Ирина Бабичева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе «Путешествие со Звукознайкой»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умение :
-в звуковом анализе слов, в образовании новых слов,
-в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,
-в подборе родственных слов,.
-Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках
Развивающие: Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе „Путешествие со Звукознайкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.
среда:
Предметно- практическая среда: иллюстрация звукознайки и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.
Ход занятия
1. Вводно-мотивационная часть:
Вступительное слово воспитателя:
Много звуков есть на свете : шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить и писать старательно.
-О чем говорится в стихотворении? ответы детей (о звуках)
Воспитатель:всё о звуках речи живут вам может рассказать Звукознайка. Звукознайка живет в стране вуков. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться?
-Как вы думаете, почему Звукознайку так зовут? (ответы детей)
Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране звуков и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звукознайке, что мы знаем о звуках.
-Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки (гласные). А какие гласные вы знаете? (а. о. у. ы. и. э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные, какие бывают согласные? (твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Дети называют твердый согласный звук «П» а теперь назовите его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давайте теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».
2. Основная часть.
Звукознайке понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звукознайка приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звуков.
-А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).
№ 1 задание. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"
Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.
"МА" : мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.
"ЛИ" : лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут
"КУ" : курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.
Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)
№ 2 задание "Родственные слова"
Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:
Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)
Дом (домовой, придомовая, домашний, домработница)
Задание №3 Дидактическая игра "Образуем новое слово"
Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"
Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.
Был он стар, и был он сед,
И большой был. Домосед.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома. Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом.
Задание №4
Воспитатель: Ребята, как вы думаете чей это дом? Почему вы так думаете? Как вы считаете, в домике Звукознайки живут книги (ответы детей). Я также думаю, что у него в домике живет много книг, Звукознайка очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание из конверта- звуковой анализ слова КНИГА.
Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)
Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы,
кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку,
книига- 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку,
книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)
книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка,
книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).
Какие гласные в слове книга? (и,а)
Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й твердый согласный? («Г», а какой первый твердый согласный звук? («К»).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Едим едим на машине»
№ 5 задание. Игра "Четвертое лишнее"
Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов :
слон - стол - сумка - карандаш
книга - кошка - портфель - компас
обруч - тетрадь - ослик - облако.
На доску помещается изображения отгаданных слов.
-Карандаш, портфель, тетрадь это все. (назвать обобщающим словом - школьные принадлежности)
№ 6 задание. "Составление предложений по схемам"
Выполнив предыдущее задание, Звукознайка убедился, что мы умеем находить слова. И теперь он спрятал их в схемах. Посмотрите на схемы внимательно и скажите, что могло быть здесь зашифровано.
(Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).
.
Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) : "Скоро наступит теплое лето".
3. Рефлексия
- Звукознайка был доволен вашей работой дети. Вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Звукознайка желает Вам всего доброго и будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.