Татьяна Яричина
Конспект открытого урока в подготовительной группе «Волшебные музыкальные краски»
▼ Скачать +Заказ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности - ТЕМБРОМ. Уточнить и закрепить восприятие таких средств музыкальной выразительности, как ДИНАМИКА, РИТМ, РЕГИСТР, МАЖОРНЫЙ и МИНОРНЫЙ ЛАД.
-Учить детей петь выразительно, передавая ладовые изменения в музыке, слышать темповые изменения в музыке, отражать их в движении.
-Развивать воображение, творческую фантазию, самостоятельность при оркестровке произведений, в поиске песенной интонации на заданный текст и в выборе имитационных движений.
-Расширять словарный запас детей новыми понятиями: МАЖОР, МИНОР, ТЕМП, ТЕМБР.
Публикация «Конспект открытого урока в подготовительной группе „Волшебные музыкальные краски“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
-Воспитывать эмоционально- эстетическое отношение к музыке.
МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ
Зимина А. Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. -М. ,1998 год.
Рахманинове. Итальянская полька.
Шопен Ф. Вальс № 7 до-диез минор.
Чайковский П. Сентиментальный вальс.
Л. Бетховен. «Гроза. Буря» Фрагмент.
Королёва Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М., Просвещение, 1994 год.
Струве Г., Соловьёва Н. «Песенка о гамме».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Разучивание ритмической композиции «Радуга» музыка Ю. Чичкова, слова С Соснина (Музыка и движение / Сост. С. И. Бекина и др. - Просвещение, 1983 год.)
Упражнения по развитию слуха и голоса по ступеням мажорного и минорного звукоряда. Музыкальная игра «Узнай по голосу».
Музыкальная игра «У каждого свой инструмент», эстонская нар. песня в обр.
Х|. Кирвите.
ОБОРУДОВАНИЕ
Музыкальный центр, СЭ с фонограммами.
Экран, видеоплеер. Диск с записью фрагмента мультфильма «Петух и краски».
Цветные веера для обозначения динамических оттенков.
Детские музыкальные шумовые инструменты.
Пучки цветных лент для развития движений.
Кубики для упражнений, развивающих чувство ритма.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ (входит с детьми в зал):
Ребята, посмотрите, в какой чудесный дом мы попали - настоящий театр! Вы - на сцене, а в зале - зрители. Поприветствуем их!
(Дети здороваются со зрителями). Зрители пришли в этот зал, чтобы вместе с вами побывать в сказке. Первая сказка - на экране. Присаживайтесь поудобнее. (Смотрят фрагмент мультфильма «Петух и краски».)
Какой петушок вам больше понравился: в начале или в конце?
Какие краски помогли петушку стать нарядным? (Дети называют).
В музыке тоже нужны краски, чтобы она нас удивляла, радовала, заставляла прислушиваться. Но об этом вам расскажет настоящая Фея. А вот и она.
ЗВУЧИТ ШОПЕН Ф. ВАЛЬС №7 до - диез минор.
ВОСПИТАТЕЛЬ: ВМЕСТЕ С МУЗЫКОЙ ХОРОШЕЙ
К НАМ ПРИХОДИТ ВОЛШЕБСТВО.
ОСТРОЖНЕЙ, ОСТОРОЖНЕЙ,
НЕ СПУГНУТЬ БЫ НАМ ЕГО! (Р. Панков)
(входит ФЕЯ, в руках у неё волшебная палочка в форме скрипичного ключа)
ФЕЯ: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие любители музыки! Вам понравилась музыка, с которой я к вам пришла? (Ответы детей). Музыка не всегда звучит одинаково, у неё тоже есть свои краски. Она может звучать высоко и низко, отрывисто и плавно, громко и тихо. «Громко» и «Тихо» - это динамические краски, или динамические оттенки. Вспомните, как музыканты обозначают громкую и тихую музыку? (Дети называют «форте» и «пьяно».) Самое время пригласить вас в другую сказку, и поможет это сделать моя волшебная палочка. Видите, на ней главный музыкальный знак. .(Дети называют : скрипичный ключ) Послушайте загадку:
Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
Вы догадались, о чем идёт речь? (Ответы детей) Правильно – это гроза.
Слышали вы когда-нибудь, как гремит гроза? Она так громко грохочет, что иногда даже становится страшно. Звучание её грохота всегда одинаково или все-таки гроза бывает и тихой?
Давайте внимательно прислушаемся к грозе, которую сочинил Л. Бетховен.
Звучит «Гроза. Буря» Л. Бетховен.
