Наталья Бурик
Конспект внеклассного занятия «Как работает сердце человека» для учащихся 4 класса с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как работает сердце человека»
Цель: Познакомить детей с назначением и работой сердца.
Задачи: Дать знания о том, что сердце – главный орган человека, познакомить с его значением. Учить находить у себя пульс, пользоваться фонендоскопом.
Коррекция и развитие активного и пассивного словаря за счёт новых слов, использование в речи образных выражений.
Вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни.
Словарная работа :
Публикация «Конспект внеклассного занятия „Как работает сердце человека“ для учащихся 4 класса с ОВЗ» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сердце и кровеносная система. Гланый орган человека
- Темочки
Сердце, пульс, вена, артерия, кислород, сокращается, фонендоскоп, стучит, сильное, слабое, «золотое» сердце и т. д.
Оборудование: макет сердца, таблицы кровеносной системы человека, 2 шприца разного размера, прозрачные гибкие трубочки, раствор марганцовки, бумажные сердечки, мячи красного и синего цвета, корзина, фонендоскоп, картинки сказочных героев.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы поговорим с вами об одном очень важном органе нашего организма, а как он называется, вы узнаете, если отгадаете загадку:
День и ночь оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг,
Прекратится этот стук… О чём это?
Дети. Это сердце.
Воспитатель. Правильно, о сердце. Сердце – самый важный орган. Послушайте друг у друга, как бьются ваши сердечки, приложите ухо к левой стороне груди или спины. Что сердце делает?
Дети. Сердце стучит.
Воспитатель. Давайте прохлопаем его ритм в ладоши. Сначала послушайте, потом повторите.
Дети сначала слушают, а потом прохлопывают ритм сердца.
Воспитатель. А теперь попрыгайте, я вам включу весёлую музыку, и снова послушайте частоту сердца, она изменилась?
Дети. Частота сердца стала чаще.
Воспитатель. Давайте прохлопаем этот ритм.
Дети прохлопывают ритм сердца.
Воспитатель. Когда человек находится в спокойном состоянии и сердце бьётся спокойно, а если попрыгать, начнёт биться часто-часто. А если человек испугается, сердце сначала замрёт, а потом тоже забьётся быстрее, поэтому в народе говорят:
«Сердце от испуга замирает»
«Сердце от испуга выскакивает», а ещё :
«Сердце убегает в пятки»
Воспитатель. А сам у себя человек может сердце послушать?
Дети. Нет.
Воспитатель. Нет, конечно, но если очень надо, человек определяет биение своего сердца по пульсу, посмотрите, как это делается. Обхватите запястье пальцами другой руки и прижмите пальчики, чувствуете?
Дети. Да.
Воспитатель. Врачи определяют биение сердца специальным аппаратом- фонендоскопом, повторите название.
Дети повторяют слово «фонендоскоп».
Воспитатель. Давайте послушаем, только это надо делать в полной тишине.
Воспитатель. Покажите, как обычно изображают сердце на картинках? А на самом деле оно выглядит вот так. (Макет сердца или большая иллюстрация)
Воспитатель. Сердце- это плотный мышечный мешочек. Размер сердца у ребёнка, взрослого, женщины или мужчины отличается. Сожмите кулачок – вот такого размера ваше сердце, у меня кулак больше, значит и сердце большего размера.
Воспитатель. Сожмите кулачок, разожмите немного, теперь ещё раз… Как вы думаете, что мы с вами показали?
Дети. Мы показали, как работает сердце.
Воспитатель. Верно.
Сердце самый главный орган
Есть у каждого у нас
Как насос качает воду
Каждый день и каждый час.
Сердце работает, как насос, сжимается и разжимается, впускает кровь и выталкивает, кровь бежит по всему организму по сосудам, затем возвращается снова к сердцу и так постоянно, не останавливаясь ни на секунду. Нам кажется, что сердце стучит, а на самом деле, что оно делает?
Дети. Сердце работает.
Воспитатель. Сердце ещё называют «неутомимый мотор», почему его так называют?
Дети. Потому что сердце работает без перерыва.
Воспитатель. Правильно, оно работает без отдыха. Другие органы, например, глаза спят, ноги, руки - отдыхают, а сердцу некогда отдыхать, оно всегда стучит.
Воспитатель. Как вы думаете, что случится, если оно перестанет работать?
Дети. Человек умрёт.
Воспитатель. Для того, чтобы оно работало постоянно, его надо «заводить», только не ключиком, а физкультурой, т. е. нужно двигаться, прыгать, бегать, заниматься физкультурой.
Физминутка – подвижная игра «Перенесите мячики из одной корзины в другую» (мячики красного и синего цвета- символы венозной и артериальной крови)
Воспитатель. Вот и ваше сердце работает так же, не переставая, как вы сейчас переносили мячики. Физическая нагрузка укрепляет сердечную мышцу, оно станет большим и тренированным, если вы будете заниматься физкультурой. Почему мы не видим сердце?
Дети. Оно прячется внутри нас, это внутренний орган.
Воспитатель. Посмотрите на картинку: сердце прячется под рёбрами, это называется грудная клетка, а ещё мышцы и кожа. Давайте представим, что Таня и Саша стали прозрачными, теперь мы с вами можем увидеть сердце. Где оно находится, с какой стороны?
