Валентина Охрименко
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Конспект НОД по обучению грамоте
для детей подготовительной группы.
Тема: «Путешествие в мир знаний»
Разработчик:
Охрименко Валентина Николаевна
п. г. т. Берёзово ХМАО-Югра
2018 г.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в мир знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА : «Путешествие в мир знаний».
Интеграция образовательных областей:
*социально – коммуникативное,
*познавательное развитие,
*речевое развитие,
* физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
4. Знакомство с новым звуком «М».
5. Продолжать закреплять графические навыки, развивать зрительное восприятие и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Развивать внимание и воображение детей.
3. Развивать связную речь.
4. Развивать самостоятельность, инициативу.
Демонстрационный материал: конверт с письмом от Королевы Знаний, буква «М», изготовленная своими руками из природных материалов, два домика (синий и красный, ритмический рисунок.
Раздаточный материал: предметные картинки, конверты с кругами красного цвета и квадратами синего цвета, счётные палочки (для команды «Знайки», колпачки от фломастеров (для команды «Умники, листы, карандаши.
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Ритмический рисунок»; составление предложений из заданных слов; составление схем, составленных предложений; звуковой анализ слов.
Ход занятия:
Организация детей в кругу, за столами.
В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поприветствуем всех.
Письмо от королевы Знаний (заносят в группу).
В: Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнала от моих друзей, что вы собираетесь в школу. Но этот путь не совсем простой. Чтобы попасть в школу, необходимо много знать и самое главное уметь читать. Если вы выполните все мои задания, у вас появится огромный шанс попасть в страну знаний и встретиться со мной.
В: Ну, что ребята, вы согласны выполнить все задания Королевы Знаний.
Д: да
В: Тогда не будем терять время и начнём.
В: 1 задание. Поделитесь на две команды и придумайте название команд («Знайки», «Умники»).
Разминка: Послушайте три близких по звучанию слова и назовите то, что можно есть. ( по очереди: сначала «Знайкам», затем «Умникам»)
Картошка, ложка, окрошка.
Апельсин, блин, мандарин.
Конфета, котлета, ракета.
Миска, сосиска, ириска.
Банан, диван, барабан.
Пироги, сапоги, утюги.
Лимон, вагон, бульон.
Мёд, компот, плот.
Виноград, мармелад, фотоаппарат.
Пирожок, творожок, горшок.
Солянка, полянка, склянка.
Булочка, будочка, дудочка.
Кабачок, крючок, значок.
В: 2 задание Королевы Знаний.
Из чего состоит наша речь?
Д: Наша речь состоит из предложений.
В: Из чего состоит предложение?
Д: Предложение состоит из слов.
В: Из чего состоят слова?
Д: слова состоят из звуков.
В: 3 задание: Составьте предложения из 3 слов.
Д: Дети за столами зарисовывают схему.
Игра «Живые слова».
В: Ребята, вы в очередной раз справились с заданиями Королевы Знаний.
Физминутка:
Мы ребята, молодцы!
Укрепляем мышцы,
Разминаем пальцы
Выполняем «Ножницы».
Мы руками хлопаем,
Мы ногами топаем,
Мы глазами поморгаем
И работать продолжаем.
Ритмический рисунок:
Х (хлопок)
1. Х-Х
2. ХХ-Х
3. Х-ХХ
4. ХХХ-Х
5. ХХ-ХХ
6. ХХХ-ХХ.
7. ХХ-ХХХ.
8. Х-ХХ-ХХ.
9. ХХ-Х-ХХ.
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком «М»
Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква «М».
В: ребята, кто мне скажет, чем отличается буква от звука?
Д: Звук мы слышим, а букву видим и пишем.
В: Давайте все вместе произнесём этот звук.
Д: М-М-М.
В: Что происходит с нашими губами? Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
Легко произносить звук М? Нет. Мы чувствуем препятствия. Значит это какой звук?
Д: согласный.
В: Королева Знаний отправила нам картинки, в каждом слове есть звук М. В начале, в середине и в конце слова. (машина, лампа, дом).
(Определить расположение звука в слове).
На столах картинки со звуками М. Найти сначала в начале, потом в середине и в конце.
Физминутка.
АБВГДэйка, АБВГДэйка- (вращают руками)
Это учёба и игра. (наклоны в стороны)
АБВГДэйка, АБВГДэйка (вращают руками)
Азбуку детям знать пора. (наклоны вперёд, назад)
В: 3 задание Королевы Знаний. Выложите на своих столах букву М из счётных палочек, колпачков от фломастеров.
Сколько палочек, колпачков понадобилось, чтобы получилась буква М?
Д: Понадобилось четыре палочки, колпачка.
В: А сейчас давайте проговорим вместе знакомую речё вку:
А-А-А- дома я сама.
У-У-У-молока кому.
О-О-О-едим эскимо.
Ы-Ы-Ы-прочитали книгу мы.
Е-Е-Е-дайте травки мне.
В: ребята, с какими звуками мы сейчас играли с вами?
Д: с гласными.
В: Какие ещё бывают звуки?
Д: согласные.
В: А как вы думаете чем отличаются гласные звуки от согласных?
Д: гласные звуки поются и нет никакого препятствия, а согласные не поются. Во рту образуется препятствие.
В: Кто может перечислить гласные звуки
Д: А,О,У,Е,И,Ё,Я,Ю.
В: А теперь перечислите согласные звуки.
Д: К,Н,Г,Ш,З. Ф,Х,В,П,Р,Л,Д,С,М,Т
В: Ребята, какое слово мы часто произносим в своей жизни. И оно самое любимое и нежное. Начинается на М.
Д: Ма-ма.
В: Давайте ребята сделаем звуковой анализ слова.
(Работа за столами. Поощрение. Следить за осанкой).
Пальчиковая игра:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы сейчас подружимся мальенькие пальчики
1,2,3,4,5, вместе начали играть
1,2,3,4,5, мы закончили играть.
В: Ребята, давайте придумаем любые слова на звук М.
Д: Ма-ша, Ми-ша, ма-ли-на.
Итог. Обобщение.
Королева Знаний приходит в группу.
Королева Знаний : Молодцы ребята. Вы справились со всеми моими заданиями. Вы готовы идти в школу. Быть прилежными учениками и учиться на одни 5. У меня есть для вас сюрприз. (Угощает детей сладостями) Спасибо всем за хорошие знания и до встречи в школе.
Используемая литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствует ФГОС.
Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014
2. Обучение дошкольников грамоте Н. С. Варенцова Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012
3. Г. Я. Затулина Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте старший дошкольный возраст Центр педагогического образования Москва 2008
4. Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы. Автор-составитель Л. Е. Кыласова 2-е издание Волгоград
5. Интернет: www.maam.ru.