Виктория Савельева
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
закрепить знания о предметах одежды и обуви;
уточнить и расширить знания о материалах, тканях;
закрепить знания детей о профессиях.
Воспитательные:
развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом.
Коррекционно-развивающие:
закрепление умения образовывать относительные прилагательные, сложные слова;
развитие связной речи;
развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;
развитие фонематического слуха;
развитие мелкой моторики, координации речи с движением;
Темочки:
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
развитие тактильных ощущений;
развитие плавного речевого выдоха.
Здоровьесберегающие:
создание эмоционального комфорта.
1. Приветствие.
Здравствуйте, дорогие гости! К встрече с вами готовились взрослые, ну и, конечно, дети. Для этой встречи ребята не поленились, в лучшие свои наряды нарядились. И сейчас ребята вам их продемонстрируют. Встречайте лучшие модели 2015 года!
(Дети входят в зал под музыку, проходят круг, приветствуют гостей).
Ребята, вы сегодня такие красивые! У вас такие красивые наряды! А что такое «наряд»? (красивая, нарядная одежда).
2. Закрепление знаний детей о видах одежды.
Очень много лет тому назад жили на Земле первобытные люди. Из чего они шили одежду? (Из шкур убитых на охоте животных, на ногах у них были сандалии из кожи). (Показываю куклу).
А где люди берут одежду в наши дни? (Покупают в магазине, шьют из ткани, кожи, меха; вяжут).
Прошло много лет со времен первобытных людей и появилась одежда для разных людей, для разных случаев жизни. Давайте все вместе назовем, какая бывает одежда:
- детская и одежда для взрослых;
- женская и мужская;
- летняя, зимняя, демисезонная;
- праздничная и повседневная;
- верхняя и нижняя (белье);
- спортивная;
- домашняя.
3. Образование сложных слов.
Ребята, а кто шьет одежду? (Швея, портной). А кто ткет ткани из ниток? (Ткачиха). Кто выкраивает детали одежды? (Закройщик). Кто придумывает разные модели одежды? (Модельер).
4. Образование относительных прилагательных.
Если швея сошьет одежду из меха, значит какая получится одежда? (Меховая). Что можно сшить из меха? (Шапку, шубу).
из кожи – кожаная (перчатки, ремни, брюки);
из шелка – шелковая;
из шерсти – шерстяная;
из трикотажа – трикотажная;
из джинсовой ткани – джинсовая.
А какую одежду можно связать? (Шапку, шарф,).
(Дети передают друг другу клубок, называют одежду).
(Логопед «случайно» находит конверт с письмом).
Ребята, посмотрите, какое-то письмо лежит. Давайте прочитаем, что в нем написано!
Приходил я утром к вам,
Всех искал и тут и там.
В дверь стучался:
Тук – тук – тук.
Вам оставил здесь сундук.
Сундучок тот открывайте,
Что лежит в нем называйте!
Д. М.
Кто же это мог оставить это письмо? (Дед Мороз).
(Звучит «волшебная» музыка, дети ищут сундук).
5. Подбор признаков к предметам.
Что же может лежать в этом сундуке? (Золото,).
Раньше, в сундуках люди хранили одежду. Давайте посмотрим, что же находится в этом сундуке.
(Логопед показывает предметы одежды, дети характеризуют ее. Например: Это вельветовые брюки для мальчиков, зимние, очень теплые.)
6. Отгадывание загадок.
В сундуке лежат загадки. Давайте их вместе отгадаем!
Всегда шагаем мы вдвоем, Пять чуланов, одна дверь.
Похожие, как братья, Чтоб не мерзнуть, пять ребят
Мы за обедом – под столом, По чуланчикам сидят.
А ночью – под кроватью. (Перчатки).
(Туфли).
Я любой девчонке
Прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки – коротышки.
От солнца я защита –
Для этого и сшита.
(Кепка, панамка).
7. Подбор действий к предметам.
Ребята, вы обратили внимание, что вся одежда в сундуке была аккуратно сложена?
Как надо ухаживать за одеждой? (Аккуратно складывать в шкаф, вешать на вешалки, стирать, гладить,).
А как ухаживают за обувью? (Чистят, моют).
Давайте сделаем про одежду зарядку.
8. Координация речи с движением.
«Одежда».
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
9. Беседа о последовательности в работе при шитье.
Сейчас я вам расскажу историю про Незнайку. А почему его так называют?
Однажды Незнайку пригласила на день рождения девочка с голубыми глазками. Ее звали Синеглазка. Незнайка обрадовался, скорее побежал домой подбирать праздничную одежду. Он долго искал, но ничего подобрать так и не смог. Одни рубашки почему-то были порваны, другие запачканы. Незнайка подумал, что сшить новую рубашку пара пустяков! Он взял ткань, отрезал один кусок. Он показался каким-то большим. Тогда Незнайка отрезал еще кусок. Он долго шил, шил, со всех сторон. Но рубашка так и не получилась. Почему?
Правильно, чтобы сшить рубашку, надо сначала снять мерки, измерить длину, ширину, рубашки. Затем надо выкроить детали одежды, а потом их сшить.
