Ольга Машнина
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей со звуком [Р], его артикуляторно-акустическими признаками и графическим обозначением.
Образовательные:
1. Формирование представление о новом звуке.
2. Формирование представления об образе буквы.
Коррекционно-развивающие:
1. Упражнять детей в звуковом синтезе слов
2. Уточнять правильную артикуляцию звука
3. Развивать умение детей давать характеристику звука по его артикуляторно-акустическим признакам.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Знакомство со звуком [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
4. Упражнять детей в звуковом анализе слова и составлении его позвуковой схемы.
5. Развивать умение детей определять позицию заданного звука в слове (начало, конец слова).
6. Познакомить детей с образом буквы «Р» в качестве графического обозначения звука [Р] на письме.
Воспитательные:
1. Умение работать в коллективе
2. Соблюдать дисциплину.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал:
1.) Карточки артикуляций
2.) Посылка
3.) Презентация
4.) Поезда
5.) Цветные фишки
6.) Образ буквы «Р».
7.) Буквенное домино
2. Раздаточный материал:
1.) Пеналы для составления позвуковой схемы слова (по количеству детей).
2.) Индивидуальные листы.
3.) Фишки цветные
Ход занятия.
I. Орг. момент: дидактическая игра «Придумай слово со звуком Р».
Реализуемые задачи:
упражнение детей придумывать слово с заданным звуком;
создание настроя на занятие.
Логопед рассказывает детям о том, что к ним в гости пришел Печкин (Печкин на экране). Я принёс Вам посылку, но забыл код. Его можно отгадать? Как Вы думаете КАК? Да будем выполнять задания и получать буквы! Потом составим код!
II. Основная часть.
Дети Вы догадались, о каком звуке сегодня будем говорить?
Да, правильно, звук Р
2. Правильная артикуляция звука
3. Характеристика звука [Р].
Реализуемая задача: развитие умения детей давать характеристику звука по его артикуляторно-акустическим признакам.
Какие звуки мы знаем, они бывают гласные и согласные! Давайте вспомним гласные звуки! Карточки.
Теперь давайте расскажем какой звук Р
Тянется этот звук или рвётся? (Рвётся)
Значит, этот звук гласный или согласный? (Согласный)
Твёрдый он или мягкий? (Твёрдый)
В каком замке живёт этот звук? (В синем)
Развитие фонематического анализа «Поймай звук»
3. Работа над позвуковой схемой слова (последовательный, количественный анализ)
Реализуемая задача: упражнение детей в звуковом анализе слова и составлении его позвуковой схемы.
Печкин рассказывает детям о том, что он слышал, что дети могут составить схему любого слова, и приготовил для них одно очень интересное задание. Дети по наводящим вопросам логопеда поочерёдно выделяют каждый звук в слове и дают ему артикуляторно-акустическую характеристику, выкладывают в схеме квадратик соответствующего цвета (интерактивная доска).
Алгоритм артикуляторно -акустической характеристики звука :
Тянется этот звук или рвётся?
Значит, этот звук гласный или согласный?
Твёрдый он или мягкий?
В каком замке живёт этот звук?
Каким квадратиком мы обозначим этот звук?
4. Физ. минутка: «Сделай также».
Реализуемая задача:
Уточнение соматогнозиса.
Покажи правую руку, левую руку, попрыгаем на левой, на правой, потом на 2 ногах, правой рукой дотронуться до носа…
5. Развитие фонематического анализа
развитие умения детей определять позицию заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Печкин предлагает детям помочь ему
5. Знакомство с буквой «Р».
Реализуемые задачи:
знакомство детей с образом буквы «Р» в качестве графического обозначения звука [Р] на письме;
упражнение детей в анализе структуры новой буквы.
Педагог спрашивает детей:
• что нам нужно, чтобы обозначить звук [Р] в книге или в тетради? (Буква «Р»)
• чем отличается буква от звука? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и читаем)
Логопед предлагает детям на доске печатный вариант буквы «Р». Анализ буквы, показ правильного написания, пишем в воздухе. Логопед анализирует с детьми структуру печатной буквы «Р» (палочка сверху вниз на 2 клетки, вторая палочка сверху вниз на 2 клетки, а между ними поясочек слева направо.)
Конструирование буквы.
III. Итог.
Реализуемые задачи:
закрепление знаний о новых звуке и букве;
создание эмоционально-положительного настроя на последующую работу.
Заяц предлагает детям вспомнить:
С каким звуком сегодня играли? (Мы играли со звуком [Р])
Тянется этот звук или рвётся? (Рвётся)
Значит, этот звук гласный или согласный? (Согласный)
Твёрдый он или мягкий? (Твёрдый)
В каком замке живёт этот звук? (В синем)
Звук [H] звонкий или глухой? (Звонкий)
Какой буквой мы обозначаем звук [Р на письме? (Буквой «Р»)
Как мы можем её написать? (палочка вниз, кружочек).
Чем отличается буква от звука? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и читаем)
Будем ещё в следующий раз играть со звуками и буквами?
Рефлексия:
Если Вам понравилось занятие. То возьмите синий кружочек, если нет то зелёный.