Наталья Булыга
Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии в средней группе
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира - от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Введение
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня–образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно– оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого– ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Публикация «Проект по экологии в средней группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Данный проект направлен на исследование объекта ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – исследование воды.
Проектная часть
Реализация проекта «Волшебница вода» с воспитанниками ДОУ и родителями предусматривает четыре этапа: I этап- мотивационный; II этап- проектно- организованный; III этап- практический; IV этап- заключительный.
Тип проекта : исследовательско- творческий.
Вид проекта : долгосрочный, групповой.
Возраст детей: 4-5 лет.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : 01.08.2013 г. по 31.04.2014 г.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, то есть воспитание эмоционально- нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.
Задачи:
1. Систематизировать и расширять представления детей о воде и о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного для природы и для самого ребенка поведения.
4. Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между объектами и явлениями природы.
5. Воспитывать экологически грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.
5. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Этапы реализации:
I этап- мотивационный (август 2013 г.)
Задачи:
Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
• Анкетирование родителей «»
• Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми в свободное время.
II этап- проектно- организованный (сентябрь-октябрь 2013 г.)
Задачи:
Разработать проект «Волшебница вода»
• Разработка этапов проекта.
• Разработка перспективного плана работы с детьми.
• Разработка перспективного плана работы с родителями.
• Разработка комплекса занятий с детьми.
• Создание условий, необходимых для реализации проекта.
III этап- практический (ноябрь 2013 г. - март 2014 г.)
Задачи:
1. Проведение организованной работы с детьми в соответствии с планом
• Беседы.
• Наблюдения.
• Дидактические и подвижные игры.
• Игры эксперименты.
• НОД.
2. Работа с родителями.
• Консультация для родителей: «Экспериментируем дома»
• Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.
• Экологическое развлечение «Приключение Капельки»
• Анкетирование.
• Показ презентации «Волшебница - вода»
• Мастер класс «Экспериментируем разными материалами»
IV этап- заключительный (апрель 2014 г.)
Экологическое развлечение «Приключение Капельки»
Перспективный план работы с детьми
Месяц Формы работы
Ноябрь Обсуждение «Где живут капли воды в детском саду».
НОД «Что мы знаем о воде?»
Рассматривание капелек воды через лупу.
ЧХЛ Л. Люшина «Капелька»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Опыт «Прозрачная вода»
Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Декабрь Беседа «Зачем человеку нужна вода?»
Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была Река»
Подвижная игра «Ручеек»
Дидактические игра: «Ходит, плавает, летает»
Коллективная работа «Аквариум»
Игра-эксперимент «Тонет- не тонет»
Пальчиковая гимнастика «Водичка»
Январь Игра - эксперимент «Шарики в воде»
Чтение художественной литературы: Х. Андерсен «Снежная королева»
Художественное творчество: «Обитатели моря»
Музыка: слушание Шаинский. «Снежинки спускаются с неба».
Подвижная игра «Море волнуется раз»
Февраль Р. н. сказка «Снегурочка»
Рассматривание снежинок.
Рисование «Снеговик»
Опыт: «Очистка грязной воды»
Подвижная игра: «Караси и щука»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Изготовление альбома «Для чего нужна вода»
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Март Викторина «Почему нужно беречь воду?»
Художественное творчество: «Морское дно»
(пластилинография)
ЧХЛ Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели»
Опыт ««Пар-это вода», «Лед – твердая вода»
Дидактическая игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Подвижная игра «Рыбка»
Изготовление панно «Кому нужна вода»
Заключение
Предполагаемый результат:
1. Расширение знаний детей о свойствах воды и её роли для окружающего мира.
2. Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.
3. Осознание необходимости бережного отношения к воде, как природному ресурсу, имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
4. Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
5. Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Итог проекта :
1. Презентация проекта «Волшебница - вода»
2 .Создание экспериментального уголка в группе.
Список литературы
1. В. В. Щетина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва 2011 г.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. Мозайка-синтез,2010 г.
3. С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Мозайка-синтез,2010 г.
4. Дошкольное воспитание № 7 2005 г.
5. Дошкольное воспитание № 5 2008 г.
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008
8. Г. П. Тугушева А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
9. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работником дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003