ФЕЯ: Вам понравилось произведение? Сразу ли начинается гроза или постепенно, насколько она громкая, что ещё слышится в музыке? Слышен ли дождь и ветер в музыке? Какие они? (Ответы детей)
Сейчас вы еще раз будете слушать музыку, и выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски музыки, её динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные цветные веера. Возьмите их в руки, присаживайтесь на стулья. Откроете синий цвет, когда услышите очень тихую музыку, зелёный - когда музыка будет звучать не очень тихо, жёлтый - умеренно громко. Ну а красный цвет - когда музыка будет звучать очень громко!
(По взмаху волшебной палочки начинает звучать фрагмент произведения)
ФЕЯ: С новым заданием вы справились хорошо. Молодцы! Следующая сказка - про кота. Я расскажу вам, каким он был и что с ним приключилось. А вас я попрошу помочь мне рассказать эту сказку. Слушайте внимательно: я буду менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструментах. Для тихого кота я предлагаю взять Маленькие маракасы, для громкого-трещалочки. Тихие мыши - «шуршалочки», громкие - шаркунчики. (Дети кладут веера на столики, разбирают музыкальные инструменты.)
ФЕЯ: Подготовились? А теперь слушаем всю сказку.
ЖИЛ КОТ ВАСИЛИЙ. ЛЕНИВЫЙ БЫЛ КОТ.
ОСТРЫЕ ЗУБЫ И ТОЛСТЫЙ ЖИВОТ.
ОЧЕНЬ ТИХО ВСЕГДА ОН ХОДИЛ,
ГРОМКО, НАСТОЙЧИВО КУШАТЬ ПРОСИЛ.
ДА ПОТИХОНЬКУ НА ПЕЧКЕ ХРАПЕЛ –
ВОТ ВАМ И ВСЁ, ЧТО ОН ДЕЛАТЬ УМЕЛ.
КОТ КАК - ТО РАЗ ВИДИТ СОН ВОТ ТАКОЙ:
БУДТО ЗАТЕЯЛ С МЫШАМИ ОН БОЙ.
ГРОМКО КРИЧА, ОН ИХ ВСЕХ ИСЦАРАПАЛ
СВОИМИ ЗУБАМИ, КОГТИСТОЮ ЛАПОЙ.
В СТРАХЕ ТУТ МЫШИ ТИХО ВЗМОЛИЛИСЬ:
«ОХ, ПОЖАЛЕЙ, ПОЩАДИ, СДЕЛАЙ МИЛОСТЬ!»
ГРОМКО ВОСКЛИКНУЛ ТУТ ВАСЕНЬКА: «БРЫСЬ!»
И ВРАССЫПНУЮ ОНИ ПОНЕСЛИСЬ.
А НА САМОМ ДЕЛЕ, ПОКА КОТ ВАСИЛИЙ СПАЛ, ПРОИСХОДИЛО ВОТ ЧТО:
МЫШИ ТИХО ВЫШЛИ ИЗ НОРКИ,
ГРОМКО ХРУСТЯ, СЪЕЛИ ХЛЕБНЫЕ КОРКИ,
ПОТОМ, ОЧЕНЬ ТИХО СМЕЯСЬ НАД КОТОМ,
ОНИ ЕМУ ХВОСТ ЗАВЯЗАЛИ БАНТОМ.
ВАСИЛИЙ ПРОСНУЛСЯ, ОЧЕНЬ ГРОМКО ЧИХНУЛ,
ПОТОМ ПОВЕРНУЛСЯ И СНОВА ЗАСНУЛ.
А МЫШИ ЛЕНТЯЮ НА СПИНУ ЗАБРАЛИСЬ,
ДО ВЕЧЕРА ГРОМКО НАД НИМ ПОТЕШАЛИСЬ! (Е. Королёва)
ФЕЯ: Положите инструменты на место. Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание инструментов. Но каждый инструмент, да и голос человека имеют свою окраску - ТЕМБР. (Дети повторяют: ТЕМБР.) Угадайте по тембру, какой инструмент будет звучать? (Звучат фортепиано, кларнет, скрипка.) А свои голоса вы можете угадать по тембру? Вспомним игру «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ». (Дети встают в круг.)
Считалкой выбирается дирижёр:
ТИШЕ, ТИШЕ, ВСЕ ДРУЗЬЯ,
ВЫ ПОСЛУШАЙТЕ МЕНЯ.
ЧТОБ НАСТРОИТЬ ЭТОТ ХОР,
НУЖЕН ЧУТКИЙ ДИРИЖЁР!