Дети. Сердце находится с левой стороны.
Воспитатель. Попробуйте сами определить и наклеить бумажное сердечко.
Воспитатель. А вы слышали такое выражение «золотое сердце»? Оно, действительно, золотого цвета?
Дети. Нет, конечно.
Воспитатель. А про кого так говорят?
Дети. Так говорят о добром и чутком человеке.
Воспитатель. А какое ещё сердце может быть?
Дети. Большое, маленькое, доброе, злое, горячее, каменное, смелое и т. д.
Воспитатель. Посмотрите, здесь перед вами сказочные герои, как вы думаете, у кого из них злое сердце, у кого доброе?
Дети. У Кощея злое сердце, у Буратино доброе сердце и т. д.
Воспитатель. Хотите посмотреть, как работает здоровое, тренированное сердце и как слабое… (опыт с 2-мя шприцами)
Воспитатель. Какой шприц продвинул жидкость быстрее?
Дети. Большой шприц продвинул жидкость быстрее.
Воспитатель. Вот так и сердце : большое и тренированное, работает лучше, а слабое?
А как вы думаете, какую работу выполняет сердце?
Дети. Разносит кровь по сосудам.
Воспитатель. Правильно, сердце выполняет очень важную работу, оно как могучий насос перегоняет кровь по кровеносным сосудам. Посмотрите на тыльную сторону руки, вы видите голубоватые линии, как реки и ручейки, где – то шире, где – то ужи. А что это?
Дети. Это кровеносные сосуды. (Показ слайда)
Воспитатель. Да, это кровеносные сосуды, которые отходят от сердца по всему организму человека и по которым непрерывно бежит кровь. Когда сердце делает стук - оно сжимается и выталкивает из себя кровь, а кровь начинает бежать по нашему организму, питая его кислородом, питательными веществами. Покажите, как сердце сжимается и разжимается, выталкивая при этом кровь.
Дети показывают.
Воспитатель. Мы сейчас с вами что делаем?
Дети. Сидим.
Воспитатель. Правильно сидим, а как мы сидим? Давайте послушаем еще раз, как стучит наше сердце когда мы с вами спокойно сидим (слушают) Ну и как?
Дети. Когда мы сидим, лежим, спим наше сердце работает спокойно, ровно, медленно.
Воспитатель. А если мы играем, бегаем, прыгаем, делаем физические упражнения. Как будет работать сердце?
Дети. Сердце будет работать чаще, потому что нагрузка больше.
Воспитатель. Сожмите ещё раз кулачек, разожмите, сожмите, разожмите. Вот так, как насос, никогда не останавливаясь, работает наше сердце, перекачивая кровь. Кровь должна поступать к каждой клеточке нашего организма. Течет кровь по большим и маленьким трубочкам. Большие трубочки называются артерии и вены, а маленькие капилляры. Давайте посмотрим на рисунок. Красным цветом нарисованы артерии по ним кровь течет от сердца, а синим – вены по ним кровь возвращается к сердцу. Давайте сделаем макет, чтобы лучше понять, как кровь движется в нашем организме (воспитатель кладет на пол бумажные сердце и легкие).
Воспитатель. Это наше сердце и легкие. Из сердца кровь течет по артериям (выкладывает красные следы) раздает каждой клеточке питательные вещества и кислород и забирает у них углекислый газ. Насыщенная углекислым газом кровь по венам (сини следы) возвращается к сердцу. Как вы думаете, где кровь может взять новую порцию кислорода?
Дети. В лёгких.
Воспитатель. Правильно в легких, потому что мы вдыхаем кислород. Поэтому, вернувшуюся в сердце кровь, сердце перекачивает сначала в легкие, где она отдает углекислый газ (мы его выдыхаем, забирает кислород и поступает опять в сердце. И начинается новое путешествие крови по нашему организму (предложить 2-3 детям пройти по следам путь крови). Получается, как бы два круга кровообращения большой и маленький. Так, ни на миг не останавливаясь, трудится наше сердце.
Воспитатель. О чём же мы сегодня с вами говорили?
Дети отвечают.
Воспитатель. Что можно посоветовать всем людям?
Дети. Нужно беречь и развивать своё сердце. Заниматься физкультурой и т. д.
Воспитатель. Молодцы, давайте ещё раз вместе прочитаем правила здорового сердца.
1. Не переутомляться
2. Спать днем
3. Вечером вовремя ложиться спать
4. Кушать полезную еду
5. Тренировать сердце (бегать, прыгать, выполнять физические упражнения, закаляться)
Воспитатель. Вы молодцы, всё усвоили, теперь будете с удовольствием заниматься физкультурой сами и другим советовать, станете ещё добрее и отзывчивее, чтобы про вас можно было сказать, что у вас «золотое сердце».
Источники:
1. Т. Г. Денкберг «Как работает сердце», ГБОУ ЦО 491 "Марьино", Москва, 2013г.
2. Муниципальное ДОУ №23, «Сердце как жизненно важный орган человека», г. Ростов, 2011г
3. МААМ. ru, Т. Топчиева «Что представляет собой сердце человека?», 2011г.