Мария Матвиенко
«Звуковая культура речи: звуки [р], [р’]». Занятие в старшей группе по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».
Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику.
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя.
- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие
Развивающие:
- способствовать развитию у детей умения слушать и понимать заданный вопрос.
- способствовать развитию воображения.
- способствовать развитию фонематического слуха, подвижность языка.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у детей усидчивость, самостоятельность, умение слушать взрослого, соблюдать правила игры.
Интегрированные области.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, заучивание чистоговорок.
Средства реализации: конверт, дорожная карта, мягкая игрушка Мишки, фигурка машинка, светофор.
Ход занятия.
Воспитатель.
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
Дети, сегодня почтальон доставил в детский /сад конверт. Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Дикий зверь, малину ест,
У него — берлога есть.
Крепок зимний его сон.
Догадались, кто же он?
Дети. Медведь
Воспитатель. Молодцы! Верно. Это Мишка. Чтобы мы не заблудились в пути, Мишка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.
Показать детям карту
Артикуляционная гимнастика.
(Часики, качели, блинчик, вкусное варенье, шарик, дудочка, грибочек)
Молодцы, наш язычок проснулся, а теперь давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
«Заборчик». Нужно ровно сжать зубы и получить заборчик. Затем раздвинуть губы и посчитать зубы.
«Лопатка». Язык нужно положить лопаткой и немного подержать. Затем сказать «раз, два, три, четыре, пять» и убрать язык.
«Качели». Нужно тянуть качели вверх, тянуть их до небес, а затем опускать вниз.
«Барабанщики». Нужно поднять язычок и изобразить барабан.
Знакомство со звуком.
Воспитатель. Все молодцы! Пора в дорогу.
Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль
Газ включаем, выключаем.
Пристально мы смотрим в даль.
Дворники считают капли:
Влево-вправо чистота.
Волосы ерошит ветер,
Мы шоферы хоть куда.
(выполняем движения согласно тексту стихотворения).
Развитие фонематического слуха
Воспитатель. Ой, дети, посмотрите, на пути встал светофор.
Красный сыеи- дороги нет!
- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей, давайте повторим это слово.
- Дети, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:
а) Чистоговорки:
Ра-ра-ра - ровная гора.
Ро-ро-ро - едем на метро.
Ру-ру-ру - красим конуру.
ры-ры-ры - в парке комары.
Ру-ру-ру - я морковь натру.
Ры-ры-ры - топоры остры.
б) – Следующие задание. Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Найди ошибку». Слушайте и запоминайте! Где ошибка? Отвечайте!
Огород, рука, селдечко – где не верное словечко?
Тряпка, курица, челвяк –что я говорю не так?
Перчатка, рыба, калусели –ошибку вы найти сумели?
Прятки, пряник, шалик, рай – где ошибка? Отвечай!
Какой звук я произносила не правильно? (звук Р) (ответы детей).
Молодцы, дети! Справились с заданиями. Посмотрите, дети, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше. РРРРРРР
А что принято брать с собой, когда идешь на день рождение? (без подарка)
Воспитатель. Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выучить маленькое стихотворение для Мишки
Роет землю серый крот
Разоряет огород.
Воспитатель. Скажите мне пожалуйста в каких словах встречается звук «Р», повторите громко и тихо.
Воспитатель. Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.
Физминутка
Раз – присели, два – привстали,
Три – согнулись и достали:
Ручкой правою - носок,
Ручкой левой – потолок,
А теперь давай мы вместе и попрыгаем на месте.
Автоматизация звука Р в слогах и словах.
Воспитатель. Продолжаем движение по дорожке к Мишке.
Воспитатель. Надо разобрать дорогу до мишки, осталось совсем чуть.
в) – Следующее задание.
Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф,, окно, ручка, снег, книга, пакет, рак, хлеб, печенье, шоколад, руки, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, рост.
Воспитатель. Дети, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому двигаемся вперед.
«Дверь распахивается», и перед взором детей появляется Мишка.
Воспитатель и Дети. С Днем рождения, Мишка!
Воспитатель. Дети, Мишка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения.
Расскажите Мишке с каким звуком вы сегодня знакомились. Дети, а ведь Мишка нам тоже приготовила задание.
Задание от Мишки «Скажи наоборот».
Жара - холод
Худой - толстый
Близко – далеко
Умный – глупый
Чисто – грязно
Солнце – луна
Весёлый – грустный
Толстый – светлый
Большой – маленький
Добрый – злой.
Молодцы дети! Справились с заданием.
Рефлексия
Какой звук сегодня мы закрепляли?
С кем и чем мы встречались на пути?
Что вам понравилось на занятии?