Бурыкина Евгения
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звук и буква [П]-[П’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные задачи:
1) Учить различать и чёткого произносить звуки [п],[п‘].
2) Дать понятие твердый, мягкий звук.
3) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
4) закрепить умение делить слова на слоги;
5) совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, память.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте „Звук и буква [П]-[П’]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: Куклы Пик и Пак; Домик (зеленый) и Домик (синий); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры (сигнальные карточки); счётные палочки.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Логопед: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).
Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас с новыми звуками.
II. Знакомство с новой темой.
Логопед: Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем!
Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
Дети: Это Паук.
Логопед: Следующая загадка:
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Собрались все в стайки …. (Птицы)
Дети: Птицы.
Логопед: Продолжаем.
Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Дети: Поезд.
Логопед: Молодцы, и последняя загадка:
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Дети: Поросёнок.
Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.
Дети: Звук [п].
Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Логопед: Давайте послушаем, когда мы произносим звук П, губы сомкнуты, воздух проходит с преградой.
Логопед: Когда мы произносим звук [п], какой это звук : согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук.
Логопед: Почему вы так решили?
- Ответы детей
- В чьем имени звук П – твердый : Пак или Пик.
- Одинаково ли мы их произносим.
Логопед: Положение губ: губы сомкнуты
Звуки бывают твердые и мягкие.
Дидактическая игра «твердый, мягкий»
Звук становится мягким, когда за ним стоят гласный звук или мягкий знак.
Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком имени звук [п] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.
Логопед: произнесем твердый и мягкий звук, в имени. Почему в имени Пик звук [пь] мягкий?
Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Он всегда делает согласные мягкими.
Логопед: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой. А в имени Пак звук П, он согласный, твердый, глухой.
IV. Выделение звуков на слух : Игра «Светофор».
Логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.
Логопед: Молодцы, ребята.
V. Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Выше, выше, высоко, (повторить два раза)
Прыгать на носках легко.
Стоп.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали…
(Движения выполняются в соответствии с текстом).
VI. Игровое упражнение «Дополни предложение».
Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п‘].
— На огороде выросли красные … (помидоры)
Какой звук твердый или мягкий вы слышите в начале слова?
— Мама испекла вкусный … (пирог)
— Мальчик на почте отправил … (письма)
— Полина сняла … (пальто).
VII. Звукослоговой анализ слов : ПАУК, ПИЛА.
Слова можно разделить на части.
Эти части называются слоги (с помощью прохлопывания посчитать сколько гласных – ладонь под подбородок)
Логопед: давайте поможем Пику и Паку разделить слова на слои. Слог – это часть слова: Па – ук; Пи – ла.
Логопед: Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.
Какой первый слог «Пи», а второй «Ла»
В слоге пи сколько звуков, а в слоге ла
Логопед: Сколько слогов у нас получилось?
Ответ детей: Два
В первом слоге, сколько звуков, сколько гласных, сколько согласных.
Во втором слоге - сколько звуков, сколько гласных, сколько согласных.
Сколько в слове звуков гласных, сколько слогов. А какой звук в начале слова делает впереди стоящий звук – мягким?
Логопед: Молодцы! Ребята, Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).
Логопед: Проверьте, у всех получилось так как на доске. Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.
VIII. Знакомство с буквой П.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки [п],[п‘] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой П (показ буквы на доске : П).
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).
IX. Чтение слогов и слов.
Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ПИ, ПА, ПО, ПУ.
А теперь прочитаем слово которое у меня на доске: Па - па
X. Итог занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п‘] и буквой П. Уточнить артикуляцию.
Какие звуки делают впереди стоящий слог - мягким?
Логопед: Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.
Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.