Пословица: «Семь раз отмерь и один раз отрежь».
10. Закрепление деталей одежды, конструирование.
Давайте покажем Незнайке, какие понадобятся детали, чтобы сшить рубашку. Детали одежды вы можете выбрать, какого цвета вам больше понравятся. Сейчас вы будете модельерами.
(Звучит музыка, дети складывают из отдельных деталей (вырезанных из картона) рубашки разных цветов, подбирают и прикладывают пуговицы).
Молодцы, у всех получились очень красивые рубашки. Давайте повторим, какие вам понадобились детали (Спинка, две полочки, рукава, манжеты, планка с петельками, пуговицы, карманы).
11. Подбор антонимов.
У вас получились рубашки с длинными рукавами, а еще бывают с … (короткими рукавами). Бывают рубашки широкие, а бывают … (узкие, для взрослых - (для детей, темные - … (светлые).
А для чего нужен карман? Что можно положить в карман?
Давайте сделаем зарядку про карманы.
12. Координация речи с движением.
«Карманов много у меня».
У меня в кармане груша,
А в другом – конфета есть.
В заднем брючном – злая кнопка,
Не могу я даже сесть.
А в рубашечном кармашке
Маленький лежит платок,
Чтобы нос, лицо и руки
Вытирать им смело мог.
13. Подбор существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Незнайка, Синеглазка, Знайка, Доктор Пилюлькин – это маленькие человечки. Их называют коротышками. Если коротышки сами маленькие, то и одежда у них тоже … (маленькая).
Давайте посмотрим и назовем одежду Синеглазки. (Сарафанчик, платьице, юбочка, кофточка, курточка, шубка, шапочка).
Какой одежды, которая есть у Синеглазки точно нет у Незнайки? (Платья, сарафана, юбки).
14. Формирование элементарных математических представлений, согласование существительных с числительными.
На день рождения Синеглазки с Незнайкой пришли еще несколько коротышек.
Посмотрите на картинку, посчитайте обувь и скажите, сколько было друзей? Как вы считали? (Парами). Давайте посчитаем вместе (Одна пара обуви, две пары обуви, …шесть пар обуви).
А теперь решите такую мою задачу:
Подарил утятам ежик 8 кожаных сапожек. Кто ответит из ребят, сколько было всех утят? (4 утенка).
15. Формирование памяти, логического мышления.
Посмотрите на рисунки и скажите, кому принадлежат это головные уборы? (Буратино, Красная Шапочка, бабушка, повар, король, клоун).
А кто носит красный колпачок, красную шубу, штаны? (Дед Мороз).
Сейчас у Деда Мороза очень много работы, надо заморозить улицы, дома. Одному ему трудно справиться с работой. Уже наступила зима, а снега у нас еще не было. Хотите помочь Деду Морозу, стать его внучатами – морозятами? (Да)
(Одеваю детям красные колпачки, дети становятся в круг).
У Мороза есть внучата,
Озорные морозята.
Любят стужу и метель,
Веселятся ночь и день.
16. Упражнение на развитие силы голоса, развитие речевого дыхания.
Выли морозята вместе с метелью: у – у – у -… (тихо, громче, тише).
Надували щеки и дули холодным ветром: ф – ф – ф - … (вверх, вниз, влево, вправо, на гостей).
А чем в это время занимается Дед Мороз?
17. Координация речи с движением.
«Дед Мороз».
Улицей гуляет Дедушка Мороз.
Иней рассыпает по ветвям берез.
Ходит, бородою
Белою трясет,
Топает ногою,
Только треск идет.
(Дети снимают колпачки).
18. Пальчиковая гимнастика «Перчатка».
Какое сейчас время года? (Зима). Зимой на улице холодно и поэтому, чтобы выйти на улицу, надо надеть много одежды.
А теперь мы сейчас посмотрим, как вы умеете быстро собираться на улицу. Вам надо будет одеть берет, шарфик и перчатки. А что быстрее надеть: перчатку или варежку? Давайте вспомним гимнастику про перчатку и разогреем пальчики.
«Перчатка».
Я перчатку надеваю,
Я в нее не попадаю,
Сосчитайте - ка, ребятки,
Сколько пальцев на перчатке?
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Так сколько же пальцев на одной перчатке? (5). На двух? (10).
19. Игра «Кто быстрее оденется».
Пришла посылка для девочки в розовом платье (в голубом платье,) (выдаю пакеты с шарфами, перчатками и беретами). Достаньте вещи из пакетов, положите вещи НА стулья, а пакеты ПОД стулья.
(Дети под музыку сначала одеваются, затем раздеваются, аккуратно складывают вещи в пакеты).
20. Развитие моторной ловкости – игра «Кто быстрее смотает клубок».
(Под музыку дети наматывают нитки, на конце нитки – сюрприз (скорлупа яйца от киндер-сюрприза с конфетами внутри).
21. Подведение итогов.
Молодцы, ребята! Все сегодня очень старались, справились со всеми заданиями. Теперь вы не просто ребята, вы стали помощниками Деда Мороза - морозятами. Дед Мороз дарит вам в подтверждение этого открытки.
(Достаю из сундука открытки с изображением Деда Мороза).