Алиева Джаминат Гамидовна
«Волшебный сундучок деда Хасана». Занятие-квест по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-квест по развитию речи в старшей группе
«Волшебный сундучок деда Хасана».
Цель: Развитие связной речи через знакомство с народным промыслом Дагестана – балхарской керамикой.
Задачи:
Образовательные: Расширять и закреплять представления детей о балхарской керамике, познакомить с легендой о возникновении балхарского промысла; уточнить знания о дагестанских сказках.
Развивающие развивать связную речь через словесные игры; формировать умение обобщать, классифицировать; обогащать словарный запас детей; развивать умение отгадывать загадки; развивать умение образовывать прилагательные от существительных; употреблять слова в творительном падеже. Развивать интерес к народным промыслам родного края.
Воспитательные: Воспитывать любовь к народным промыслам, уважение к труду народных мастеров; воспитывать чувство коллективности, дружелюбия; воспитывать умение слушать взрослого.
Материал: Наглядные картинки с изображением изделий балхарской керамики, способом изготовления изделий, инструментов; листы с изображением групп предметов в четыре ряда, карандаши; иллюстрации к дагестанским сказкам; изделия балхарской керамики, сундук.
Предварительная работа: Чтение дагестанских сказок: «Аци-Баци», «Храбрый мальчик», «Храбрый козлик», «Синяя птица», «Ответ старика», «Божья коровка Гёльгеле Дадай»; знакомство с народными промыслами дагестана; знакомство с балхарским промыслом.
Словарная работа: журлак, ангоб.
Содержание организованной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель с детьми заходят в группу и подходят к гостям.
Воспитатель: Уважаемые гости, я прошу вас вытянуть вперед свои ладони. Ребята, подойдите поближе к гостям и вложите свои ладошки в их ладони. (Дети подходят и кладут свои ладони в ладони гостей.)
А теперь скажите : какие ладони у наших гостей? (мягкие, теплые, добрые, нежные)
Скажите, ребята, а вы чувствуете тепло? Это вы поделились своим теплом и добротой.
А теперь давайте повернемся к нашим гостям и поздороваемся необычным способом:
Дети: Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом!
Станет радостно кругом!
Ребята,посмотрите что у меня в руках? (письмо)
Да, правильно. Это письмо нам пришло из села Балхар от дедушки Хасана. Он приглашает нас в гости в Балхар.
Подходят к доске, на которой развешаны картинки с изображением балхарских изделий и мастериц, работающих на гончарном круге.
А что вы знаете про Балхар? Чем известно это село? (Балхар – это дагестанское село и славится оно своими изделиями керамики из глины)
А какие изделия изготавливают балхарские мастерицы? (посуду: кувшины, тарелки, горшочки, вазы; игрушки, статуэтки, макеты)
А из какого материала они их изготавливают? (из глины)
А затем что с ними делают? (обжигают в специальной печи и после этого наносят узоры)
Правильно, из красной глины изготавливают сами изделия, а из белой глины готовят краску для нанесения орнамента.
А вы знаете откуда они берут элементы орнамента (из природы) Правильно, многие элементы орнамента балхарскими мастерами взяты из природы, например: птичка, волна, горы, лист, стебель, глаз.
А как называется инструмент, на котором работают балхарские мастера по глине? (гончарный круг)
Ну теперь нам можно смело отправляться в Балхар. Но сначала нам надо разбудить ваши язычки, вижу они еще не у всех проснулись еще. Выполним специальную разминку для язычка:
Ла-ла-ла – осень наступила,
Ло-ло-ло – к нам письмо пришло,
Ул-ул-ул – мы отправимся в аул
Лу-лу-лу – ты не стой в углу.
Ре-ре-ре – полетим мы на ковре,
Ар-ар-ар – отправляемся в Балхар,
Ан-ан-ан – в гости ждет нас дед Хасан.
Ребята, а теперь давайте собираться в путь. Но нам нужен транспорт. На чем мы можем поехать в Балхар? (ответы детей)
Сегодня мы с вами полетим на ковре-самолете. Давайте садитесь поудобнее и держитесь крепче.
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише, не качайся.
Не пугай моих ребят –
Хорошо они сидят.
Ниже, ниже опускайся,
Тише, тише приземляйся.
Воспитатель: Ну вот мы с вами в Балхаре, ребята. Давайте позовем дедушку Хасана.
Дети зовут деда Хасана. Выходит дед Хасан и приветствует детей, приглашает их в дом, показывает керамические изделия балхарских мастеров.
Дед Хасан: Дети, слыхали вы про наш аул Балхар (да)
А легенду про первого гончара слышали? (нет) Хотите послушать? (да)
Жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! - вспомнил он. - Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных. Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг - «журлак» из ствола орехового дерева, натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи и кувшины «урша» для воды. Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей - так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе, Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров. Вот такая легенда…
Эх… (вздыхает)
Воспитатель: Очень интересная история, правда, ребята? Но, кажется, вы чем-то опечалены, дедушка Хасан?
Дед Хасан: Да, доченька, ты права: случилась беда. Злой аждаха украл наши глиняные изделия, которые мы приготовили для выставки в Москве. Отправить нужно поскорее, а времени изготовить новые изделия не осталось. Найти этот сундук можно только пройдя сложные испытания. Надежда только на вас, ребята. Вы поможете нам вернуть наши изделия?
