МААМ-картинки

«Волшебный сундучок деда Хасана». Занятие-квест по развитию речи в старшей группе

Алиева Джаминат Гамидовна
«Волшебный сундучок деда Хасана». Занятие-квест по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие-квест по развитию речи в старшей группе

«Волшебный сундучок деда Хасана».

Цель: Развитие связной речи через знакомство с народным промыслом Дагестана – балхарской керамикой.

Задачи:

Образовательные: Расширять и закреплять представления детей о балхарской керамике, познакомить с легендой о возникновении балхарского промысла; уточнить знания о дагестанских сказках.

Развивающие развивать связную речь через словесные игры; формировать умение обобщать, классифицировать; обогащать словарный запас детей; развивать умение отгадывать загадки; развивать умение образовывать прилагательные от существительных; употреблять слова в творительном падеже. Развивать интерес к народным промыслам родного края.

Воспитательные: Воспитывать любовь к народным промыслам, уважение к труду народных мастеров; воспитывать чувство коллективности, дружелюбия; воспитывать умение слушать взрослого.

Материал: Наглядные картинки с изображением изделий балхарской керамики, способом изготовления изделий, инструментов; листы с изображением групп предметов в четыре ряда, карандаши; иллюстрации к дагестанским сказкам; изделия балхарской керамики, сундук.

Предварительная работа: Чтение дагестанских сказок: «Аци-Баци», «Храбрый мальчик», «Храбрый козлик», «Синяя птица», «Ответ старика», «Божья коровка Гёльгеле Дадай»; знакомство с народными промыслами дагестана; знакомство с балхарским промыслом.

Словарная работа: журлак, ангоб.

Содержание организованной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель с детьми заходят в группу и подходят к гостям.

Воспитатель: Уважаемые гости, я прошу вас вытянуть вперед свои ладони. Ребята, подойдите поближе к гостям и вложите свои ладошки в их ладони. (Дети подходят и кладут свои ладони в ладони гостей.)

А теперь скажите : какие ладони у наших гостей? (мягкие, теплые, добрые, нежные)

Скажите, ребята, а вы чувствуете тепло? Это вы поделились своим теплом и добротой.

А теперь давайте повернемся к нашим гостям и поздороваемся необычным способом:

Дети: Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом!

Станет радостно кругом!

Ребята,посмотрите что у меня в руках? (письмо)

Да, правильно. Это письмо нам пришло из села Балхар от дедушки Хасана. Он приглашает нас в гости в Балхар.

Подходят к доске, на которой развешаны картинки с изображением балхарских изделий и мастериц, работающих на гончарном круге.

А что вы знаете про Балхар? Чем известно это село? (Балхар – это дагестанское село и славится оно своими изделиями керамики из глины)

А какие изделия изготавливают балхарские мастерицы? (посуду: кувшины, тарелки, горшочки, вазы; игрушки, статуэтки, макеты)

А из какого материала они их изготавливают? (из глины)

А затем что с ними делают? (обжигают в специальной печи и после этого наносят узоры)

Правильно, из красной глины изготавливают сами изделия, а из белой глины готовят краску для нанесения орнамента.

А вы знаете откуда они берут элементы орнамента (из природы) Правильно, многие элементы орнамента балхарскими мастерами взяты из природы, например: птичка, волна, горы, лист, стебель, глаз.

А как называется инструмент, на котором работают балхарские мастера по глине? (гончарный круг)

Ну теперь нам можно смело отправляться в Балхар. Но сначала нам надо разбудить ваши язычки, вижу они еще не у всех проснулись еще. Выполним специальную разминку для язычка:

Ла-ла-ла – осень наступила,

Ло-ло-ло – к нам письмо пришло,

Ул-ул-ул – мы отправимся в аул

Лу-лу-лу – ты не стой в углу.

Ре-ре-ре – полетим мы на ковре,

Ар-ар-ар – отправляемся в Балхар,

Ан-ан-ан – в гости ждет нас дед Хасан.

Ребята, а теперь давайте собираться в путь. Но нам нужен транспорт. На чем мы можем поехать в Балхар? (ответы детей)

Сегодня мы с вами полетим на ковре-самолете. Давайте садитесь поудобнее и держитесь крепче.

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише, не качайся.

Не пугай моих ребят –

Хорошо они сидят.

Ниже, ниже опускайся,

Тише, тише приземляйся.

Воспитатель: Ну вот мы с вами в Балхаре, ребята. Давайте позовем дедушку Хасана.

Дети зовут деда Хасана. Выходит дед Хасан и приветствует детей, приглашает их в дом, показывает керамические изделия балхарских мастеров.

Дед Хасан: Дети, слыхали вы про наш аул Балхар (да)

А легенду про первого гончара слышали? (нет) Хотите послушать? (да)

Жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! - вспомнил он. - Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных. Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг - «журлак» из ствола орехового дерева, натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи и кувшины «урша» для воды. Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей - так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе, Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров. Вот такая легенда…

Эх… (вздыхает)

Воспитатель: Очень интересная история, правда, ребята? Но, кажется, вы чем-то опечалены, дедушка Хасан?

Дед Хасан: Да, доченька, ты права: случилась беда. Злой аждаха украл наши глиняные изделия, которые мы приготовили для выставки в Москве. Отправить нужно поскорее, а времени изготовить новые изделия не осталось. Найти этот сундук можно только пройдя сложные испытания. Надежда только на вас, ребята. Вы поможете нам вернуть наши изделия?

Дети: Да, поможем.

