лариса костаргина
Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе
по лексической теме: «Дикие животные»
«Путешествие в лесную школу»
(дифференциация звуков «Л» и «Ль»)
Цель:
Закрепить навык различения звуков «Л» и «Ль».
Задачи:
1. Совершенствовать словарный запас детей по теме: «Дикие животные».
2. Закреплять навык правильного произношения твердого звука «Л» и мягкого звука «Ль».
3. Упражнять в умении определять местонахождение звука в слове.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе „Буква Л и звук [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
4. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
Оборудование: демонстрационная буква «Л»; фишки красная, синяя и зеленая; картинки с лесными жителями: лиса, белка, олень, лось, косуля, волк; счетные палочки; прописи; три цветка, две бабочки: синяя и зеленая
Ход занятия:
Приветствие (аудирование)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
- Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте разогреем свои ладошки и поздороваемся друг с другом.
- А теперь поздороваемся с нашими гостями и скажем им «Доброе утро!»
1. Организационный момент.
- Узнала я, что в одном лесу большое оживление.
Повесил кто-то поутру такое объявление:
«Открыта школа для зверей.
Спешите в школу поскорей.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам».
- Сегодня мы посетим лесную школу, узнаем, кто в ней учится, сами побудем учениками этой школы. Как вы думаете, почему эта школа называется лесной? А какие животные могут учиться в ней? Каких диких животных вы знаете? Правда они боятся людей, и поэтому все попрятались.
- Но прежде, чем мы посетим эту школу, давайте запомним 2 правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Просто руку подними.
2. Основная часть.
- А теперь пройдёмте в класс и сядем за парты. Начнём урок.
И для начала проведём гимнастику для речевых органов.
Артикуляционная гимнастика (слайды 1,2,3,4,5)
Есть на свете волшебная страна,
Звуками и буквами она заселена
Звуков много разных – они все важны,
Со звуками и буквами, ребята, вы дружны?
- Ну, раз так, сегодня мы продолжим и укрепим эту дружбу.
- А теперь внимательно послушайте и произнесите вместе со мной слова: лошадь, лама, лось, лапа.
Какой звук в этих словах самый первый?
Дети: В этих словах первый звук «Л».
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы познакомимся с буквой и звуком Л.
Показ буквы Л
«Л» на крышу так похожа,
Да и на стремянку тоже,
Я скажу вам по секрету,
Очень любит буква лето.
Буква «Л» состоит из 2-х элементов: из одной вертикальной линии, и 2-й наклонной линии.
«Л», как горка иль трамплин
Вниз со скоростью летим!
Прокатились и опять
Букву стали мы писать.
Выкладывание буквы на столе из счетных палочек.
Работа в прописях.
Пальчиковая гимнастика.
- А теперь у нас в школе небольшая переменка, мы отдохнем и сделаем зарядку для наших пальчиков и научим делать ее лесных жителей.
(Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двухстишьи.
У лисы в лесу глухом есть нора надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.)
Знакомство со звуком «Л»
- А теперь произнесите звук «Л».
Воспитатель: (спрашивает разных детей):
- Что делают губы, когда мы произносим звук «Л»? (растягиваются в улыбке)
- Что делают зубы? (Зубы не соединяются, между ними маленькая щелка)
- Что делает язык? (кончик языка упирается в верхние передние зубы)
Воспитатель: (указывая на фишки – красную, синюю, зелёную): А какой фишкой обозначить звук «Л»? Красной?
Дети: Нет. Звук «Л» - не гласный, воздушная струя встречает преграды.
Воспитатель: Значит звук «Л», какой?
Дети: Звук «Л» согласный.
Красная фишка убирается.
Воспитатель: Что вы ещё знаете о звуке «Л»?
Дети: Звук «Л» - звонкий, т. к. голосочек работает
Воспитатель: Какую же фишку выбрать для звука «Л»?
Дети: Синюю, т. к. звук «Л» - твёрдый, потому что язычок напряжён.
Зелёная фишка убирается. На доске остаётся синяя фишка.
Воспитатель: А теперь все вместе повторим.
Дети: Звук «Л» согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем его синим кружком.