Дети: Да, поможем.
Дед Хасан: Это вам поможет выполнить задания (протягивает фигурку кувшина с загадками). Как только вы выполните задание, в этом горшочке будет появляться подсказка, где спрятан сундук. (показывает глиняный горшочек)
Воспитатель: Ребята, нам нужно найти подсказки, которые злой аждаха спрятал. Для этого сначала надо будет отгадать загадку:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже. (Зеркало)
Воспитатель: Верно, это зеркало. Это значит, что нам нужно искать там, где зеркало. (Воспитатель достает из-за зеркала листок с заданиями).
Воспитатель: А вот и первое задание. Справимся с ним и получим первую подсказку.
Задание №1:
Ребята, скажите какая бывает погода, если:
Идет дождь – (дождливая)
Дует ветер – (ветреная)
Если холодно – (холодная)
Идет снег – (снежная)
Пасмурно – (пасмурная)
Если хмуро – (хмурая)
Солнечно – (солнечная)
Ясно – (ясная)
Если мороз – (морозная)
Воспитатель: Давайте проверим правильно мы выполнили задание? Смотрите - в горшочке появилась первая подсказка. Это значит, что мы все сделали правильно. (достаёт из горшочка кусочек пазла)
Воспитатель: Теперь слушайте загадку, чтобы найти следующее задание:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита. (книга)
Дети находят задание на полке с книгами.
Задание№2:
Игра «Кто кем был»
Лиса – лисенком
Волк – волчонком
Медведь – медвежонком
Белка – бельчонком
Тигр – тигренком
Слон – слоненком
Лев – львенком
Заяц – зайчонком
По окончании задания дети находят в горшочке второй кусочек пазла.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку:
Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет (мяч)
Воспитатель: А где у нас бывают мячи? Где надо искать? (в спортивном уголке)
Находят листок с заданием в спортивном уголке.
Задание№3:
Игра «Исправь ошибку».
Воспитатель: Ребята, нам нужно внимательно подумать и составить правильные предложения:
На белке сидит ёлка – На ёлке сидит белка
Рыба поймала рыбака – Рыбак поймал рыбку
Куры кормят Мадину – Мадина кормит кур
Посуда моет маму – Мама моет посуду
Дети подходят к горшочку и находят там третий кусочек пазла.
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. У нас уже три кусочка пазла, это значит у нас три подсказки.
Ребята, вы, наверное, устали? Давайте поиграем.
Дагестанская игра «Под крышей»
Дети делятся на две команды. На пол стелят два больших платка разных цветов. Играет национальная музыка и дети танцуют по кругу вокруг платков. Как только музыка прекращается, дети должны поднять платок и стать под ним как под крышей. Та команда, которая первая справится, та и выигрывает.
Воспитатель: Ну а чтобы найти четвертую подсказку, отгадайте следующую загадку:
Пишут они, когда диктуют,
Они и чертят и рисуют.
А сегодня вечерком
Они раскрасят наш альбом. (карандаши)
Задание№4:
Игра «Четвертый лишний»
Дети садятся за столы. На столах лежат листы с заданием и карандаши.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы с изображением групп предметов. Чтобы выполнить задание, вам нужно в каждом ряду найти лишний предмет и обвести его карандашом в кружочек.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно выполнили задание.
По окончании задания дети находят в горшочке четвертый кусочек пазла – подсказки.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Справились и с этим заданием.
А теперь, чтобы выполнить пятое задание, давайте отгадаем следующую загадку:
Разноцветный он и яркий,
Стал бы каждому подарком.
Из него построим дом
И машину соберем. (лего)
Дети находят следующее задание в корзине с «Лего»: иллюстрации к дагестанским сказкам.
Задание№5:
Игра «Угадай сказку».
Воспитатель: Ребята, а что это за картинки?
Дети: Это герои дагестанских сказок.
Воспитатель: Давайте назовем их
Дети: «Храбрый козлик», «Аци – Баци», «Семь гранатовых прутьев», «Синяя птица», «Храбрый мальчик», «Божья коровка Гёльгеле Дадай».
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте проверим наш горшочек.
В горшочке находят последнюю деталь пазла. Воспитатель с детьми собирают пазл –«балхарский кувшин». На обратной стороне фото с изображеним места, где спрятан сундук. Дети находят сундук и вместе с воспитателем заносят его в группу.
Дед Хасан: Ах какие молодцы, ребята! Ах какие умницы! Нашли наш сундук! Спасибо вам большое, ребята! Теперь мы сможем отправить наши изделия на выставку.
Приносит корзину с яблоками.
Дед Хасан: Вот вам балхарские яблоки из моего сада. Приезжайте к нам еще, ребята. Мы всегда рады гостям.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с дедом Хасаном и вернемся в наш сад.
Садитесь на наш ковер, закрывайте глаза. Полетели.
Рефлексия:
Воспитатель: Ну что ж, ребята, мы снова оказались в нашей группе.
- Где мы с вами были?
- Кому мы помогали?
- Какие задания выполняли?
- Что вам понравилось больше всего?