Анна Сюваткина
«Развитие познавательных и исследовательских способностей детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для педагога
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Л. С. Выготский
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Исследования современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Подьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребность в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Ребёнок по своей сути – пытливый исследователь мира (Н. Н. Подьяков). На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем полноценнее и быстрее он развивается. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Поэтому эксперимент является одним из методов ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений: о материалах, об природных явлениях, об агрегатных состояниях воды, о мире растений, о предметном мире.
Работа по развитию поисково-исследовательской деятельности ведётся по трём взаимосвязанным направлениям (живая природа, неживая природа, человек, каждое из которых представляется несколькими темами.
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым. Ребенок исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут.
Для познавательной работы необходимо самое главное с чего начинается вся работа это оснащение детской лаборатории
Основное оборудование и материалы
1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы
(на 1, 2, 3, 5 минут, разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного
объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и
мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа
орехов, листья, веточки, пух.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные,
пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов
шоколадных конфет.
5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные
красители.
6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.
7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки,
плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый, таз.
8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная
мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и
водой
Цикл игр-занятий по экспериментированию
«Водичка, водичка»
Цель. Закрепление первоначальных представлений о воде (прозрачная,; течет, льется, журчит; нужна всем: людям, растениям, животным; воду пьют, ею умываются, в ней купаются).
Закаливание ребенка посредством игры с водой. Формирование представлений об отношении человека к воде и значимости ее для всего живого.
Ход игры-занятия
Предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию Ю. Васнецова к потешке «Водичка, водичка».
Взрослый. «Кто изображен на картинке? Что она (он) делает».
Ответы ребенка.
Взрослый. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Какую водичку ты видел, когда умывался, мыл руки, купался?
Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите ему.
Предложить умыть куклу. Медленно льем водичку над игрушечным тазиком, давая ребенку почувствовать значение слов «вода течет, журчит, булькает…»
В конце занятия разлить кипяченую воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами «прозрачная», «журчит», «булькает».Вместе выпить воду.
«Песочек»
Цель. Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.
Ход игры- занятия. Воспитатель показывает детям емкость с песком и предлагает сунуть руки в него. Что это? (Песок) Достаньте ручки. Они мокрые? (Нет, сухие). Значит и песок сухой. Он не намочил руки. Стряхните ручки. Стали ручки чистыми? (Да). Это потому что песок сухой, он легко стряхивается с рук, затем налить в емкость с песком воду так, чтобы песок стал влажным, и снова предлагает детям сунуть в него руки. Какой стал песок? (Мокрый). А почему песок мокрый? (потому что его полили водой). Достаньте ручки, какие они? (мокрые, грязные) Стряхните ручки. Стали ручки чистыми? (Нет.). это потому что мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми? (Помыть их водой)
«Песчинки»
Цель. Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.
Ход игры-занятия. Ребята. Что у меня в стаканчике? (Песок). Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка, нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?
Вывод. Песок состоит из множества песчинок
«Поймаем воздух»
Цель. Дать представление о том, что воздух не виден.
Оборудование. Полиэтиленовый пакет
Ход игры-занятия. Воспитатель предлагает детям посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы и т. д.) а еще в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его, наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха). Опять наберем в пакет воздух и снова его выпустим (2-3раза)
Вывод. Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать. Этот же опыт можно проделать с воздушным шаром: сначала надуть его, а потом постепенно выпускать воздух из отверстия шара, направив на руку ребенка, чтобы он ощущал движение воздуха.
«Буря в стакане»
Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование. Стакан с водой, соломинка.
Ход игры-занятия. Воспитатель предлагает детям опустить соломинку в стакан с водой и подыть в нее. Что получается? Пузырьки воздуха вырываются на поверхность. Это происходит потому, что воздух легче воды.
Вывод. Если запустить в воду воздух, то он вырвется на поверхность, потому что он легче воды.
«Заморозим»
Цель. Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.
Оборудование. Небольшая формочка с водой.
Ход занятия. Воспитатель набирает в три вида воды (сырая, минеральная, кипяченная) и предлагает детям потрогать ее, отмечая, что вода жидкая, льется, брызгает. Затем воспитатель ставит стаканы с водой за окно (зимой) или в холодильник. Через некоторое время предложить детям, что стало с водой? Вода превратилась в лед. Она стала твердой, не льется и не брызгает. Почему? (потому что на улице холодно).
Вывод. Вода может быть твердой, когда превращается в лед. Это происходит, если очень холодно.
«Легкий – тяжелый»
Цель. Дать представления о том, что камни бывают легкие и тяжелые.
Оборудование. Три камня, резко контрастные по величине.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (большие и маленькие). Затем предложить ребенку взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее предложить взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (потому что камень очень тяжелый)
Вывод. Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.
«Бумажные листочки»
Цель. Дать представление о том, что бумага легкая.
Оборудование. Лист бумаги, емкость с водой.
Ход занятия. Показать детям лист бумаги и предложить определить, тяжелый он или легкий. Затем предложить проверить это положить лист бумаги на ладонь ребенку и предложить подумать на него. Что произошло? (листок слетел с ладони.) Почему (потому что он легкий) далее опустить лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (листок плавает). Почему бумага не утонула? (потому что она легкая)
Вывод. Бумага легкая, ее можно сдуть, и она не тонет в воде.
