Елена Никишова
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей логопедической группы «Звук и буква [О]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему:
«Звук и буква О».
Елена Никишова - учитель – логопед первой квалификационной категории.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять знания о механизме образования звуков (согласный – гласный, твердый – мягкий) и их акустических особенностях.
• закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «буква».
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей логопедической группы „Звук и буква [О]“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
• развивать фонематический анализ, фонематические представления.
Развивающие:
• развивать мелкую моторику рук.
• развивать слуховое и зрительное внимание, память.
• развивать навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
• воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.
• повышать речевую активность.
Материал: индивидуальные зеркала, мяч, предметные картинки по теме, фишки для звукового анализа слова, кассы букв.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте повторим правило поведения на занятии.
Упражнение «Правило поведения на занятии».
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
1. Игра на посадку:
Садится тот, кто назовет слова, начинающиеся на гласный звук. (Логопед бросает мяч каждому ребенку, дети по - очереди произносят слова: апельсин, утка, автобус, улей, ананас, улица, игла).
2. Знакомство с новым материалом.
Логопед выставляет картинки: окна, осы, облако, овощи, овцы. Задает вопросы:
- Какой звук повторяется во всех этих словах? (звук о).
- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться (со звуком о).
Произнесение звука (логопедом и детьми с использованием индивидуальных зеркал,
наблюдение за звучанием и артикуляцией (звук можно петь и тянуть, губы принимают овальную форму,
характеристика звука (звук о гласный, обозначается красной фишкой,
отличие гласного звука от согласного (согласные звуки нельзя петь и тянуть).
3. Игра: «Без ошибки повтори». Воспроизведение слоговых рядов (Логопед поизносит, дети повторяют по - образцу):
ПО-ТО-КО ХО-ПО-ТО ПО-КО-ТО ХО-КО-ПО
ТО-КО-ХО КО-ХО-ПО КО-ТО-ПО ТО-ПО-КО
4. Игра: «Услышь звук». Выделение звука О на слух (хлопками):
А) из ряда гласных: О, А, И, О, И, А, О, И, У, О, А….
В) из слов: осень, утка, овощ, кошка, туфли, бант, боты, хор, тапки, бинт, поход, мох, вата, забор, солнце…
5. Игра: «Где живет звук?»:
Проговаривание слов по картинкам, выделение звука О, определение позиции звука (начало, середина, конец слова).
Физминутка «Солнышко»:
- А сейчас мы отдохнем, встаем и делаем вместе со мной:
Солнце утром рано встало, (Поднимают руки вверх, потягиваются)
Всех ребяток приласкало:
гладит грудку, (Массируют грудь круговыми движениями.)
гладит шейку, (Поглаживают шейку.)
гладит носик, (Большим пальцем рук сверху вниз растирают крылья носа).
гладит лоб, (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам.)
гладит ушки, (Растирают уши.)
гладит ручки, (Растирают ладошки.)
загорают дети. Вот! (Поднимают руки вверх.)
7. Игра «Много – один». (Называются несколько предметов, а ребенок говорит
название одного такого же предмета).
Кольца – кольцо седла – седло колеса – колесо
Зерна – зерно крылья – крыло окна – окно
Стекла – стекло перья – перо
8. Работа над предложением:
Отбор картинок на О, осложненный составлением предложений со словом много.
9. Знакомство с буквой О.
Посмотрите, вот буква «О». (Выставляется карточка с изображением буквы «О»).
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
– Найдите букву «О» в своих кассах. Проведите по ней пальчиком.
– На какую геометрическую фигуру она похожа?
10. Игра «Живые слоги».
– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
ОМ МО УМ ИМ
– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.
11. Работа в кассах букв.
- А теперь составим в кассах слова КОТ, ТОК (проводится звуковой анализ
и составляются схемы слов).
12. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии? (Звук О)
- Какой это звук? (Это гласный звук)
– Фишкой какого цвета мы обозначим звук О? (Красной фишкой)
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы,
и заслужили угощение, которое похоже на букву О. Что это?
Конечно сушки!
Приятного аппетита!