Лада Павловская
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р]
в слогах, словах и предложениях.
Автор : Павловская Лада Николаевна, учитель – логопед
МБОУ «Катунинская СШ» филиал «Детский сад д. Лахта» 2016г.
Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
1. Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Р].
2. Упражнять произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
3. Упражнять детей в образовании существительных мн. числа Р. п. в игре «Чего не стало?»
4. Продолжать учить определять позицию звука в слове.
5. Упражнять в составлении коротких предложений.
Коррекционно- развивающие:
1. Развивать фонематический слух через игру «Поймай звук».
2. Корригировать фонематическое восприятие через игровое упражнение «Найди общий звук»
3. Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость, умение выслушать педагога до конца.
Оборудование: индивидуальные зеркала, игрушка Карлсон, предметные картинки со звуком [Р], цветок ромашки с лепестками, на которых написаны слоги и цифра, макет башни с тремя окошками, картинки-отгадки, картинки с предметами во мн. числе со звуком [Р], сюжетные картинки.
Время реализации занятия : 30 минут.
Предварительная работа : Постановка звука [Р], закрепление звука [Р] изолированно, в слогах, словах.
План индивидуального логопедического занятия :
1. Организационный момент
2. Основная часть
-Артикуляционная гимнастика.
-Сообщение темы занятия через упражнение «Найди общий звук»
-Уточнение артикуляции и характеристики звука [Р].
- Автоматизация звука [ Р] в слогах через упражнение «Ромашка»
- Определение позиции звука в словах в игре «Рассели в башни»
- Физкультминутка «Буратино»
- Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук»
- Игра на развитие умения образовывать существительные мн. числа Р. п. «Чего не стало?»
- Игра на автоматизацию звука [Р] в предложениях «Придумай предложения».
3. Заключительная часть.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в гости к сказочным героям! Хотите! А вот кто нам поможет в путешествии, вы сейчас отгадаете!
-Взяв для подкрепления
Баночку варенья
Отправляется в полет
Человечек- вертолет!
- Кто это? (Карлсон)
- Он мне рассказал, что когда пролетал мимо детского сада, видел, что ребята умеют делать зарядку для языка, но сам ее делать не умеет!
- Вы научите его? (Да)
2. Основная часть
Выполнение артикуляционной гимнастики.
1."Заборчик"
(Улыбнуться, зубы сомкнуты и видны, удерживаем такое положение от одного до пяти-десяти)
2." Лопаточка"
(Улыбнуться, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Удерживать такое положение под счет от одного до пяти – десяти.)
3. «Чашечка»
(Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
4. «Лошадка»
(Присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.)
5. «Грибок»
(Улыбнуться, зубы видны, приоткрыть рот. Широко открыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к небу)
6. "Варенье"
(Рот приоткрыт, широким языком обхватить верхнюю губу и «слизывать» воображаемое варенье, делая движение сверху вниз).
7. «Качели»
(Открыть рот как при произнесении звука «А». Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку).
8. «Почистим зубки»
(Почистить кончиком языка верхние зубки с внутренней стороны слева- направо)
9. «Индюк»
(Рот открыт. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед- назад, не отрывая языка. При этом произносить: бл-бл-бл… Нижняя челюсть неподвижна.
-Сообщение темы занятия через упражнение «Найди общий звук»
-Вот мы и научили делать Карлсона гимнастику для языка. А теперь посмотрите на картинки (рак, ручка, ракета, барабан, ведро, арбуз, рыба).
- Какой звук есть в каждом слове? [Р ]
- Сегодня мы с вами будем выполнять различные задания и следить за правильным произношение звука [Р ].
-Уточнение артикуляции и характеристики звука [Р].
-Давайте все вместе произнесем звук [Р ].
- Скажите мне звук [Р] какой : согласный или гласный? (согласный)
- Звук [Р] : глухой или звонкий? (звонкий)
- Звук [Р] : твёрдый или мягкий? (твердый)
-Как мы произносим звук [Р]? (губы растянуты в улыбку, язык находится за передними верхними зубами, кончик языка «дрожит»).
- Автоматизация звука [ Р] в слогах через упражнение «Ромашка»
- А вот и первый наш герой! (На доске картинка с Красной шапочкой)
-Кто это? (Красная шапочка)
-Пока Красная шапочка шла по лесу, она сорвала ромашку, а на ней слоги и цифра, которая показывает, сколько раз вы его должны сказать! (Дети отрывают лепестки, проговаривают слоги)
- Определение позиции звука в словах в игре «Рассели в башни»
- По тропинке мы пришли к высокой башне, в которой сидит девушка с длинными золотыми волосами.
- Кто это? (Рапунцель)
- Чтобы спуститься с башни ей нужно отгадать загадки злой колдуньи. Поможем ей в этом? У вас у каждого в руках картинка. Будьте внимательны, у кого отгадка, поднимает картинку и называет ее. Определите место этого звука в слове. (Дети по очереди кладут картинку- отгадку в 1,2 или 3 окно)
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички —
Белые реснички. (Ромашки)
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и приземлится. (Ракета)
Кто в речном песке живет,
Ходит задом наперед? (Рак)
В пути не смолкает
Вдаль увлекает
Сам не шагает
Шагать помогает. (Барабан)
Красным глазом засияет –
Нам идти не разрешает,
А зелёный глаз зажжёт –
Иди смело, пешеход!
(Светофор)
В землю спряталась девица.
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную (Морковку)
-Молодцы. Рапунцель благодарит вас за помощь, а сама отправляется во дворец искать своих родителей.
-А мы с вами вышли на лужайку, по которой бежал мальчик с золотым ключиком в руке. Ребята, кто же это? (Буратино)
- Правильно. Мы с вами знаем физкультминутку про Буратино. Давайте её вспомним. Выходите из-за своих столов. Проговаривайте слова и повторяйте все движения за мной.
Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.
- Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
-Ребята, а вы знаете, что Буратино пошёл учиться в школу. Там ему задали очень сложное задание. И он просит нас с вами помочь ему. Игра «Поймай звук».
-Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
Логопед читает слова :
- Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, ручей, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, кролик, воробей.
-Весело шагая по дорожке, мы вышли к морю. Там на берегу сидела и скучала Русалочка. Увидев нас, она предложила сыграть с ней в игру «Чего не стало?».
На доске 7 картинок, внимательно посмотрите и запомните их. Я уберу 1 картинку, а вы должны заметить и сказать какой картинки не стало! Затем убирается 2 картинки. (сарафаны, шарфы, куртки, карманы, рукавицы, перчатки, рубашки) Дети отвечают, чего не стало!
-Карлсону нравится, как вы выполняете все задания и он хочет, чтобы вы научили его составлять предложения. У каждого из вас картинка, составьте по одному предложению и затем запишите на доске в виде схемы. Вопросы к детям:
Сколько слов в предложении?
Какое первое слово? Какое второе? Какое третье?
3. Заключительная часть.
-Наше с вами путешествие к сказочным героям подходит к концу. Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили? Какие герои сказок к нам приходили? В какие игры вам больше понравилось играть? На прощание Карлсон дарит вам свой портрет, который вы можете раскрасить!