Лена Чебаевская
Конспект экспериментальной деятельности «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, лист бумаги на каждого ребенка; баночки с «запахом» и без запаха, полиэтеленовые пакетики, таз с водой. воздушные шары, мыльные пузыри, игрушка резиновая, ластик.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
***
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Доброе утро! - я вам говорю.
Доброе утро! - я вас всех люблю.
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно и не отвлекаться.
Сегодня у нас необычное занятие и, для того, чтобы оно прошло успешно, давайте подарим друг другу свои улыбки, создав тем самым хорошее настроение. А сейчас отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, обнаружить его и выяснить, какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Я предлагаю пройти в неё. (Дети подходят к столу, стоят вокруг него). Чтобы у нас опыты получились, нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо? Наденем шапочки.
Как вы думаете, сможем ли мы долго прожить без воздуха? Давайте попробуем провести маленький эксперимент : закроем носик двумя пальчиками, а ротик на «замочек» и посмотрим, что произойдёт. Как только вы устанете, разожмите пальчики. Вот видите, кто-то из вас раньше, кто-то позже разжал. Это подтверждает, что человек не может жить без воздуха. Кому ещё для дыхания необходим воздух?
Дети: Животным, рыбам, птицам, растениям, насекомым.
Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вдохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Вывод: Воздух невидимый.
Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой). Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой). Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный)
Вывод: Воздух прозрачный.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
Воспитатель: А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому что воздух легче воды. Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физминутка. «Мыльные пузыри».
Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите. Отдохнули? Теперь продолжим наши исследования.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Воспитатель: У нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух?
Вывод: Воздух можно услышать.
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли почувствовать воздух? (ответы детей)
Для того, чтобы его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы детей)
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
Дети: Можно подуть себе на руку.
Воспитатель: У вас получились очень красивые поделки. Выходите с ними поиграть.
Вывод: воздух можно почувствовать.
Физминутка
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
(Садитесь на свои места)
Воспитатель: Ребята, можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое ещё свойство воздуха мы открыли?
Дети: Воздух не имеет вкуса.
Вывод: воздух безвкусный.
Воспитатель: Вдохните носом воздух. Какого он запаха (Без запаха). Чистый воздух не имеет запах, но он является проводником запахов. Может доносить запах духов, цветов. А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Что это? Наверное, это волшебные баночки. Посмотрите, а в них что - нибудь есть? (ответы). Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?
Действительно, пахнет апельсином. Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке. Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).
Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный мячик». Мы все встанем в круг и будем передавать мяч друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе. Какой опыт вам показался интересным больше всего?
( Ответы детей: воздух невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов). А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся, снимем шапочки и все вместе пройдем в группу.