ДИРИЖЕР: Я НАЗНАЧЕН ДИРИЖЕРОМ,
ВЕСЬ ОРКЕСТР В РУКАХ ДЕРЖУ!
ЗА МОЕЙ РУКОЙ СЛЕДИТЕ,
ВСЁ, ЧТО НАДО, ПОКАЖУ!
БЕЗ МЕНЯ НЕ НАЧИНАЙТЕ,
ПАЛОЧКОЙ ВЗМАХНУ-ВСТУПАЙТЕ!
ДЕТИ ИГРАЮТ. Звучит эстонская народная мелодия «У КАЖДОГО СВОЙ ИНСТРУМЕНТ». После игры Фея предлагает детям сесть.
ФЕЯ: Послушайте, а в этой музыке какая краска главная?
Звучит фрагмент «Итальянской польки» С. Рахманинова. (Дети : РИТМ.)
Если будете внимательны, то сможете прохлопать этот ритм в ладоши. (Исполняет фрагмент «Итальянской польки», а дети хлопками в ладоши отмечают ритмический рисунок мелодии.)
Молодцы! А сможете простучать ритмический рисунок кубиками? Вспомним наше любимое упражнение с кубиками. Пожалуйста, подготовьтесь к нему.
(дети разбирают кубики и выполняют упражнение с ними. ) Положите кубики на место и садитесь. Я прочту вам коротенький стишок:
ЭТИ КУБИКИ ВОЗЬМЁМ,
ПОТАНЦУЕМ И СПОЁМ! Запомнили?
(Дети повторяют с Феей эти строки.)
А| КТО придумает песенку на эти слова и споёт её с ускорением?
(Дети по желанию выполняют это задание.)
ФЕЯ: К такому заданию мы ещё вернёмся. Только вы запомните: когда музыка звучит то медленно, то быстро, такая краска называется «ТЕМПОМ». Повторите! (Дети повторяют:«темп».)
Ну, а сейчас мы отправимся на нотный бал, но попасть туда непросто. В пути нас будет сопровождать танцевальная, бальная музыка. Будьте внимательны, слушайте, когда музыка звучит медленнее, когда быстрее, и все изменения темпа вы должны показать в своих движениях.
ЗВУЧИТ «СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ВАЛЬС» П. ЧАЙКОВСКОГО. (Дети импровизируют.)
ФЕЯ: Вы молодцы, услышали изменения темпа в музыке. (ЗВУЧИТ ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА.)
Дорогие мои друзья! Мы попали с вами на нотный бал! Кого же можно встретить на нотном балу? (Дети : Ноты - до, ре, ми, фа, соль, ля, си! Скрипичный ключ)
В музыке есть не только эти знаки, но с ними мы будем знакомиться позже. А сейчас мы Должны обязательно спеть нашу любимую песню «Нотный бал». Как звучит песня? В каком ладу? В каком темпе? Какие ещё краски есть у неё?
Самые главные гости на этом балу-мажор и минор! Вот сейчас мы распоёмся и споём одну песню для мажора, а другую для минора. (Дети поют в мажорном и минорном ладах на мелодию восходящего и нисходящего звукоряда.)
ВОТ МЫ ДРУЖНО ВСТАЛИ В РЯД,
ПОЛУЧИЛСЯ ЗВУКОРЯД,
СВЕТЛЫЙ И ПРОСТОРНЫЙ - ЭТО ЛАД МАЖОРНЫЙ!
МЫ - МИНОРНЫЙ ЗВУКОРЯД,
ГРУСТНЫХ ЗВУКОВ ДЛИННЫЙ РЯД.
ПЕСНЮ ГРУСТНУЮ СПОЁМ,
ПОГРУСТИМ С ТОБОЙ ВДВОЁМ! (Е. Королёва)
ФЕЯ: Ну, а теперь можно и песню спеть хором, становитесь удобно.
|
ПЕСНЯ «Песенка о гамме», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой.
ФЕЯ: Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие, но знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой встрече с музыкой. А сейчас всем зрителям зала мы дарим хорошее настроение!
ЕСТЬ У РАДУГИ СЕМЬ КРАСОК,
А У МУЗЫКИ СЕМЬ НОТ.
НА ЗЕМЛЕ ДЛЯ НАШЕЙ РАДОСТИ
ВЕЧНО МУЗЫКА ЖИВЁТ! (Е. Зитта)
Дети исполняют ритмическую композицию «РАДУГА» с цветными пучками лент.