Марина Неровная
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «волшебница — вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Виды деятельности : познавательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, здоровье сберегающая.
Задачи:
Образовательные: Дать представление о свойствах воды: прозрачность, что тонет в воде, что не тонет, вода может растворять и не растворять предметы.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности „волшебница — вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтре.
Показать, где существует вода.
Предоставить детям возможность получения и активного осмысления новых знаний через опытно – экспериментальную деятельность
Развивающие: Учить обобщать, умение делать выводы.
Развивать любознательность, инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приемы: сюрпризный момент; практические (опыты с водой); наглядные (рассматривание картин); словесный (беседа, рассказ, вопросы, художественное слово)
Материал и оборудование: Игрушка капельки, изображение волшебницы воды, запись шума воды, моря, ручейка, фонтана, запись песни «Тучка», картинки ручейка, моря, фонтана, прозрачные стаканчика и ложки на каждого ребенка, вода, молоко, 3 сосуда с водой, камушки, вата, мячик, сахар, соль, растительное масло, бумажные салфетки.
1. Организационный момент:
Приветствие.
- Пришла в гости капелька. Она много знает о воде и даже знает стихотворение о воде «Вы слыхали о воде?» И. Рыжова. (воспитатель читает стихотворение)
- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? (о воде)
- А как вы думаете, капелька – это вода? (да, вода)
- А давайте вместе с капелькой отправимся к Волшебнице воде!
Дети закрывают глазки, звучит шум воды.
Дети открыли глаза, перед ними изображение Волшебницы воды.
- А вот и наша Волшебница вода!
2. Беседа: где встречается капелька?.
- Волшебница вода нам что – то принесла и с вами кто – хочет поговорить. Слушайте. (включает запись)
- Вы узнали, кто это? Чей звук? (ручеек)
- А кто думает иначе, по другому?
- Давайте покажем ручками, как течет ручеек. (показ слайда ручейка)
- А вот еще одна запись. Послушайте ее. Кто с вами разговаривает?
Воспитатель помогает с ответом. (море)
- Давайте покажем ручками, как ведет себя вода в море.
- Закройте глазки. Что вы слышите? (включает запись звуков фонтана) Если дети затрудняются, воспитатель показывает слайд фонтана.
- Да это наш фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько много маленьких, прозрачных капелек играет в нем. Полюбуйтесь им.
Воспитатель предлагает показать ручками капельки, играющие в фонтане.
- Вот видите, ребята, наша капелька встречается везде. Где мы ее сейчас встретили? (в ручейке, в море, в фонтане)
3. Новый материал: свойства воды.
- А почему мы называем нашу водичку волшебной? (ответы детей)
- А хотите узнать почему? Давайте представим, что мы с вами волшебники.
Прозрачность воды.
- Узнаем, какая вода бывает. У вас на столе стоят стаканчики и у меня. (показывает 2 стакана с водой и молоком)
- Что в первом стакане? (вода)
- Что во втором стакане? (молоко). А почему молоко? (оно белое)
- А давайте в стакан молока отпустим ложку.
- Что с ложкой, видим мы ее? (нет, она скрылась в стакане с молоком)
- А если отпустим ложку в стакан с водой?
(ложка видна). Дети экспериментируют на своих столах.
- Значит, почему мы видим ложку в стакане с водой? (вода прозрачная) Кто считает иначе.
Физ. минутка. Дети встают врассыпную. А как вы думаете, в тучке есть вода? Воспитатель показывает две тучки со снегом и с капельками. Давайте станцуем для наших тучек. Танец «Тучка»
Тонет – не тонет.
- А если мы бросим камушек в воду? (дети бросают камушек в воду)
- - Что с камушком произошло? (он утонул)
- Почему? (ответы детей) Камень тяжелый.
- А если мы бросим в воду вату? Что с ватой произошло? (ответы детей)
Дети вместе с воспитателем делают выводы. Значит, в воде тяжелые предметы тонут, а легкие нет.
Вода – растворитель
- Я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вторая загадка.
В воде родится, воды боится. (Соль)
Убирает салфетку со второго блюдца.
И, наконец, последняя загадка:
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде – пениться,
Брызгается и шипит. (масло)
- А почему соль и сахар боятся воды? (потому что они в ней исчезают, растворяются.)
Воспитатель предлагает всем пройти на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места
- Давайте проведем следующий опыт и посмотрим, что произойдет с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получилось? Растворился сахар в воде или нет? (сахар растворился в воде) Аналогично проводится опыт с солью.
- А все ли вещества могут раствориться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведем следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Самостоятельная работа детей.
- Что произошло с маслом? ( масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.)
Дети делают вывод: вода одни предметы может растворить, а другие нет.
Очистка воды
- Посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы налили масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? (нет, она пахнет маслом и неприятная на вкус)
- Да, такую воду пить нельзя. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (ее нужно очистить от масла)
- А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем использовать бумажные салфетки. Воспитатель показывает стаканчик, покрытый салфеткой.
- Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Самостоятельная работа детей.
- Что мы видим на салфетке? (остатки масла)
- Посмотрите на воду, какая она стала? (Вода стала чистой)
- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода через водопровод поступает к нам уже очищена : от песка, грязи, разных микробов.
4. Повторение.
- Что мы узнали о волшебнице воде? (ответы детей) Прозрачная, тяжелые предметы в ней тонут, а легкие – нет, некоторые предметы растворяются в воде, а некоторые - нет.
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель предлагает поиграть. Кидать мячик воспитателю и называть -- что хорошее делает нам вода. (можно пить, на воде мы готовим еду, в воде мы стираем, в воде мы моемся, купаемся и т. д.)
- что плохого делает вода (в воде мы можем утонуть, когда много дождей, может погибнуть урожай и т. д.)
- Вода нам приносит большую пользу. Мы должны беречь воду. Как мы должны беречь воду? ( ответы детей: не открывать сильно кран, закрывать кран с водой, не засорять реки и т. д.)
5. Рефлексия.
- О чем говорили сегодня?
- Что понравилось?
- Что было для вас трудно?
Нашей капельке пора возвращаться к себе на тучку. А нам с Волшебницей водой у вас очень понравилось быть. Я надеюсь, что вы узнали много полезного и интересного и расскажите своим друзьям о волшебнице воде.