Кожухарова Эльвина Евгеньевна
Конспект открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Королевы Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
• Закрепить умение определять местоположения звука в слове.
• Упражнять в звуковом анализе слов.
• Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков.
• Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков.
• Закрепить понятие, что такое предложение.
• Составлять предложения с помощью схемы.
• Развивать фонематический слух и внимание.
• Воспитывать любовь к родному языку.
Материалы к занятию: презентация по конспекту; магнитная доска, медальки, карточки с 3 клетками на каждого ребёнка, красные, зелёные и синие кружки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Раздаточный материал: набор букв, карточки, разделённые на 5 квадратов; кружки красного, синего и зеленого цвета на каждого ребёнка.
Ход НОД:
1. Вводная часть (мотивация)
Слайд 1
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера!
Игра «Ушки на макушке» Назовите первый звук в слове: паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, кот, тапочки, полка, такси, каток, танк, туфли, кукла.
Воспитатель: - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера!
Воспитатель: - Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное электронное письмо. Давайте прочитаем его.
Слайд 2
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Воспитатель: - Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, скажите ребята, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).
Воспитатель: Какие звуки называются гласными?
Дети: Гласные звуки произносятся с голосом. Звуки, которые произносятся с голосом и не встречают во рту преград, называются гласными.
-Каким цветом обозначаются гласные звуки?
Воспитатель: Правильно, окошки в звуковых домиках, где живут гласные звуки, обозначаются красным цветом.
-Какие звуки называются согласными? (ответы детей)
-Какие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом (мягкие согласные, синим (твердые согласные?
-Молодцы ребята.
Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ: А-О-У-Ы-И-Э-Е (выполняется упражнение).
Воспитатель: - Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный экран, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глаза. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
2. Основная часть:
Слайд 3
Воспитатель: - Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний, где живёт сама Королева Знаний и множество её помощников, с которыми мы увидимся в процессе занятия.
- А вот и первое задание от Королевы Знаний :
Слайд 4
Задание 1: «Поделите слова на слоги»
( на слайде картинки: кукла, мяч, кубик, машина, робот, юла, Буратино; дети при помощи хлопков делят слова на слоги).
Воспитатель каждый раз спрашивает, сколько слогов в каждом слове. Воспитатель: - Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Воспитатель: - Правильно, игрушки. А вот и второе задание.
- Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
Слайд 5
Воспитатель: - Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам.
Задание 2: «Составьте предложение по схемам».
1) ___.
2) ___ ___.
3) ___ ___ ___.
Воспитатель: - Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово) (дети составляют предложения по схемам.)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!
- Ну что ж, продолжим наше путешествие по Стране Знаний.
Воспитатель: - Переходим к следующему заданию. А его нам задаёт мудрая тётушка Сова.
Слайд 6
Задание 3: «Прочитайте, что написано»
АУ ИА ЭЕ УА ИУ ЕА ОЕ
Словесная игра «Придумай слово на заданный звук»
Воспитатель: - Ребята, но прежде, чем определить, с каким звуком мы будем придумывать слова, отгадайте загадку:
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят… (осы)
- Какой первый звук стоит в отгадке? (о).
- Вот с этим звуком мы будем придумывать слова.
Слайд 7 - 12
Физкультминутка «Сделай также» (по ИКТ)
Воспитатель: - Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие. Вот еще одно задание от Королевы Знаний.
Задание 4: «Выложи букву»
Воспитатель: - Я сейчас буду называть слова, а вы выкладывайте только первую букву каждого слова.
Солнце Абрикос Носорог Комар Индюк
Воспитатель: Ребята, а теперь прочитайте, что – же у нас получилось!
Дети: Санки.
Воспитатель: - Верно! Ну что ж, ребята, вы очень хорошо работаете, а задания от Королевы Знаний и её помощников усложняются. И мы видим следующее задание от Всезнайки.
Слайд 13
Задание 5: «Найди картинки, в названии которых звук С в начале слова»
Воспитатель: - Молодцы, ребята быстро справились с этим заданием. А сейчас следующее задание от … открывается слайд.
Слайд 14
Воспитатель: - Ребята, а сейчас нам предлагает свою игру Незнайка. Нам нужно быть очень внимательными, ведь он ведь всегда всё путает? Вот и игру предлагает он нам «Звуки потерялись». Давайте, попробуем всё расставить на свои места.
Задание 6: «Звуки потерялись»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Мы собирали васильки.
На головах у нас — щенки (венки).
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами (чайки).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы постарались, все звуки расставили на свои места и всё выполнили правильно.
- И у нас осталось последнее задание, которое приготовила Королева Знаний, и оно самое трудное. Но мы с вами, я думаю, обязательно справимся. Да?
Слайд 15
Задание 7: «Звуковой анализ слов»
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами будем делать звуковой – анализ слова «Лев». (У доски выполняет 1 ребенок. Индивидуальная работа со схемами звукового анализа слова за столами.)
Слайд 16
Воспитатель: - Ребята, всем жителям Страны Знаний, понравилось, как вы выполнили все задания, и вам за это от них сюрприз (слайд по щелчку и выходит картинка сундук с медалями).
Воспитатель раздает медали каждому ребенку.
Воспитатель: - Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза! ( воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди)
Слайд 17
3. Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: - Ребята, скажите, для вас какими были задания? Что больше всего вам понравилось на занятии? А по вашему мнению, кто больше всего давал правильных ответов? Кому можно вручить медаль, помощника Королевы Знаний?