Евгения Крылова
Конспект открытого занятия «Пернатые друзья» (для учащихся с ОВЗ).
▼ Скачать + Заказать документы
[ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат»
Воспитатель: Крылова Евгения Германовна
Конспект открытого занятия «Пернатые друзья»
Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, формирование экологической культуры.
Задачи:
Образовательные
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- расширять и закреплять представления детей о перелетных птицах;
Публикация «Конспект открытого занятия „Пернатые друзья“ (для учащихся с ОВЗ),» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- дать сведения о звуковых сигналах птиц;
- развивать интерес к жизни птиц,
Развивающие
-развивать артикуляционную, общую моторику, слуховое и зрительное внимание, воображение, мышление.
Воспитательные
- воспитывать любовь к родной природе,
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам,
- учить работать в коллективе, помогать друг другу.
Оборудование: картинки «Признаки весны», игрушечная птичка, стакан с водой, камешки, изображения ласточки, скворца, журавля, грача и места их прилёта, мяч, набор картинок для игры «Четвёртый лишний», фонограмма голосов птиц.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
• отгадывание загадок о птицах и весне;
• чтение художественной литературы о весне и птицах;
• прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
• рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
• проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.
Ход занятия :
Дети и воспитатель стоят полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
Вы любите отгадывать загадки? Я приготовила для вас очень интересную загадку, хотите её услышать?
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят по крышам капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? (весна)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поиграем «Весна пришла» :
Весна пришла по снежному, (Дети пальчиками идут по одной ладошке)
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники, (Растопыривают пальцы)
Посеяла траву. (Соединяют пальцы)
Теперь зовё т со всех концов: (Руки согнуты в локтях)
Гусей, стриж ей и аистов,
Кукушек и скворцов. (Загибают пальцы)
Воспитатель: Да, ребята, к нам торопится красавица Весна. А какие признаки весны вы знаете? (С опорой на картинки (которые висят на доске) дети рассказывают.)
- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.
- Тает снег.
- Проявляются первые проталины.
- Бегут ручьи.
- Начинается весёлая, звонкая капель.
- Прилетают птицы из тёплых краёв.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца,
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)
Ответы детей: Мы будем говорить о птицах.
Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на доску и прочитаем, о чем же мы будем с вами сегодня говорить. (На доске написано название занятия, ученик читает название урока).
Воспитатель: С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют. (Показываю птицу. Дети рассматривают её и объясняют название «Пернатые друзья».)
Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.
Воспитатель: Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?
Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой. Воспитатель: Да, ребята, друзей надо беречь. Вот поэтому 1 апреля считается Всемирным Днём птиц. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев. Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось? (В группе появляется птичка Карлуша).
Воспитатель: (обращается к Карлуше) Карлуша, что случилось, почему ты такая встревоженная? Карлуша рассказывает проблему. Ребята, в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес не оживёт, и весна не наступит.
Воспитатель: Что же делать? Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны? Карлуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем нашим пернатым друзьям. (Карлуша прощается и улетает). Ну что же, ребята, нам пора отправляться в путь. Вы готовы?
Физкультминутка
Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.
Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши
Весна зовё т: «гулять пора!»
Будем по лесу гулять Шагают
Чистым воздухом дышать Вдох-выдох
На носочках по тропинке,
Друг за другом мы пойдём Ходьба на носочках
В маленькие лужицы Ходьба с высоким
Не наступим, обойдём поднятием колен
Встали ели на пути,
Нам их нужно обойти Ходьба змейкой
Идите, дети, осторожно
О ели уколоться можно.
Вот сороки пролетели
Им сорокам не до сна! Взмахи руками,
Трещат сороки - белобоки: имитация полёта птицы
- Идёт весна! Идёт весна!
За весною мы пошли,
На поляну мы пришли! Ходьба
Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. Присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики.)
