Получи документы

Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]»

лариса костаргина
Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе

по лексической теме: «Дикие животные»

«Путешествие в лесную школу»

(дифференциация звуков «Л» и «Ль»)

Цель:

Закрепить навык различения звуков «Л» и «Ль».

Задачи:

1. Совершенствовать словарный запас детей по теме: «Дикие животные».

2. Закреплять навык правильного произношения твердого звука «Л» и мягкого звука «Ль».

3. Упражнять в умении определять местонахождение звука в слове.

Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе „Буква Л и звук [Л]“» размещена в разделах

4. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.

Оборудование: демонстрационная буква «Л»; фишки красная, синяя и зеленая; картинки с лесными жителями: лиса, белка, олень, лось, косуля, волк; счетные палочки; прописи; три цветка, две бабочки: синяя и зеленая

Ход занятия:

Приветствие (аудирование)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

- Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте разогреем свои ладошки и поздороваемся друг с другом.

- А теперь поздороваемся с нашими гостями и скажем им «Доброе утро!»

1. Организационный момент.

- Узнала я, что в одном лесу большое оживление.

Повесил кто-то поутру такое объявление:

«Открыта школа для зверей.

Спешите в школу поскорей.

Здесь можно даже летом

Учиться всем предметам».

- Сегодня мы посетим лесную школу, узнаем, кто в ней учится, сами побудем учениками этой школы. Как вы думаете, почему эта школа называется лесной? А какие животные могут учиться в ней? Каких диких животных вы знаете? Правда они боятся людей, и поэтому все попрятались.

- Но прежде, чем мы посетим эту школу, давайте запомним 2 правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Просто руку подними.

2. Основная часть.

- А теперь пройдёмте в класс и сядем за парты. Начнём урок.

И для начала проведём гимнастику для речевых органов.

Артикуляционная гимнастика (слайды 1,2,3,4,5)

Есть на свете волшебная страна,

Звуками и буквами она заселена

Звуков много разных – они все важны,

Со звуками и буквами, ребята, вы дружны?

- Ну, раз так, сегодня мы продолжим и укрепим эту дружбу.

- А теперь внимательно послушайте и произнесите вместе со мной слова: лошадь, лама, лось, лапа.

Какой звук в этих словах самый первый?

Дети: В этих словах первый звук «Л».

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы познакомимся с буквой и звуком Л.

Показ буквы Л

«Л» на крышу так похожа,

Да и на стремянку тоже,

Я скажу вам по секрету,

Очень любит буква лето.

Буква «Л» состоит из 2-х элементов: из одной вертикальной линии, и 2-й наклонной линии.

«Л», как горка иль трамплин

Вниз со скоростью летим!

Прокатились и опять

Букву стали мы писать.

Выкладывание буквы на столе из счетных палочек.

Работа в прописях.

Пальчиковая гимнастика.

- А теперь у нас в школе небольшая переменка, мы отдохнем и сделаем зарядку для наших пальчиков и научим делать ее лесных жителей.

(Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двухстишьи.

У лисы в лесу глухом есть нора надёжный дом.

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.)

Знакомство со звуком «Л»

- А теперь произнесите звук «Л».

Воспитатель: (спрашивает разных детей):

- Что делают губы, когда мы произносим звук «Л»? (растягиваются в улыбке)

- Что делают зубы? (Зубы не соединяются, между ними маленькая щелка)

- Что делает язык? (кончик языка упирается в верхние передние зубы)

Воспитатель: (указывая на фишки – красную, синюю, зелёную): А какой фишкой обозначить звук «Л»? Красной?

Дети: Нет. Звук «Л» - не гласный, воздушная струя встречает преграды.

Воспитатель: Значит звук «Л», какой?

Дети: Звук «Л» согласный.

Красная фишка убирается.

Воспитатель: Что вы ещё знаете о звуке «Л»?

Дети: Звук «Л» - звонкий, т. к. голосочек работает

Воспитатель: Какую же фишку выбрать для звука «Л»?

Дети: Синюю, т. к. звук «Л» - твёрдый, потому что язычок напряжён.

Зелёная фишка убирается. На доске остаётся синяя фишка.

Воспитатель: А теперь все вместе повторим.

Дети: Звук «Л» согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем его синим кружком.

- Я знаю, что Арина знает скороговорку с твердым звуком Л.

У ёлки иголки колки,

Иголки колки у ёлки.

-Давайте попробуем повторить эту скороговорку все вместе.

Знакомство со звуком «Ль»

- А какой звук последний в словах: пыль, соль, педаль, метель? (мягкий звук Ль)

Воспитатель: (спрашивает разных детей):

- Что делают губы, когда мы произносим звук «Ль»? (растягиваются в улыбке)

- Что делают зубы? (Зубы не соединяются, между ними маленькая щелка)

- А что делает язык? (кончик языка упирается в бугорки за верхними передними зубами)

Воспитатель: (указывая на фишки – красную, синюю, зелёную): А какой фишкой обозначить звук «Ль»? Красной?

