Нина Рыбачок
Конспект экспериментальной деятельности в средней группе «Где живёт воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого; расширять знания детей о воздухе, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, внимание, мышление; воспитывать интерес к неживой природе.
Оборудование: два надутых шарика, стаканчики с водой, трубочки, баночки с ароматическими веществами, пустые пакеты, камешки, надувная игрушка, тазики с водой, кораблики, самолетики.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности в средней группе „Где живёт воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
И улетел под облака.
Что это (воздушный шарик)
Правильно, ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели два шарика. Смотрите, один шарик – красивый, веселый, а второй – грустный, спущенный.
Как вы думаете, почему? ( ответы детей: шарик сдулся) Дети, а что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем? (воздух). Правильно, воздух. А откуда он берется, этот воздух? (мы им дышим) Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик.
Воздух окружает нашу планету, он нужен всем: и людям, и животным, и птицам, и растениям. Как вы думаете, мы смогли бы жить без воздуха? Верно, без воздуха мы не смогли бы жить. Для чего же нужен воздух? (ответы детей). А сейчас мы с вами пойдём в лабораторию, хотите?
Покружились, покружились и в лаборатории мы очутились.
1. Опыт: «Воздух – невидимка»
Воспитатель: Ребята, а мы с вами воздух видим, или нет? (ответы детей – нет, не видим). Если мы воздух не видим, значит он невидимый, прозрачный. Какой воздух? ( ответы детей: невидимый, прозрачный).Скажите. а что еще бывает прозрачным? (Вода, стекло). Правильно.
2. Опыт: «Можно ли поймать воздух?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете можно ли поймать воздух? Попробуйте. (дети пытаются поймать воздух руками, не получается)
А я могу поймать воздух, хотите увидеть, как? Беру пакет, показываю, что там ничего нет, взмахну пакетом и скажу:«Раз, два, три, пакетик, воздух лови!» и закручу его концы. Ребята, посмотрите, пакет раздулся, потрогайте его, что в нем? Что мешает ему сжаться? Ответы детей. А вы хотите поймать воздух? Возьмите пакет и попробуйте поймать воздух, только не забудьте волшебные слова сказать «Раз, два, три, пакетик, воздух лови!» и быстро закрутите его. Что вы поймали (Воздух).Значит, воздух можно поймать.
3. «Можно ли увидеть воздух?»
Воспитатель: Ребята, мы с вами поймали воздух, но так и не смогли его увидеть. Хотите увидеть воздух? Возьмите трубочку, опустите ее в мисочку с водой и подуйте в трубочку. Что вы видите? (пузыри). Пузыри получаются из воздуха. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко и пузыри летят в разные стороны. Я даю ребенку попускать пузыри. Из чего пузыри? Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть воздух в мыльных пузырях. Можно сказать, что сам по себе воздух невидимый, повторите (воздух невидимый).
А сейчас, давайте выйдем из за столов и поиграем в игру «Пузырь». Проводится игра.
4. «Может ли воздух пахнуть?»
Воспитатель: Ребята, скажите, воздух чем – то пахнет? Понюхайте его. (Ответы детей). А как вы думаете, может ли воздух пахнуть? (Ответы детей).
Давайте мы сейчас с вами поиграем в интересную игру «Угадай по запаху». Сейчас вы закроете глаза и будете нюхать воздух в баночке, а потом скажите, что вы почувствовали. Проводится игра. Дети говорят. Что почувствовали запах чеснока, кофе, лимона. Дети, вы почувствовали разные запахи, значит запахи могут передаваться по воздуху, а сам воздух ничем не пахнет.
5. Опыт: «Ветер – это движение воздуха»
Воспитатель: Дети, вдохните воздух и подуйте на ладошки. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Давайте положим на ладошки пушинки и подуем на них. Что случилось? (Ответы детей). Когда мы подули на пушинки, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И пушинки улетели. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Давайте поиграем в ветер, встанем свободно. Проводится физкультминутка.
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы. руки вверх, наклоны вперед, назад.
Вправо –влево, влево –вправо,
Клонятся цветы и травы руки на поясе, наклоны
А теперь давайте вместе,
Мы закружимся на месте, кружение вокруг себя
Раз, два, раз, два, хлопки руками.
Вот и кончилась игра.
6. Опыт «Можно ли воздух услышать?»
Воспитатель: Как вы думаете, дети, можем ли мы услышать воздух? (Ответы детей). Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его. Что вы слышали? (Ответы детей). Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать.
7. Опыт «Воздух легкий или тяжелый?»
Дети, как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? (Ответы детей). Попробуем сравнить воздух и камушки. Рамиз, возьми камешек, а ты Ваня, надувной мяч. Посмотрите, камешек, какой? (маленький). А мяч? (Большой). Что же легче, камешек или игрушка, как вы думаете? (Ответы детей). Давайте проверим. Максим, брось камешек в тазик с водой. Что с ним случилось? (Ответы детей). Камешек утонул. Значит он какой? (Ответы детей - тяжелый). А теперь, Ваня, положи в воду надутый воздухом мяч. Мяч утонул?
Нет, значит, игрушки надутые воздухом легкие, поэтому они не тонут. Что же легче, камешки или воздух? Запомнили, какой воздух (Ответы детей – легкий).
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с воздухом и его свойствами. Мы выяснили, что воздух какой? (Ответы детей)
Правильно, воздух невидимый, лёгкий, не пахнет, его нельзя поймать, ветер- это сильное движение воздуха.