Дед Хасан: Это вам поможет выполнить задания (протягивает фигурку кувшина с загадками). Как только вы выполните задание, в этом горшочке будет появляться подсказка, где спрятан сундук. (показывает глиняный горшочек)

Воспитатель: Ребята, нам нужно найти подсказки, которые злой аждаха спрятал. Для этого сначала надо будет отгадать загадку:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже. (Зеркало)

Воспитатель: Верно, это зеркало. Это значит, что нам нужно искать там, где зеркало. (Воспитатель достает из-за зеркала листок с заданиями).

Воспитатель: А вот и первое задание. Справимся с ним и получим первую подсказку.

Задание №1:

Ребята, скажите какая бывает погода, если:

Идет дождь – (дождливая)

Дует ветер – (ветреная)

Если холодно – (холодная)

Идет снег – (снежная)

Пасмурно – (пасмурная)

Если хмуро – (хмурая)

Солнечно – (солнечная)

Ясно – (ясная)

Если мороз – (морозная)

Воспитатель: Давайте проверим правильно мы выполнили задание? Смотрите - в горшочке появилась первая подсказка. Это значит, что мы все сделали правильно. (достаёт из горшочка кусочек пазла)

Воспитатель: Теперь слушайте загадку, чтобы найти следующее задание:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита. (книга)

Дети находят задание на полке с книгами.

Задание№2:

Игра «Кто кем был»

Лиса – лисенком

Волк – волчонком

Медведь – медвежонком

Белка – бельчонком

Тигр – тигренком

Слон – слоненком

Лев – львенком

Заяц – зайчонком

По окончании задания дети находят в горшочке второй кусочек пазла.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет (мяч)

Воспитатель: А где у нас бывают мячи? Где надо искать? (в спортивном уголке)

Находят листок с заданием в спортивном уголке.

Задание№3:

Игра «Исправь ошибку».

Воспитатель: Ребята, нам нужно внимательно подумать и составить правильные предложения:

На белке сидит ёлка – На ёлке сидит белка

Рыба поймала рыбака – Рыбак поймал рыбку

Куры кормят Мадину – Мадина кормит кур

Посуда моет маму – Мама моет посуду

Дети подходят к горшочку и находят там третий кусочек пазла.

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. У нас уже три кусочка пазла, это значит у нас три подсказки.

Ребята, вы, наверное, устали? Давайте поиграем.

Дагестанская игра «Под крышей»

Дети делятся на две команды. На пол стелят два больших платка разных цветов. Играет национальная музыка и дети танцуют по кругу вокруг платков. Как только музыка прекращается, дети должны поднять платок и стать под ним как под крышей. Та команда, которая первая справится, та и выигрывает.

Воспитатель: Ну а чтобы найти четвертую подсказку, отгадайте следующую загадку:

Пишут они, когда диктуют,

Они и чертят и рисуют.

А сегодня вечерком

Они раскрасят наш альбом. (карандаши)

Задание№4:

Игра «Четвертый лишний»

Дети садятся за столы. На столах лежат листы с заданием и карандаши.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы с изображением групп предметов. Чтобы выполнить задание, вам нужно в каждом ряду найти лишний предмет и обвести его карандашом в кружочек.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно выполнили задание.

По окончании задания дети находят в горшочке четвертый кусочек пазла – подсказки.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Справились и с этим заданием.

А теперь, чтобы выполнить пятое задание, давайте отгадаем следующую загадку:

Разноцветный он и яркий,

Стал бы каждому подарком.

Из него построим дом

И машину соберем. (лего)

Дети находят следующее задание в корзине с «Лего»: иллюстрации к дагестанским сказкам.

Задание№5:

Игра «Угадай сказку».

Воспитатель: Ребята, а что это за картинки?

Дети: Это герои дагестанских сказок.

Воспитатель: Давайте назовем их

Дети: «Храбрый козлик», «Аци – Баци», «Семь гранатовых прутьев», «Синяя птица», «Храбрый мальчик», «Божья коровка Гёльгеле Дадай».

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте проверим наш горшочек.

В горшочке находят последнюю деталь пазла. Воспитатель с детьми собирают пазл –«балхарский кувшин». На обратной стороне фото с изображеним места, где спрятан сундук. Дети находят сундук и вместе с воспитателем заносят его в группу.

Дед Хасан: Ах какие молодцы, ребята! Ах какие умницы! Нашли наш сундук! Спасибо вам большое, ребята! Теперь мы сможем отправить наши изделия на выставку.

Приносит корзину с яблоками.

Дед Хасан: Вот вам балхарские яблоки из моего сада. Приезжайте к нам еще, ребята. Мы всегда рады гостям.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с дедом Хасаном и вернемся в наш сад.

Садитесь на наш ковер, закрывайте глаза. Полетели.

Рефлексия:

Воспитатель: Ну что ж, ребята, мы снова оказались в нашей группе.

- Где мы с вами были?

- Кому мы помогали?

- Какие задания выполняли?

- Что вам понравилось больше всего?

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Конспект ООД по речевому развитию в форме квест-игры «Волшебный сундучок Лесовичка» в старшей группеКонспект ООД по речевому развитию в форме квест-игры «Волшебный сундучок Лесовичка» в старшей группе Конспект ООД по образовательной области речевое развитие. Квест-игра “Волшебный сундучок Лесовичка» Старшая группа Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Волшебный сундучок»Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Волшебный сундучок» Программное содержание: побуждать детей понимать простые словесные инструкции; называть игрушку облегченным словом; воспитывать дружеское.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Волшебный сундучок деда Хасана». Занятие-квест по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 10 марта 2025 в 05:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Волшебный сундучок деда Хасана». Занятие-квест по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Алиева Джаминат Гамидовна (УИ 3545033) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД