Людмила Рябоконева
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи и мелкой моторики детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
на тему «Развитие речи детей и мелкой моторики 3-4 лет»
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о развитии речи: о том, как говорит ваш ребёнок, что должен уметь говорить ребёнок в этом возрасте. Будем говорить о том, что помогает развивать речь, благоприятно влияет на дальнейшее её развитие.
А чтобы нам не скучать, давайте немножечко расслабимся, снимем напряжение и подарим друг другу приятные слова.
(Родители встают в круг и повторяют слова за педагогом)
Собрались все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу)
Далее педагог предлагает игру «Подари комплимент», нужно передавать мяч и говорить рядом стоящему родителю комплимент (хорошее приятное слово).
После игры родители рассаживаются по своим местам.
Воспитатель: уважаемые родители, все вы наверняка слышали о мелкой моторике, о том, что её у детей обязательно нужно развивать. А почему?
Ответ родителей:…
Воспитатель: Об этом нам более подробно расскажет старший воспитатель.
(Слушание доклада старшего воспитателя) Приложение №1
Приложение №1
Развитие мелкой моторики как средства формирования речи детей
дошкольного возраста
Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинского. И это не просто красивые слова. По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы».
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум.
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Что даёт развитие мелкой моторики:
* повышается тонус коры головного мозга;
* развиваются речевые центры коры головного мозга;
* стимулируется развитие речи ребенка;
* улучшается артикуляционная моторика;
* развивается чувство ритма и координация движений;
* подготавливается рука к письму;
* поднимается настроение ребенка.
В домашних условиях, чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:
-разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
-лепить из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто);
-рвать на мелкие куски бумагу;
-сжимать и разжимать кулачки;
- делать пальчиковую гимнастику, массажировать кисти рук, пальцы;
- рисование пальчиками, ладошками.
Любые упражнения, игры, которые развивают пальцы, кисти рук, будут способствовать развитию моторики, а соответственно развитию речи.
Воспитатель: Уважаемые родители, чтобы нам не скучать предлагаю поиграть и проверить вашу мелкую моторику.
(Проводится игра «Завяжи бант»)
После игры предложить родителям сделать пальчиковую гимнастику "Построим дом"
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушаем второго воспитателя, она нам в продолжение темы о мелкой моторике, расскажет о положительном влиянии дидактических игр на развитие речи.
(слушание доклада второго воспитателя) Приложение №2
Приложение №2
Дидактические игры в дошкольном возрасте
Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное — занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.
В дошкольном возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.
Уважаемые родители, давайте немного поиграем, проверим ваши способности!
Д/И «Чудесный мешочек»
Цель: развитие способностей анализировать, распознавать предмет на ощупь и в умении его назвать.
Д/И «Что мы загадали»
Цель: Формирование умений выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать их. Активизировать словарь детей, расширять ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.
Ход игры:
Одному из игроков одевают ободок с любым предметом/животным и т. п., водящий игрок этот предмет не видит. Он пытается задавать наводящие вопросы остальным игрокам, а остальные игроки могут отвечать только «ДА или НЕТ», например,
-Это хищник?
- Да!
- Он из семейства кошачьих?
- Нет!
- У него серая шерсть?
- Да!
- Это волк!
- Точно!
Так же можно загадывать персонажей любимой книжки, фильма, названия цветов, да все, что угодно!
Процесс развития речи можно сделать увлекательным для любого ребенка. Главное — не забывать хвалить его даже за небольшие достижения и заниматься систематически — и результаты не заставят себя ждать.
После родительского собрания родители получают памятки "Факторы успешного речевого развития детей"