Дети: Нет. Звук «Ль» - не гласный, воздушная струя встречает преграды.

Воспитатель: Значит звук «Ль», какой?

Дети: Звук «Ль» тоже согласный.

Красная фишка убирается и остаются синяя и зеленая.

Воспитатель: Что вы ещё знаете о звуке «Ль»?

Дети: Звук «Ль» - звонкий, т. к. голосочек работает (дети отвечают после тактильного контроля).

Воспитатель: Какую же еще фишку выбрать для звука «Ль»?

Дети: Зеленую, т. к. звук «Ль» - мягкий, потому что язычок не напряжён.

Остается зелёная фишка на доске.

- Так какой же звук Ль? (согласный, мягкий, звонкий)

Воспитатель: А теперь все вместе повторим.

Дети: Звук «Ль» согласный, мягкий, звонкий, обозначаем его зеленым кружком.

- Так какой же звук Ль? (согласный, мягкий, звонкий)

- Правильно и сегодня в нашей школе мы будем учиться различать твёрдый звук Л и мягкий звук Ль.

- Произнесем все вместе:

Люльку Лиля качала,

Люлька у Лили упала.

Произнесение звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

- Давайте вместе споём песенки твёрдого звука Л и мягкого звука Ль:

Ла-ла-ла, ля-ля-ля

Ло-ло-ло, лё-лё-лё

Лы-лы-лы, ли-ли-ли

Лу-лу-лу, лю-лю-лю

Лэ-лэ-лэ, ле-ле-ле

Физминутка.

«Лесная»

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Произнесение звуков в словах.

- Скажите, ребята, какие вы знаете слова, в которых спрятался твердый звук Л? А в каких словах – мягкий звук Ль?

- А сейчас я хочу вам, ребята, представить еще одного обитателя леса и сторожа лесной школы. Вы узнаете его? (показ слайда с изображением Старичка-лесовичка)

- Старичок-лесовичок приготовил для вас картинки с лесными жителями – учениками лесной школы и просит назвать их. Только вот беда – вместо звука Л он произносит звук Ль, а вместо звука Ль – звук Л. Пожалуйста, исправьте его и назовите картинки правильно.

Старичок Дети:

Лыса лиса

Белька белка

Олэнь олень

Лёсь лось

Вольк волк

Косула косуля

Работа над словами.

- Возле нашей лесной школы есть красивая полянка, на которой растут 3 цветка (1-й - начало, 2-й - середина и 3-й - конец слова) и летают 2 бабочки (синяя – твердый Л, зелёная - мягкий Ль). Я назову слова, а вы скажите мне какой звук (какая бабочка) и где находится (какой цветок?

Дети отвечают полным предложением.

Волк - твердый звук Л находится в середине слова (синяя бабочка на 2-м цветке)

Лиса – мягкий звук Ль находится в начале слова (зелёная бабочка на 1-м цветке)

Буйвол - твердый звук Л находится в конце слова (синяя бабочка на 3-м цветке)

- На этом наш урок закончен.

Итог занятия.

- Сегодня мы побывали в Лесной школе и у меня к вам есть несколько вопросов:

- Понравилось ли вам в Лесной школе?

- Каких лесных животных вы знаете?

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Какие задания мы выполняли на уроках?

- На этом мы попрощаемся с лесными жителями. Мне кажется, мы ещё обязательно с ними встретимся.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ» Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук и буква «Д». Программное содержание: 1. Знакомство.

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей логопедической группы «Звук и буква [О]»Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей логопедической группы «Звук и буква [О]» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Звук и буква О». Елена Никишова - учитель – логопед первой квалификационной.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М» Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М],.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Транспорт. Согласный звук [Ш], буква Ш» Ход НОД. Цели: обучение грамоте, знакомство с буквой и звуком Ш. Задачи: Образовательные: 1. систематизировать знания о видах транспорта.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звук и буква [П]-[П’]» Коррекционно-образовательные задачи: 1) Учить различать и чёткого произносить звуки [п],[п‘]. 2) Дать понятие твердый, мягкий звук. 3) упражнять.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [н]-[н’], буква Н» Цель :Познакомить с буквой Н, звуком Н. Задачи: Познакомить с буквой Н, звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением – синий.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Глухой согласный звук [Ч], буква «Ч» Программные задачи: 1. Ознакомить детей с глухим согласным мягким звуком"Ч" и буквой Ч. 2. Закреплять умение находить слова с заданным звуком,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [и]. Звуковой анализ слова «игла» Программное содержание: Образовательно – познавательные задачи: расширить представления детей о профессиях; познакомить с буквой «и»; упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]»
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 18:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]»» (включая файлы) размещена пользователем лариса костаргина (УИ 254684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД