Егорова Валентина
Занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Что такое воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Коррекционные задачи:
• Пробуждать познавательный интерес к окружающему;
• Совершенствовать умение ориентироваться в большом пространстве;
• Развивать анализирующее наблюдение, продолжать учить детей делать обобщения;
• Развивать сохранные анализаторы (слух, обоняние, кожные рецепторы) ослабленного зрения.
Образовательные задачи:
Публикация «Занятия по экспериментальной деятельности в средней группе „Что такое воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха;
• Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
• Учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов;
• Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
• Способствовать формирования у детей познавательного интереса;
• Обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
• Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать любознательность, наблюдательность;
• Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;
• Расширить словарный запас детей.
• Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
• Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
• Воспитывать любознательность, познавательное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы:
• Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, коктейльные трубочки, две длинные толстые нитки по 3 м., штанген-весы детские;
• Снежинки бумажные, веера бумажные (по количеству детей, веер, воздушные шары, музыка, магнитофон.
• Правила безопасного поведения в исследовательской лаборатории
• Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Ход занятия.
Воспитатель: все в сборе, взрослые и дети, мы можем начинать, но сначала нужно нам «здравствуйте!» сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, смотрю на калитку и не пойму, что происходит, калитка то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете кто ее открывал?
Дети: ветер.
Воспитатель : а что такое ветер?
Дети: ответы детей
Воспитатель: правильно! Ветер - это движение воздуха. Давайте послушаем звуки ветра.
(В группу под музыку влетает Карлсон)
Воспитатель: кто это к нам с ветром прилетел?
Карлсон: здравствуйте, ребята! Это я, самый красивый и добрый Карлсончик. А что это вы здесь собрались?
Воспитатель: мы с ребятами говорим о воздухе.
Карлсон: о воздухе? А зачем он нужен?
Воспитатель: скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет). Правильно - это то, чем мы с вами дышим. Человеку нужно дышать, чтобы жить!
Карлсон: Совсем нет! Я могу без воздуха обойтись!
Опыт 1 «Не дышите»
Воспитатель: давайте проверим, может Карлсон прав? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют и делают выводы)
Воспитатель: а теперь, Карлсон ты сделай тоже. Мы с ребятами будем считать, сколько Карлсон сможет не дышать. (Дети считают.)
Карлсон: ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить.
ВЫВОД:
Воспитатель: да, человеку нужен воздух! А кому ещё нужен воздух? (ответы детей)
Да, людям, животным, рыбам, растениям.
Воспитатель: А как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух? (ответы детей) .
- Чтобы это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы же знаете, что такое лаборатория?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде, чем мы опять окажемся в лаборатории, нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три глаза ладошками прикроем и в лаборатории окажемся.
Воспитатель: вот мы и в лаборатории. Проходите и садитесь на места. Сейчас мы с ребятами поговорим о воздухе.
Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы, ребята, видите воздух?
Дети: Нет, не видим!
Карлсон: Вот-вот не видите! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Карлсон! Мы тоже воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!
Карлсон: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 2. «Поймай воздух в пакет»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: невидимый.
Воспитатель: А какого цвета воздух?
Дети: бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.
Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
ВЫВОД:
Воспитатель: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили.
Карлсон: Это очень интересно! А я тоже могу делать опыты! Я умею взвешивать воздух. Вы знаете чем взвешивают?
Дети: весами.
Опыт 3. «Весы»
Карлсон: правильно! У меня есть весы и два шара, в которые я накачал воздух. Какого цвета шары? Какой шар прокалываем левый или правый? (Весы стоят ровно. Прокалывает один шар--весы опускаются). Почему?
Дети: он тяжелый- в нем остался воздух, а в другом- воздуха нет.
Карлсон: молодцы! Значит воздух можно взвесить (трет глаза) .
Воспитатель: Карлсон, что случилось? Почему ты трешь глаза?
Карлсон: У меня устали глаза.
Воспитатель: чтобы глазки не уставали надо сделать гимнастику для глаз.
(под музыку все делают гимнастику) .
Карлсон: Ой, что-то мне стало жарко!
Воспитатель: Ребята, что надо сделать, чтобы остудить Карлсона?
Дети: подуть на Карлсона ветерком!
Воспитатель: на тебя сейчас ветерком мы подуем и тебе станет легче. Дети, возьмите вееры и помашите на Карлсона.
Опыт 4.«Игра с веерами» (дети машут на Карлсона) .
Воспитатель: Что ты чувствуешь?
Карлсон: Приятный, легкий ветерок!
Карлсон: спасибо! Вы меня остудили! А вам не жарко? (Машет на ребят веером, дети разбегаются и садятся на места) .
Воспитатель: Ребята, что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: ребята, а каким бывает ветер?
Дети: сильный, слабый, легкий ветерок.
Воспитатель: ветер может двигать разные предметы.
Дети: мы это видели, когда ветер срывал листья с деревьев, поднимал пыль, пустые кульки и т. д.
Карлсон: и я это видел! Я тоже могу делать ветер и двигать предметы!
Опыт 5. Игра-соревнование «Сдуй снежинки с дорожки»
(две команды, две бумажные дорожки, усыпанные снежинками. Дети, при помощи трубочек, должны сдуть все снежинки с дорожки) .
Воспитатель: сейчас я покажу опыт, который называется «Летающий шар - ракета».
Опыт 6.
(Надуть шар-«колбаску» прищепкой закрепить конец, клейкой лентой приклеить к боку трубочку для коктейля, в трубочку продеть длинную толстую нитку. Нитку натянуть)
Воспитатель: у нас две ракеты. Какого цвета ракеты? Где они находятся? (одна с лева, другая с права). Одну ракету запустит Карлсон, другую я! Ракеты готовы к полету! Считаем: раз, два, три ракета лети (снять прищепки) .
Дети: УРА! Ракеты полетели! Какого цвета ракета прилетела первая?
Воспитатель: Вам понравилась работа в нашей лаборатории? Что мы делали? Видели? Что узнали о воздухе в нашей лаборатории? (ответы детей). Ну что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три, глаза ладошками прикроем раз, два, три и в детском саду окажемся.
Воспитатель: А куда наш Карлсон исчез?
Карлсон: Я тут! (Дует шар) Я надувал воздухом шарики и хочу подарить их всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо вам ребята!
Пойду, теперь расскажу Малышу всё, что сегодня узнал! (Раздаёт шарики детям)
Дети: До свидания!
Воспитатель: Молодцы! Мне тоже сегодня очень понравилось наше занятие. Давайте попрощаемся с гостями!
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА:
Для проведения занятия я ставила задачи :
Образовательные:
• учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
• подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
• дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
• способствовать формированию у детей познавательного интереса;
• -бобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Развивающие:
• развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
• память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
• воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Была проведена предварительная работа:
• наблюдения за ветром;
• изготовление детьми корабликов с парусами, вееров.
При планировании занятия учитывала особенности своих детей. Так как дети с нарушением зрения, НОД старалась организовывать в форме перемещения детей в пространстве группы, используя игровые приемы, гимнастику для глаз.
Поставленные мной задачи были решены.
Анализируя деятельность детей можно сделать вывод, что дети справились с заданиями. В процессе работы проявляли интерес, любознательность, эмоционально реагировали, с желанием выполняли все действия, используя все свои знания и навыки. Занятие им пришлось по душе. После занятия на прогулке с удовольствием пускали мыльные пузыри. И в процессе дальнейшей работы с детьми опыты стали самым интересным занятием детей.