Наталия Закубанцева
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет «Речевой и неречевой звук. Органы речевого аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет
Занятие 1.
ТЕМА: «Закрепление представления речевой и неречевой звук. Органы речевого аппарата».
ЗАДАЧИ:
Обучающие :
- закрепить представления детей о речевых и неречевых звуках;
- познакомить с органами речевого аппарата;
- формировать умение выделять заданный звук из речевого потока : а, у, о, и, ы, э;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет „Речевой и неречевой звук, Органы речевого аппарата“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховой, зрительный, симультанный гнозис;
- развивать мелкую моторику.
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
МАТЕРИАЛ: индивидуальные зеркала, ширма, музыкальные инструменты, бумага, ножницы, пиктограммы (символизирующие эмоциональное состояние человека, карточки с графическим изображением органов речевого аппарата (губы, зубы, язык, кукла, тетрадь (на каждого ребёнка, простой карандаш (на каждого ребёнка).
Эмоциональный настрой. Психогимнастика.
Педагог показывает пиктограммы :
- Ребята, посмотрите, какие разные лица?
- Покажите, как вы умеете радоваться, улыбаться.
- А, как мы умеем грустить, печалиться?
- Покажите, как умеем злиться, сердиться.
- А теперь, давайте улыбнёмся друг другу. И пусть улыбка и хорошее настроение будут у нас в течение всего занятия.
ХОД.
I. Мотивация.
- Ребята, у нас в гостях сегодня Кукла Катюша. Катюше очень хочется узнать, что находится у меня за ширмой. А вам, хочется узнать, что же там лежит?
II. Основная часть. Постановка цели занятия. (ОО «Речевое развитие»).
- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. 1. Д. У. «Молчанка». - Закройте глаза. И Катюша тоже закроет глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по – разному. Послушайте эти звуки.
Педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах, режет бумагу, шуршит бумагой.
- Назовите, какие звуки вы слышали?
- Вы слышали разные звуки. Скажите, чем мы слушали? (ушами).
- Уши – это важный орган нашего тела.
2. Слушание стихотворения «Разные звуки».
- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали:
- Р-р-р!
В стойле коровы мычали:
-Мммуу!
В комнате мухи жужжали:
- Жжж!
Мимо машины бежали:
- Трррр!
Листья на ветру шумели:
- Тсс!
А комары все пели:
- Ззз!
- Вот какие звуки окружают нас! Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки. Запомните: человек произносит речевые звуки.
3. Дифференциация речевых – неречевых звуков».
Педагог за ширмой играет на инструментах.
- Какие это были звуки : речевые или неречевые?
Далее педагог произносит различные звуки.
- Какие звуки я произнесла? (речевые).
III. Знакомство с органами речевого аппарата. (ОО «Речевое развитие»).
- Как вы думаете, что нам помогает произносить звуки? (язык, губы, зубы).
- Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
В домике этом
Красные двери.
Рядом с дверями-
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
- В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы.
Педагог сопровождает свой рассказ показом картинок с графическим изображением органов речевого аппарата. Предлагает детям взять зеркала и произнести звук –п-п-п, -б-б-б.
- Эти звуки мы произносим губами.
- Произнесите звук – л-л-л, -с-с-с. Эти звуки мы произносим с помощью языка и зубов.
- Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, поцокайте язычком, улыбнитесь.
IV. Физминутка. «Прогулка в лес» (ОО «Физическое развитие»).
- Ребята, мы с вами находимся в лесу. Давайте погуляем.
Здесь очень высокая трава, перешагиваем, (поднимаем высоко колени).
Перепрыгиваем через ручеек. (прыжки на двух ногах).
Посмотрите, какая красота! (повороты туловища).
Выразим восхищение: - о – о-о!
Вдруг подул ветерок. (Лёгкий выдох с округлением губ).
Ветер затих. Будем собирать грибы. (приседания).
Собрали мы много грибов (развели руки в стороны).
V. Выделение речевых звуков из потока разных звуков (ОО «Речевое развитие»).
- Я буду играть на музыкальных инструментах, и произносить звуки, а вы назовите только речевые звуки.
VI. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Речевое развитие») :
- Обведите простым карандашом того, кто издаёт речевой звук.
VII. Итог: (ОО «Речевое развитие»).
- Ребята, Катюше очень понравились у нас на занятии. - Напомните Кате, что мы сегодня слушали? (звуки). - Чем мы слушали? (ушами) - Какие бывают звуки? (речевые – неречевые) - Что нам помогает произносить звуки?