Валентина Мизиряк
Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Рm в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : Автоматизация звука [Рь]
Цель: автоматизация звука [Рь]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить правильную артикуляцию и произношение изолированного звука [р’];
- закрепить его четкое произношение в слогах, словах;
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание и фонематический слух;
- развивать артикуляционный аппарат и подвижность лицевой мускулатуры;
- развивать процессы внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия на тему: „Автоматизация звука Рm в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
-воспитание сострадания, усидчивости, терпения при выполнении заданий.
Материал: зеркало, ПК, презентация.
Ход занятия
1. Оргмомент
Пальчиковая гимнастика
Доброе утро. (Ладони вместе. Поочередно одноименные пальцы касаются друг друга.)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
-Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длиться до вечера.
Логопед : В гости птица прилетела,
Кря-кря-кря, твердит нам смело,
Мы ведь тоже так умеем,
Повторим сейчас за нею.
(ребёнок повторяет звукоподражание).
2. Артикуляционная гимнастика.
- Вот наша гость – Утенок Кря. Птица желает посмотреть, как вы со своими язычками хорошо выполняете различные упражнения. (слайд №2)
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Упражнение «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Упражнение «Лошадка»
Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий.
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
Упражнение «Качели»
На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Упражнение «Индюк»
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.
А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.
Упражнение «Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.
Упражнение «Чашечка»
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.
Упражнение «Чистим зубки»
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
- Теперь наш язычок готов к работе.
3. Закрепление четкого произнесения изолированного звука [p’].(слайд №9)
Помогите утенку добраться до пруда к своим братьям и сестрам.
Логопед : Расскажите, как нужно правильно произносить звук [рь]. Где должен быть язычок?
Артикуляция [р’] : губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, а боковые края прижаты к коренным зубам, кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки, выдыхаемый воздух теплый.
Логопед :
Можно ли петь звук [р’]?
Этот звук является гласным или согласным?
Приставим руку к горлышку и говорим [р’].
Дрожит горлышко?
Значит, голосовые связки вибрируют, звук [р’] – звонкий.
Ребенок: Согласный,звонкий, мягкий.
- Звук [р’] обозначается буквой Р. (слайд № 10)
4. Развитие фонематического слуха Игра «Доскажи звук»
Логопед произносит слова, без последнего звука, ребенок должен сам произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом.
ФОНА. [Рь] СНЕГИ. [Рь]
ЯНТА. [Рь] БУКВА. [Рь]
СЛОВА. [Рь] ГЛАВА. [Рь]
ЯКО. [Рь] УГО. [Рь]
РЫЦА. [Рь] ЛОДЫ. [Рь]
КОЗЫ. [Рь] ЛАГЕ. [Рь]
ХО. [Рь] КО. [Рь]
ХВО. [Рь] ЦА. [Рь]
ЛА. [Рь] ЗВЕ. [Рь]
5. Автоматизация звука в слогах. (слайд № 11 и 12)
Логопед : Вот наш друг хочет знать, как вы умеете пользоваться звуком [р’] в слогах.
Произносить (читать) слоги и составить слова с данными слогами.
Образец: р__я, р__ё, р__ю, р__и, р__е
Образец: арь__, орь__, урь__, ырь__, эрь__, ирь__, ерь__, ёрь__, юрь__, ярь__
6. Автоматизация звука РЬ в словах. (слайд № 13-18)
Упражнение «Загадки»
Логопед : А сейчас Кря будет загадывать вам загадки. В каждой отгадке есть наш звук.
Загадки:
а) Кругла, как луна, как дубрава зелена,
С хвостиком, как мышка, нравится детишкам (репа).
б) Эту дружную семейку отыскать поди сумей-ка!
Каждый прячется в листочках,словно он – простая кочка (грибы).
в) На шесте дворец, во дворце – певец, а зовут его … (скворец).
г) Любят их белки, любят их мышки,
Любят погрызть их и ребятишки.
Их называют ребячьей потехой.
Вы узнаёте их? Это… (орехи).
д) Хоть на вкус я горьковата,
Любят грызть меня ребята (редиска).
е) Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка (матрёшка).
7 Физкультминутка «Зайцы»
(слайд № 19)
Скачут, скачут во лесочке (Прыжки на месте на двух ногах.)
Зайцы – серые клубочки. (Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок – (Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.)
Встал зайчонок на пенёк. (Встать прямо, руки опустить.)
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. (Шаги на месте.)
Два! Руками машут вместе. (Руками перед собой выполняют движение «ножницы».)
Три! Присели, дружно встали. (Присесть, встать.)
Все за ушком почесали. (Почесать за ухом.)
На «четыре» потянулись. (Выпрямиться.)
Пять! Прогнулись и нагнулись. (Прогнуться, наклониться вперёд.)
Шесть! Все встали снова в ряд, (Построиться в ряд.)
Зашагали как отряд. (Шаги на месте.)
Логопед : Молодец! Утенку Кря очень с тобой понравилось играть.
Игра «Где место звука»
Выходят картинки: .
Назови картинки и определи место звука Рь в слове, если ты правильно определишь место звука, то в клетках появиться синий кружок, ты не забыл, что он обозначает? (Аналогично выполняется работа над остальными картинками, только звук Рь, расположен в середине и конце слов). (Слайды 21-23)
8. Итог занятия
- Вспомни, какой звук мы учились произносить сегодня на занятии?
- Какие задания мы выполняли?
- Что получилось?
9. Оценка работы ребенка (слайд № 21)
Логопед : Ты сегодня молодец! Утенок Кря дарит тебе подарок: картинку-раскраску.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
с. Филимоново
Открытое логопедическое занятие
на тему : Автоматизация [Рь] в слогах и словах.
Составлен: учителем-логопедом Мизиряк В. С.
2016 г.