Елена Амзаева
Конспект открытого занятия «Волшебные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА МАГНИТА»
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ)
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ: АМЗАЕВА Е. А.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
СЕЛО АЛЕКСАНДРОВСКОЕ
2020 Г.
Цель: познакомить детей с магнитом, его физическими свойствами на основе опытнической деятельности.
Образовательные области:
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект открытого занятия „Волшебные свойства магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;
- дать представление о физическом свойстве магнита передавать магнетизм металлическим предметам;
- выяснить, через какие материалы воздействует магнит;
- развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;
- сформировать умение делать выводы.
Речевое развитие:
- активизировать словарь детей;
- ввести в речь детей понятие «магнетизм»;
- способствовать развитию коммуникативных качеств;
Художественно – эстетическое развитие:
- развивать умение передавать в схеме образ предметов и физических свойств магнита.
Физическое развитие:
- развивать внимательность, быстроту реакции.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: коробка, магнит, карточки с заданиями-схемами, ноутбук, знаки (правила работы при выполнении экспериментов).
Раздаточный материал: магниты разной величины (на каждого ребенка, контейнеры с песком, монеты по 5 на каждого ребёнка, предметы (металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные, стаканы с водой, скрепки, тарелки одноразовые, карты наблюдений, карандаши, шапочки и халаты.
Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает, техника безопасности в лаборатории).
Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности:
Организационный момент, эмоциональный настрой (дети стоят полукругом)
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся!
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: – Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или солнечный. Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было спокойно и тепло? Надо улыбнуться и поделиться своим хорошим настроением. Я делюсь с Никитой, Никита с Варварой и т. д.
Воспитатель: - Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной страны пришла посылка. Только не понятно от кого. На посылке какой-то знак. Что же это за знак и что он обозначает? Хотите узнать, что в этой посылке? (Ответы детей)
(Воспитатель открывает посылку)
Воспитатель: посмотрите в посылке лежит какой - то камень и письма. А от кого они?
Просьба от Василисы премудрой.
Дорогие мои друзья! Похитил меня Кощей бессмертный, заточил меня в своей крепости и не отпускает. А в этой крепости много волшебных камней, которые притягивают металлические предметы. Очень интересует его вопрос: откуда они появились и как они называются? Говорит, что если я такая премудрая, то должна всё знать. А я не знаю, помогите мне дать правильный ответ Кощею бессмертному. И подпись, Василиса Премудрая.
Воспитатель: – Ребята, а вы знаете откуда появился этот камень и как его называют?
Давайте посмотрим с вами легенду о необычном камне. (Просмотр видио- ролика на ноутбуке)
Легенда
(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнис, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал рыцарь, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был он силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
- Как вы думаете, какой способ нашёл рыцарь, чтобы освободиться от этой горы? А что за гора это была?
Ответы детей:
(Снял доспехи, сделанные из металла, железа, а гора была магнитная)
- Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы.
Воспитатель: А чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам переместиться в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? А кто работает в лаборатории? А какие правила надо соблюдать в лаборатории? (показать знаки в помощь детям)
Дети: не шуметь, не бегать, не брать без разрешения предметы, не пить жидкость, работать в спецодежде.
Воспитатель: А что такое спецодежда, для чего она? Давайте наденем одежду для работы в нашей сказочной лаборатории.
(Дети одевают халаты и шапочки)
Ну раз у нас лаборатория сказочная я превращаюсь в профессора и буду Елена Алексеевна Всезнайкина, а вы мои младшие научные сотрудники. Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя и говорим: раз, два, три в лабораторию попади.
Воспитатель: ну вот мы с вами и попали в волшебную лабораторию.
Давайте посмотрим в нашу посылочку и узнаем, кто просит у нас помощи и какие волшебные эксперименты нам нужно с вами провести, что бы помочь сказочным героям.
(Воспитатель достаёт карточку с цифрой №1 и знаком «?» бант, усы и хвост кота)
Воспитатель: дети, как вы думаете что обозначают эти знаки? Что обозначает цифра №1, что обозначаем знак «?», а бант, усы и хвост кота?
Так кто же нам прислал это письмо, кому нужна наша помощь? ( к письму прилагается схема: изображение магнита и предметы)
Просьба от кота Леопольда. (1)
Дорогие дети, вредные мыши сломали мою машину, все детали перемешали с разными предметами. Помогите найти нужные для машины детали, для неё нужны только металлические предметы. (карточка с изображением магнита и различных предметов дети после проведённого опыта с помощью стрелки показывают какие предметы притягивает магнит)
Воспитатель: – Как вы думаете, мы можем помочь коту Леопольду? Как мы можем отличить железные детали от остальных? Что нам поможет? (Магнит.) (Дети проводят опыт, притягивают магнитом разные предметы : дерево, пластмасс, бумагу, железо.)
- Приступим. Ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на белую тарелочку, а те которые не притягивает – на жёлтую.
(Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам)
- Назовите, какие предметы притянул магнит.
Ответы детей:
(Скрепки, монеты, гвоздики)
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Ответы детей:
(Из металла, железа)
- Они какие? (Металлические)
- А какие предметы не притянул магнит?
(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки)
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Ответы детей:
(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
Работа над словарём (пластиковые, тканевые, бумажные…)
- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики?