«Лодочка, плыви»
Цель. Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
Оборудование. Таз с водой, бумажные лодочки.
Ход занятия. Воспитатель опускает лодочку на воду. Предлагает набрать побольше воздуха и подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет). Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру.
Вывод. Люди могут передвигаться по воде при помощи ветра.
«Солнечные зайчики»
Цель. Расширять представление о свойствах света.
Оборудование. Зеркала.
Ход эксперимента. Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут, и нет их тут.
Показать детям, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. Предложить детям пускать солнечные зайчики.
Надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении (а если прикрыть зеркало ладонью, солнечный зайчик спрячется)
Проведение игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его. дети выясняют, что играть с зайчиком сложно, от небольшого движения зеркала он перемещается на большое расстояние.
Предложить поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении. Зайчик не появляется, потому что нет яркого света.
Исследовательская деятельность
Для проведения исследовательской деятельности была создана среда в группе, оборудован уголок экспериментирования с наличием оборудования (колбочки разного размера, пипетки, лупы, трубочки и пр.) и материала исследования (песок, глина, мука, камушки, ткани, и пр.). Составлена картотека опытов и экспериментов.
Свою исследовательскую деятельность с детьми мы строим по такому плану: Это выбор темы, Тема должна быть интересной и увлекательной. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможно и эффективно только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым должного эффекта не даст. Выбранная тема должна быть выполнима и решение проблемы приносило реальную пользу. Главная задача взрослого - подвести ребенка к идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, получит новые полезные знания, умения и навыки. В теме исследования необходим элемент неожиданности и необычности, первые опыты и эксперименты не должны требовать длительного времени, исследуемая проблема должна соответствовать возрастным особенностям ребенка т. к. одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста по-разному, с различной степенью глубины; наличие средств и материалов для изучения данной проблемы т. к. отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы приводит к поверхностному решению, мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и знаниях. В экспериментальной деятельности использую простые и доступные способы исследования: Подумать самостоятельно; посмотреть в книгах (здесь нужна помощь взрослых); посмотреть кино – и телефильмы по этой теме; обратиться к компьютеру (поискать в Интернете); спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.
Если детскую инициативу не сдерживать, а направлять в нужное русло, дети быстро достигают успехов в проведении опытов и экспериментов. Их можно проводить не только в мини-лабораториях, но и в свободной деятельности детей.
Нами проводились опыты с бумагой, воздухом, водой; эксперименты с магнитом и металлом, и другими различными материалами.
Приоритетным направлением моей работы на протяжении многих лет является развитие любознательности детей, а именно любознательность лежит в основе исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Опыи «Вода»
Воспитатель создает игровой момент – предлагает детям опустить в воду ладони, зачерпнуть воды и поднять вверх и вновь погрузить в воду, поиграть с водой.
Дети определяют, когда вода капает. А когда льется.
1-й эксперимент.
Воспитатель делает отверстия в каждом пакетике с водой, дети его поднимают над розеткой.
- Что происходит? (Вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки.)
- В мензурку накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капала: из пакетика или пипетки, почему?
2-й эксперимент.
- Из одной мензурки перелить воду в другую. Вода быстрее наливается, когда капает или когда льется?
3-й эксперимент
- Погрузить губку в мензурку с водой, вынуть. Что происходит? (Вода сначала вытекает, затем капает.)
Воспитатель предлагает нарисовать результаты эксперимента.
Итог исследования.
- Вода льется при переливании из одного сосуда в другой, в ручейке, водопаде, из крана.
- Вода капает из пипетки, с крыши домов, листьев после и во время дождя, таяния сосулек.
- Звуки воды положительно влияют на здоровье человека.
Опыт «Чай с лимоном»
Цель: узнать, как «ведет себя» лимон с натуральным красителем чая,который меняет цвет наших зубов.
Оборудование: Чайник с заваренным чаем, два стакана, лимон.
Мы взяли 2 стакана и налили в них крепкий чай. После этого, положили в один из стаканов кусочек лимона. Лимон обесцветил чайную окраску.
Вывод: Благодаря своим свойствам, а именно содержанию лимонной кислоты, лимон обесцветил чай, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенк
Опыт «Лимон-невидимка»
Цель: Узнать, как «ведет себя» лимон при нагревании.
Мы выжали сок из 1 лимона. Затем с помощью ватной палочки написали лимонным соком небольшое слово и подождали, пока сок подсохнет. Никаких видимых следов сначала на бумаге не было. Потом прогладили бумагу горячим утюгом, и буквы стали видимыми!
Вывод: Лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.
Это значит, что при определенных условиях лимонный сок является проявителем. Поэтому наше «послание» оказалось рассекреченным.
«Как достать скрепку из воды не намочив рук?»
Цель: Знакомство детей со свойствами магнита в воде.
Материал: Тазик с водой железные предметы.
Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в тазик с водой (такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается неподалеку от стола, за которым дети экспериментируют с магнитами). Возникает вопрос как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.