- Я знаю, что Арина знает скороговорку с твердым звуком Л.
У ёлки иголки колки,
Иголки колки у ёлки.
-Давайте попробуем повторить эту скороговорку все вместе.
Знакомство со звуком «Ль»
- А какой звук последний в словах: пыль, соль, педаль, метель? (мягкий звук Ль)
Воспитатель: (спрашивает разных детей):
- Что делают губы, когда мы произносим звук «Ль»? (растягиваются в улыбке)
- Что делают зубы? (Зубы не соединяются, между ними маленькая щелка)
- А что делает язык? (кончик языка упирается в бугорки за верхними передними зубами)
Воспитатель: (указывая на фишки – красную, синюю, зелёную): А какой фишкой обозначить звук «Ль»? Красной?
Дети: Нет. Звук «Ль» - не гласный, воздушная струя встречает преграды.
Воспитатель: Значит звук «Ль», какой?
Дети: Звук «Ль» тоже согласный.
Красная фишка убирается и остаются синяя и зеленая.
Воспитатель: Что вы ещё знаете о звуке «Ль»?
Дети: Звук «Ль» - звонкий, т. к. голосочек работает (дети отвечают после тактильного контроля).
Воспитатель: Какую же еще фишку выбрать для звука «Ль»?
Дети: Зеленую, т. к. звук «Ль» - мягкий, потому что язычок не напряжён.
Остается зелёная фишка на доске.
- Так какой же звук Ль? (согласный, мягкий, звонкий)
Воспитатель: А теперь все вместе повторим.
Дети: Звук «Ль» согласный, мягкий, звонкий, обозначаем его зеленым кружком.
- Так какой же звук Ль? (согласный, мягкий, звонкий)
- Правильно и сегодня в нашей школе мы будем учиться различать твёрдый звук Л и мягкий звук Ль.
- Произнесем все вместе:
Люльку Лиля качала,
Люлька у Лили упала.
Произнесение звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
- Давайте вместе споём песенки твёрдого звука Л и мягкого звука Ль:
Ла-ла-ла, ля-ля-ля
Ло-ло-ло, лё-лё-лё
Лы-лы-лы, ли-ли-ли
Лу-лу-лу, лю-лю-лю
Лэ-лэ-лэ, ле-ле-ле
Физминутка.
«Лесная»
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Произнесение звуков в словах.
- Скажите, ребята, какие вы знаете слова, в которых спрятался твердый звук Л? А в каких словах – мягкий звук Ль?
- А сейчас я хочу вам, ребята, представить еще одного обитателя леса и сторожа лесной школы. Вы узнаете его? (показ слайда с изображением Старичка-лесовичка)
- Старичок-лесовичок приготовил для вас картинки с лесными жителями – учениками лесной школы и просит назвать их. Только вот беда – вместо звука Л он произносит звук Ль, а вместо звука Ль – звук Л. Пожалуйста, исправьте его и назовите картинки правильно.
Старичок Дети:
Лыса лиса
Белька белка
Олэнь олень
Лёсь лось
Вольк волк
Косула косуля
Работа над словами.
- Возле нашей лесной школы есть красивая полянка, на которой растут 3 цветка (1-й - начало, 2-й - середина и 3-й - конец слова) и летают 2 бабочки (синяя – твердый Л, зелёная - мягкий Ль). Я назову слова, а вы скажите мне какой звук (какая бабочка) и где находится (какой цветок?
Дети отвечают полным предложением.
Волк - твердый звук Л находится в середине слова (синяя бабочка на 2-м цветке)
Лиса – мягкий звук Ль находится в начале слова (зелёная бабочка на 1-м цветке)
Буйвол - твердый звук Л находится в конце слова (синяя бабочка на 3-м цветке)
- На этом наш урок закончен.
Итог занятия.
- Сегодня мы побывали в Лесной школе и у меня к вам есть несколько вопросов:
- Понравилось ли вам в Лесной школе?
- Каких лесных животных вы знаете?
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Какие задания мы выполняли на уроках?
- На этом мы попрощаемся с лесными жителями. Мне кажется, мы ещё обязательно с ними встретимся.