Екатерина Александрова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : значение воды в жизни всех живых существ.
Возраст дошкольников: старшая группа (5-6 лет)
Цели и задачи:
-продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель).
-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
-уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.
-развивать навыки проведения лабораторных опытов
-активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться.
- воспитывать усидчивость, аккуратность.
-совершенствовать навык аккуратного закрашивания изображения, наклеивания рисунка на основу, создания коллективной композиции.
Предварительная работа:
-рассматривание карты мира
-заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
-беседа на тему: «Круговорот воды в природе»
Оборудование и материалы:
- иллюстрации на тему «Вода»
- капельки воды, изготовленные из бумаги
- аудиозапись со звуками воды
- стаканчики, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, марля
- цветные карандаши, клей, салфетки
- заготовка панно «Речка»
- трафареты рыб
Виды детской деятельности, используемые на занятии : (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа).
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия:
В: Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …
(воды)
В: Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Игра «Мама Тучка»
В: Давайте представим, что я-мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)
В: Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?
Д: Круговорот воды в природе.
В: Где встречается капелька воды?
Д: В капельке дождя, речке, океане.
В: Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.
Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки:
1) уголок природы:
В: Почему мы остановились здесь, в уголке природе?
Д: Потому что растениям нужна вода для жизни.
В: Как мы даем растениям воду?
Д: Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.
В : Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?
Д: Они засохнут, завянут.
В: Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.
Оставим здесь сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
Идем дальше.
В: Где еще нужна вода в группе?
2)в туалетной комнате, в умывальнике.
В: Для чего нам там вода?
Д: Чтобы смывать, мыть руки, умываться.
В: Оставим здесь сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
Идем дальше.
3)игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? для чего?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду
В: Оставим здесь сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
В: Куда пойдем дальше?
4)к мойке младшего воспитателя
В: А здесь где вода нужна?
Д: Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.
В: Здесь оставим сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
В: Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.
В: Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода?
Д: Из крана.
В: А в кран как попадает?
Д: По трубам вода из большой речки течет или из озера.
В: Как называются эти трубы?
Д: Водопроводные (картинка) .
В: Повторим все вместе
В: Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?
Д: Мы будем тратить много воды
В: А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)
В: Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?
Д: Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.
В: Что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
-не шуметь - этим мы мешаем другим
-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов
-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов
-закончив наблюдение, сделать вывод
В: Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.
В: Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет, одна - чистая, другая- грязная.
В: Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?
Д: Чистой.
В: Как вы думаете, в речках течет чистая вода?
Д: Нет.
В: Чем она м. б. загрязнена?
Д: Грязными сточными водами (картинка)
В: Повторим все вместе.
В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно?
Д: Да.
В: Что для этого используют?
Д: Очистные сооружения, фильтры (картинка)
В: Повторим все вместе.
В: Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается, очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)
В: Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с марлей?
Д: Грязная стала.
В: Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.
В: Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?
Д: Чистую.
В: А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода?
Д: Тоже чистая.
В: Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 опыт: прозрачность воды.
Опускаем в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.
Делаем вывод: вода прозрачная (выставляем схему к опыту)
2 опыт: есть ли запах у воды?
Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод: вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)
3 опыт: есть ли вкус у воды?
Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод: вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)
4 опыт: вода-растворитель
Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
Делаем вывод: вода-растворитель (выставляем схему к опыту)
В: Какой стала вода?
Д: Сладкой.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?
Д: Когда пьем чай за завтраком.
В: Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода?
Д: Вода обладает многими свойствами: -прозрачность
-не имеет запаха
-не имеет вкуса
-вода-растворитель
В: Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.
Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем:
Физминутка: К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз-это брасс
Одной, другой - это кроль
Все, как один, плывем, как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Творческая работа:
В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть рыбки из бумаги, но вам нужно сделать их яркими, то есть раскрасить. Перед вами на столах цветные карандаши, фломастеры и образцы рыбок. Придайте им цвет и запустите в речку (приклейте). Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)
В: Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения, которые мы специально выучили для этого занятия.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без нее вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее вам не прожить!
Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница-вода!
В: Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
На этом наше занятие окончено.