Ответы детей:
(Потому что они металлические, железные)
Воспитатель: - Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.
Воспитатель: кокой можно сделать вывод из этого эксперимента. Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Давайте соберём металлические детали и отправим коту Леопольду.
Воспитатель: младшие помощники, внимание, следующее письмо из посылки. №2 «?» золотой ключик. Какое это задание? Кто прислал его?
(ответы детей)
Просьба от Буратино. (2)
Дорогие ребята. Кот Базилио и лиса Алиса спрятали мои деньги в песок, помогите мне их найти (карточка – схема эксперимента).
Воспитатель:- Как же мы ему поможем? (Высказывания детей.) Подходим к столу № 2. Перед вами контейнеры с песком. Внимательно рассмотрите схему, что необходимо вам сделать? Опыт: дети берут магнит и вынимают из песка деньги 1, 2, 3, 5 рублей.
Воспитатель. Помощники мои, какой можно сделать вывод?
Вывод: магнит притягивает через песок железные предметы.
Воспитатель: - Ну вот, мы достали деньги, отправим их Буратино.
Воспитатель: мы славно потрудились, не пора ли нам отдохнуть?
Физкультминутка.
Давайте представим, что я ваш большой магнит. Под музыку вы бегаете, музыка заканчивается, я показываю предмет, если этот предмет металлический, то вы подбегаете ко мне, а если нет, то остаётесь на месте и приседаете.
Воспитатель: младшие помощники, внимание, следующее письмо из нашей сказочной посылки. №3 «?» косынка и платье, коса. Какое это задание? Кто прислал его?
Письмо от Алёнушки. (3)
Милые ребята, я уронила ключик в колодец, а в колодце вода, как мне его достать и ручки не намочить, помогите. (схема опыта – эксперимента)
Воспитатель: – Как вы думаете мы можем ей помочь. Нужно достать ключ, не замочив рук. Проходите к столу № 3.
(На столе стаканы с водой и ключиком на дне)
Посмотрите на схему. Как можно достать ключик.
Дети: нужно поднести магнит к стакану и поднять ключик со дна.
Воспитатель: правильно.
Опыт с магнитом и ключом в воде.
Дети достают ключ.
Воспитатель: какой можно сделать вывод из нашего эксперимента: магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но через воду, и даже через стекло воде.
Воспитатель: – Ну а сейчас прочитаем следующее послание из нашей посылочки. № 4 кувшин, борода, чалма. Ну, что мои младшие помощники, вы догадались от кого это письмо? (схема)
Просьба от Хоттабыча. (4)
О несравненные, мудрейшие из мудрых, умнейшие из умных, помогите мне придумать новые фокусы, чтобы я мог удивлять всех (карточка схема – эксперимента).
Воспитатель: давайте поможем Хоттабычу. Посмотрите, какой номер на конверте, давайте пойдём к столу с этим номером. Рассмотрите схему эксперимента, что вы должны сделать….
Опыт с магнитом и скрепками : у кого цепочка длиннее.
Воспитатель: – Ребята, а почему скрепки не упали, что с ними произошло?
ВЫВОД: скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и сами стали магнитом. Как вы думаете, Хоттабычу понравиться наш фокус?
(ответы детей). Давайте отправим ему посылку с магнитом и скрепками, пусть показывает этот фокус и удивляет всех.
Воспитатель: посмотрите ребята в посылке осталось последнее письмо.
№5? и рисунок шляпа и галстук синего цвета. Вы догадались, кто просит у нас помощь.
Дети: Незнайка.
Просьба Незнайки. (5)
Ребята, помогите, я хочу удивить всех жителей Цветочного города и рассказать о волшебных свойствах магнита, но я ничего о нём не знаю. А читать я не люблю.
Воспитатель: ну что, мои младшие научные сотрудники, мы с вами сегодня проводили эксперименты и узнали о многих свойствах магнита, поможем Незнайке и с помощью схем опишем все опыты, которые мы проводили.
Подойдите к столу № 5. На нём лежат карты наблюдений и карандаши.
Найдите окошко № 1. Когда мы помогали коту Леопольду найти детали для ремонта автомобиля. Стрелочками укажите какие предметы притягивает к себе магнит.
Теперь окошко №2. Вспомните как мы с вами помогали Буратино доставать монеты из песка.
Нарисуйте с помощью схемы этот эксперимент.
Заполняем окошко №3. Здесь зарисуем схему опыта, когда мы Алёнушке помогали достать ключик из колодца.
Нарисуйте с помощью схемы этот эксперимент.
А в окошке № 4 схему магнетического свойства магнита, который поможет волшебнику Хоттабычу показать фокус.
Нарисуйте с помощью схемы этот фокус.
Воспитатель: думаю теперь с помощью нашей схемы-подсказки Незнайка сможет рассказать жителям солнечного города о волшебных свойствах магнита.
Воспитатель: давайте наши схемы положим их в посылку и отправим все наши письма сказочным героям.
А нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза. Раз, два, три покружись и в садике очутись. Снимайте свою спецодежду. Проходите на стульчики.
Вам понравилось помогать героям из сказок. А что вы узнали во время экспериментов? (ответы детей).
За то, что вы смогли помочь всем, кто просил у вас помощи вы заработали магниты. И теперь дома сможете сами показать всё, что мы сегодня узнали о свойствах магнита.