Воспитатель: Посмотрите, под берёзкой что-то лежит. Ребята, это записка, давайте её скорее прочитаем:
«Не хочу, чтобы птицы пели, чтобы ожил снова лес. Но если выполните все мои задания, я расколдую птиц. Предупреждаю, будет нелегко, задания очень сложные» Колдунья. (читают дети)
Воспитатель: Ну что же, ребята, начнём наш нелёгкий путь.
А вот все наше первое задание, которые мы должны выполнить (в листочках написаны задания).
Игровое упражнение «Кто за кем прилетит» (С игрушечной птичкой.) Птицы с юга прилетают не все вместе, а по очереди. Послушайте, я расскажу, в каком порядке они летят.
Первый ребёнок назовёт первую птицу, которая возвращается, затем передаёт птичку другому.
Следующий ребёнок называет первую птичку и добавляет следующую, последний ребёнок называет всех птиц.
Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли. (Дети по очереди называют, передавая птичку, с опорой на картинки птиц).
Идём дальше спасать птиц.
Второе задание «Хотела галка пить»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на пути стоит банка, а в ней немного воды, а рядом записка (читают дети, в которой галка просит, чтобы мы помогли ей напиться, она не достаёт клювом до дна.
Воспитатель: Ребята, что же нужно делать? Кто догадается?
Опыт «Послушная водичка»
Аккуратно набросать камешек в банку, вода постепенно поднимется. Что происходит? Вода поднимается вверх, так как мы добавляем туда камешки. И галка теперь может напиться.
Третье задание. «Каждой птичке своё место»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы. (Показываю изображения птиц и под ними неправильное место прилёта. Дети, прослушав стихотворение, перемещают изображение птицы на своё место прилёта)
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач - пашня)
2. Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка – гнездо под крышей дома)
3. Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет. (скворец - скворечник)
4. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый.
А затылок голый, красный.
Ходит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (журавль - болото)
Воспитатель: Ребята, у нас был долгий путь, мы устали, давайте немного отдохнём и поиграем.
Игра с мячом
Я буду бросать вам мяч, задавая вопрос: я- птичка, ты моя частичка. Ты что (голова, клюв, крыло, нога, глаз и т. д.). Договорились?
Воспитатель: После длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить гнездо, откладывают яйца и выводят птенцов. Они их кормят, заботятся о них, учат летать. Птицы очень заботливые родители.
Мимическая гимнастика «Птенцы»
Вылупившись из яйца, первый птенец удивлённо посмотрел вокруг (ребёнок открывает рот).
Второй птенец увидел, как вокруг светло, тепло и радостно улыбнулся (улыбается).
Третий птенец хотел вылупиться первым, но не успел, поэтому рассердился (нахмурился).
Четвёртый вылупился и сразу испугался, зажмурился от солнышка (зажмурить глаза).
А пятый птенец вылупился и громко зачирикал (губы трубочкой).
Воспитатель: Ребята, у нас осталось последнее задание.
Четвертое задание «Четвёртый - лишний».
Внимательно посмотрите на картинки в каждом ряду, скажите, какая картинка лишняя и почему. (картинки выставляю по очереди)
1. Заяц, грач, медведь, лиса (грач - птица)
2. Ласточка, журавль, скворец, воробей (воробей - зимующая птица)
3. Синица, воробей, бабочка, ласточка (бабочка- насекомое).
Звучит фонограмма голосов птиц.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли нашим пернатым друзьям, лес ожил и значит, весна всё-таки наступила. Ну что же, нам пора возвращаться в класс. Вам понравилось наше приключение в весеннем лесу? (ответы детей).
Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).
Рефлексия.
Если вам понравилось наше занятие, то прикрепите радостное солнышко на доску. Если не понравилось занятие, то прикрепите грустное солнышко.
Посмотрите сколько у нас веселых солнышек, действительно к нам пришла весна. Все очень рады теплу и у всех от этого хорошее весенние настроение, которое сохранится на весь день.
h3][/h3]