дети выполняют работу на индивидуальных листах, находя правильно написанные буквы Ш).
– Молодцы! Вы отыскали все правильно написанные буквы!
10. Дидактическое упражнение «Цветочная клумба».
– Недалеко от парка аттракционов была очень красивая клумба, на которой росли очень красивые цветы. Шарик подлетал и вдыхал аромат от каждого цветочка. Давайте посмотрим, как это было.
(выставляются фон с клумбой и цветами, на которых написаны гласные, шарик подлетает к цветку - дети читают слоги.
– Напоминаю, что буква Ш – особенная буква. Она обозначает только один твердый звук [ш] и всегда читается твердо, даже если стоит с гласной И.
Вот последний цветок с И,
Прочитаем твердо… (ши).
11. Дидактическое упражнение «Что написано на заборе?».
– В отличном настроении шарик отправился путешествовать дальше. И тут он увидел, что мальчик что-то написал на заборе. Любопытный шарик решил прочитать, что же там написано. Давайте и мы тоже прочитаем, очень интересно…
(выставляется сюжетная картина, дети читают слова и предложение с буквой Ш).
– … (дети читают слова и предложение).
Слова: шипы, мыши, шаги, каша, камыши, машина.
Предложения: Саша шапкой шишки сшиб. Нашей Маше дали кашу.
– Отлично! Вы здорово читали!
12. Дидактическое упражнение «Шоколадки».
– Вновь подул ветер и шарик улетел в небеса. Полетав так высоко, что распугал всех голубей, наш шарик залетел на шоколадную фабрику. А там случилась беда: все шоколадки упали и разломились на несколько частей. Предлагаю вам разделиться на две команды и собрать все шоколадки. На каждом кусочке написан слог, если шоколадка собрана верно, вы сможете прочитать, что на ней написано. Итак, делитесь на команды и приступайте.
–… (дети собирают шоколадки, читают слова).
Слова: шуба, шина, шипы, шило, шары, мыши, суши, каша, машина, камыши.
13. Дидактическое упражнение «Шипящий кроссворд».
– Молодцы! Вам удалось собрать все шоколадки. И вот, после всех этих приключений, шарик попал в наш детский сад. И он приготовил для вас интересное задание – «шипящий» кроссворд. Каждое слово в этом кроссворде начинается со звука [ш]. Найдите место каждому слову в сетке кроссворда и напечатайте их с помощью печатей из детской типографии.
(дети решают кроссворд и пропечатывают слова на индивидуальных листах с помощью набора штампов детской типографии из комплекта «Речь: плюс».
Слова: шар, шуба, шишка, штанга.
– Это было сложное задание, и вы выполнили его правильно!
V. Итог. Завершение занятия.
– Вот такое удивительное путешествие совершил маленький воздушный шарик. Оно было интересным, познавательным и полным впечатлений.
– Ребята, с каким звуком вы сегодня познакомились?
– Со звуком [ш].
– Какой буквой он обозначается?
– Буквой Ш.
– Что из приключений шарика вам понравились и запомнилось больше всего?
– …. (ответы детей).
– А теперь, за старания и прилежание каждого из вас ждет подарок – воздушный шарик (логопед вручает каждому ребенку воздушный шарик). Занятие окончено.