Екатерина Шипова
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной и старшей групп на тему «Дифференциация [С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной и старшей групп на тему : Дифференциация С]-Ш.
Характеристика группы.
Смешанная группа : дети с нормативным развитием, ОВЗ: ТНР, ЗПР, ОНР 3-4 уровень.
Продолжительность занятия : 25 минут.
Все игры авторские, придуманные под конкретные задачи группы.
1. Приветствие.
Дети рассаживаются на места за столами. Мы здороваемся. И в начале занятия я звоню в колокольчик и говорю: «Занятие начинается».
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной и старшей групп на тему „Дифференциация [С]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
2. Основная часть:
- Повтор артикуляции на звуки: С и Ш. Как правило рассказывают и показывают желающие дети. При необходимости поправляю для более точного воспроизведения правильной артикуляции.
-Автоматизируем чередование С-Ш изолировано. Для того чтобы убрать монотонность от механического повторения, я придумала игру: «Дует ветер». Ветер дует без листиков, произносим С-С-С, дует с листиками, произносим Ш-Ш-Ш.
Сопровождаю произношение движением рукой, показывая верхнее положение языка на Ш -рука вверх, на С – рука вниз. Сопровождаю игру показом картинки, на которой изображён ветер с осенними листьями.
- Автоматизируем в слогах прямых и обратных. Опираясь на ту же игру «Дует ветер». Добавляем гласные, так же сопровождаю движения рукой, показывая верхнее положение языка –Ш или нижнее- С. СА (рука вниз) – ША (рука вверх) и т. д., затем АС – АШ и т. д.
- Игра: «Аукцион». Эту игру я тоже придумала, чтобы обогатить активный словарь прилагательными. Итак, лот- это предмет или картинка (существительное). Чтобы его продать, вместо денег дети говорят прилагательные, кто сказал последнее прилагательное, тот и купил этот лот. В конце игры у кого больше картинок (или игрушек) на столе (выкупленные лоты, тот и выиграл. Таким образом, в интегрированной группе у детей с ТНР, ОНР появляется возможность усвоить или закрепить новое знание, у детей с нормативным развитием автоматизировать умение и перевести его в навык. Конечно, при затруднении и для большего обогащения словаря добавляю свои примеры прилагательных. Итак, мы только что проговорили много примеров прилагательных и теперь можем их закрепить, автоматизируя и дифференцируя нужные нам звуки. Так как у нас занятие по дифференциации С-Ш, то и в предыдущей игре подбор прилагательных был в основном по этим звукам.
- Следующая игра: «Какой, какая, какое». Я показываю игрушку или картинку со звуком Ш, дети по очереди называют прилагательные к ней со звуком С. И наоборот, картинка (игрушка) со звуком С, прилагательные к ней со звуком Ш. Здесь мы не только дифференцируем слова со звуками С-Ш, но согласуем окончания по роду. Например, показываю мишку. Спрашиваю: «какой, какая или какое?» Дети отвечают: «какой». Тогда начинаем подбирать прилагательные по очереди: сильный, сытый, сшитый, смешной. Или со звуком С- собака. Какая или какое, или какой? После ответа, при необходимости поправляю для правильного вопроса. И подбираем прилагательные со звуком Ш: пушистая, шустрая, шаловливая, шкодная, ушастая и т. д.
- Игра: «Парочка». На одном из столов раскладываю картинки со звуками С и Ш. Нужно каждому найти парочки: одна картинка со звуком С, другая со звуком Ш. Здесь есть возможность подвигаться. Встать из-за своих столов, выбрать картинки и вернуться на свои места. Затем, дети по очереди называют свои парочки. Например, груша-сом, шахматы - колесо, матрёшка - коляска и т. д. Кто собрал больше парочек, тот и выиграл.
- Игра: «Нитка и иголка». Эту игру я придумала, так как в течение занятия возникает момент, когда концентрация детей снижается и им просто необходимо переключиться на другой вид деятельности. Поэтому включение этого упражнения в подгрупповой работе помогает сохранить работоспособность группы и способствует снятию напряжения у детей. И так, нам понадобится мяч. Дети встают лицом друг к другу. 1-й кидает мяч и говорит слово со звуком С, 2-й ловит и кидая 3-му говорит слово со звуком Ш, следующий ловит мяч и говорит оба слова со звуками Ш и С. Например: 1-й – Санки, 2-й – Шлем, 3-й – Санки - Шлем. Таким образом, мы реализуем несколько логопедических задач : обогащение словарного словаря, автоматизация звукопроизношения, дифференциация С-Ш. Как правило, после 2-3 примеров существительных, прошу подбирать слова действия (глаголы) или признаки предмета (прилагательные) на заданный звук. При необходимости, конечно, помогаю наводящими вопросами. Так как это слабое место у всех дошкольников, подбор прилагательных или глаголов по заданию.
3. Завершение:
-Подведение итогов занятия. Дети оценивают себя, что было сделать легко, а что трудно. Что понравилось больше всего.
-Обязательное поощрение каждого из группы, например, одного за чистое произношение, другого за подбор множества слов, другого за интересные слова, другого за то, что получилось лучше, чем в прошлый раз и т. д. Всегда есть, за что эмоционально наградить каждого ребёнка. В конце занятия говорю, что все молодцы, и мы хлопаем друг другу.
-Домашнее задание! После каждого занятия говорю, что детям нужно обязательно научить маму и папу новой игре. Ведь они же с нами не играли! Например, сегодня научить родителей игре «нитка-иголка». Таким образом, я подключаю родителей к закреплению материала, полученного на занятии. Дети на следующем занятии с охотой наперебой рассказывают, как учили своих мам и пап играть.)
- Звеню в колокольчик, говорю: «Занятие закончилось!»