Наталья Клокова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Воздух-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
«Воздух-волшебник»
Цель Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами воздуха.
Задачи: Способствовать обогащению и закреплению знаний о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Воздух-волшебник“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Закрепить умения детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
Развивать самостоятельность, творческую активность.
Оборудование и материалы: коробочка, стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, камушки, губка, земля, салфетки, воздушные шарики, тазы, бумажные кораблики.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа: чтение сказок В. Сухомлинского (перевод О. Ерёминой) «Ласковый ветер и Холодный Ветрище», «Флейта и Ветер», «Весенний Ветер», чтение сказки Е. Пермяка «Мыльные пузыри», чтение глав из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»);
- рассматривание иллюстраций «Дела ветра», картин об охране чистоты воздуха; - беседа «Как воздух надо охранять», беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека;
- наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха,
- занятия детей в мини-лаборатории, опыты с водой;
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Посмотрите, что передал нам наш друг Знайка (показывает коробочку) Интересно, что за коробочка и что там внутри, давайте посмотрим (открываем коробочку)
Дети: внутри ничего нет.
Воспитатель: Это не так: в коробочке что-то есть, просто это что-то вы не смогли увидеть. Чтобы мы быстрее все поняли Знайка к коробочке прикрепил вот эту записку (предлагаю ребенку ее прочитать)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем. (воздух)
Вот, что прислал нам Знайка- воздух. Он попросил нас все про него узнать и отправить назад наши результаты исследования, что бы он смог про него рассказать своим друзьям.
Готовы к экспериментам?
Основная часть:
Давайте вспомним, для чего нам нужен воздух? (для того, чтоб дышать)
- Правильно, воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. Без воздуха нет жизни на земле. Воздух нужен нам для дыхания.
- Ребята, а вы видите воздух?
Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда окружает нас. Его никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
-Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? Значит он какой?- прозрачный.
А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.
(дети – стенки аквариума, стекла окон, стеклянные стаканчики)
Первое его свойство – прозрачность.
Воздух есть везде, только мы его не видим. Интересно, как вы думаете, можно ли воздух попробовать на вкус и чем он пахнет.
(ответы детей)
Давайте проведем опыт и узнаем: имеет ли воздух вкус и запах)
Опыт № 1 Попробуйте вдохнуть воздух ртом.
Какой он на вкус? (без вкуса)
Какого он запаха? (воздух без запаха)
Значит воздух бесцветный, прозрачный. У него нет запаха.
Давайте попробуем в своих тетрадках зарисовывать то, что мы узнали про воздух.
Воздух – это удивительно прозрачное облачко вокруг нашей планеты. Если бы его не было, все живое погибло бы. Для того, чтобы убедиться, что воздух везде, мы с вами проделаем ряд опытов.
Опыт № 2 Предлагаю детям заполнить полиэтиленовый пакет кубиками.
- Есть ли что – нибудь в пакете, каким стал пакет? (ответы детей)
- Как вы догадались? (увидели)
-Молодцы! Если в пакете что-то есть, он всегда выпуклый. Выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нем вещества
(освобождаю пакет от кубиков, аккуратно сверху скручиваю его и предлагаю детям сделать тоже самое).
-Что произошло с пакетом?
Дети: Он стал выпуклым.
-Но ведь выпуклым пакет становится тогда, когда в нем что-то есть.
-Как вы думаете, что внутри пакета? Чем он наполнен? (ответы – воздух)
В тетрадках зарисовываем схему эксперимента.
Опыт № 3 «Есть ли воздух в камне, губке, земле?»
( дети опускают по очереди в разные стаканы с водой: камушки, губки, горсти земли)
- Почему появились пузырьки:
(ответы – потому что в камушках, губке, земле есть воздух)
- Молодцы! Воздух есть в воде, губке, камне, земле. Воздух повсюду, вокруг нас.
Зарисовываем схему эксперимента.
Мы с вами убедились на опытах, что воздух есть везде.
- Сейчас мы продолжим свои опыты и узнаем о некоторых свойствах воздуха.
Опыт №4 «Салфетка»
(Предлагаю детям бросить салфетку в таз с водой)
- Что произошло с салфеткой? (ответ – она намокла)
(Предлагаю детям опустить салфетку помещенную в пустой стакан, в воду, предварительно стакан повернуть)
- Что произошло с салфеткой? (ответ – она осталась сухой)
- Почему? (ответы – в стакане воздух и он не пропустил воду)
Дети, давайте проведем еще один эксперимент.
Ко дну стакана, прикреплю сложенную вчетверо бумажную салфетку, опускаю в стакан с водой.
- Намокла ли бумага? (ответы – нет)
- Почему? (ответы – в стакане с салфеткой воздух)
Значит воздух не пропускает воду.
Предлагаю зарисовать схему эксперимента.
У меня для вас есть небольшой сюрприз.
(достаем мыльные пузыри).
Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.
Физминутка «Мыльные пузыри».
А теперь скажите мне: Как вы думаете, воздух имеет вес (ответы детей)
Опыт №5 «Имеет ли воздух вес?»
(Берем в руки воздушный шар.)
-Что у меня в руках? Почему он так называется? Молодцы!
-Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
-Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
-Значит воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.
Зарисовываем вместе с детьми схему эксперимента.
Опыт №6 «Движение воздуха»
Предлагаю детям стать ветерками (опустить в таз, наполненный водой, бумажный кораблик и подуть.
Что происходит с корабликами - они плывут.
Делаем вывод, что воздух – движется и заставляет двигаться предметы.
И зарисовываем схему эксперимента
-Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.
Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
Заключительная часть:
Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
Давайте вспомним все, о чем мы говорили на занятии, а помогут нам наши зарисовки - схемы.
А Знайке мы отправим ответный подарок с нашими зарисовками