Бурлият Эльдерханова
Конспект открытого логопедического занятия «Путешествие в страну знаний»
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе с использованием нетрадиционных технологий.
Тема: «Путешествие в страну знаний»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Тело. Части тела человека» и выработка стойких речевых образцов употребления грамматических форм.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Закрепить словарь по теме Тело. Части тела».
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „Путешествие в страну знаний“» размещена в разделах
Закрепить понятия «звук», «слово», «предложение», «буква»; закрепить умение детей делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, подбирать родственные слова, составлять предложения с изученными предлогами.
- Закрепить в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, виски, скулы, мочки, запястье, голеностоп.
Коррекционно- развивающие
- Способствовать развитию умения рассуждать, строить связные высказывания, используя сложноподчиненные конструкции.
- Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание
- Развивать связную речь, грамматический строй речи, внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к своему телу.
- Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.
-Воспитывать умение вслушиваться в речь педагога, активность, инициативность, самостоятельность.
Оборудование: Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация «Части тела» Звуковичок, деревянные фигурки, аудиозапись «Звуки природы»; демонстрационные буквы, звонок, карандаши, цветовые сигналы звуков, слоговые схемы слов
Ход занятия
1. Организационный момент, пальчиковая гимнастика.
Логопед :
-Мне ладони покажите –
Правую и левую!
В кулачок скорей сожмите
Пальчики умелые.
Разожмите… рассмотрите…
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети,
Ловкие ладошки эти?
(Дети отвечают).
Логопед :
- Посмотрите на свои руки! У мальчиков они крепкие, сильные; у девочек – нежные, ласковые. И у всех вас – умелые и трудолюбивые. Сегодня нашим рукам придётся потрудиться. Кроме этого нам надо будет внимательно слушать, смотреть и хорошо думать.
2. Звуковой анализ и синтез.
Логопед :
- А о чём будем сегодня говорить, мы узнаем, если выполним первое задание.
Логопед : - Звуковичок пришел к нам в гости. У него в кармане какие-то фигурки.
Вы должны назвать первый звук в этом слове, найти соответствующую букву и выставить её на магнитную доску. Фигурки: черепаха, ежевика, лошадь, ослик, ведро, егерь, курица
Логопед : - Какое слово у нас получилось? (Человек)
- Сегодня мы будем говорить о человеке, о частях тела человека.
3. Беседа о человеке.
Логопед : Перед беседой предложить детям посмотреть в зеркало.
Ребята, кого вы видите?
Ответы детей. Предположительно, дети назовут свои имена.
Верно. А каким словом можно назвать всех вас, меня, ваших любимых пап и мам? Ответы детей.
Конечно, люди. Каждый из нас - это человек. Кто же он? Человек живой как растение и животные. Он может двигаться, дышать, чувствовать. Но человек ещё и умеет думать. Человек – это интересное сочетание физического тела и наших мыслей и чувств.
Стук. Ребята, принесли какое-то звуковое письмо. / На письме надпись: Звуковое письмо с Северного полюса/. Кто его прислал, я не знаю. Как мы это можем узнать? (Тогда давайте посмотрим.) (просмотр фильма)
- Ребята, это звуковое письмо пришло к нам от медвежонка Умки. Зачем он нам его отправил? Как вы думаете? Он хочет узнать все о человеке.
- Посмотрите, какой смешной медвежонок Умка. Он думает, что у человека две головы. А вместо ног лапы. Он не знает частей тела человека.
- Сможем ли мы ему рассказать о частях тела человека? (ответы детей)
- А как он узнает обо всем, что вы ему расскажете? Ведь он живет далеко – на северном Полюсе.
- Правильно! На некоторых видах транспорта можно добраться до Северного полюса, но ведь сейчас мы не можем поехать к Умке. Как нам быть? (пауза). У нашего Звуковичка есть волшебная шкатулка. Все что мы расскажем Умке о частях тела человека, эта шкатулочка соберет в себя, как магнитик притянет все ваши высказывания. Когда наполнится – вы увидите шкатулку и отправите Умке на северный полюс. Давайте поближе познакомимся с нашим телом.
Попробуем назвать и показать части тела в игре «Я человек»
Дети садятся в кружок на ковре.
Логопед : Сядьте, успокойтесь и закройте глаза.
4. Игра «Послушаем тишину» (Развитие фонематического слуха, восприятия)
( включается магнитофон с записью звуков природы: пение птиц, журчание воды и т. п.)
Логопед :
- Что вы услышали? (дети отвечают)
- Это всё звуки природы. Человек тоже издаёт различные звуки. Какие?
Дети называют различные звуки, затем их систематизируют:
Гласные - согласные: твёрдые - мягкие, звонкие - глухие.
Логопед :
- Посмотрите на панно (на нём цветовые сигналы звуков – звуковые схемы слов)
- Здесь зашифрованы ваши имена (дети отгадывают свои имена).
5. Обогащение глагольного словаря. Игры и Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
А как вы думаете, Умке интересно будет узнать, для чего человеку нужны части тела? (Варианты ответов детей)
- А пока вы будете называть слова-действия, наша волшебная шкатулка будет их собирать.
5.1. Игра «Для чего нужны руки»
Повару – готовить
Художнику – рисовать
Швее – шить
Бабушке – вязать
Учителю – писать
Ребенку – играть
Обжоре – кушать
«Для чего нужны ноги»
Футболисту - мяч гонять
Балерине – танцевать
Бегуну – бегать
Пешеходу – ходить
Фигуристу – кататься
Прыгуну – прыгать
А для чего вам нужна голова? Шкатулка наша пополняется.
5.2. «Дорисуй часть тела» (Открываем шкатулку.) Ой, а в ней что – то лежит. (задание - Кто нарисован на этих картинках? (человек)
- А давайте мы эти картинки отправим Умке, и он посмотрит, как
выглядят люди (дети замечают, что не хватает некоторых частей тела)
- Правда? А у тебя? Да, правильно все подметили. Как можно одним
словом назвать то, чего не хватает нашим человечкам (части тела)
- Что же нам делать? Как мы отправим такие рисунки Умке (надо
дорисовать)
- Пойдемте, за наши столы и дорисуем недостающие части тела.
Дети выполняют задание.
(Я дорисовал человеку два глаза, два уха, две руки, одну голову, пять пальцев, две ноги. Кладет рисунок в шкатулочку.)
5.3. Игра «Подбери предмет» (часть тела) - существительные.
Видят - … Слышат - …
Работают - … Бегают - …
Дышит - … Жуют - …
Стоят - … Машут - …
Трогают - … Нюхает - …
Говорит - … Пишут - …
6. Физкультминутка
Ну, а какое настроение у вас, ребята? Думаю, настало время размяться, взбодрить все части нашего тела и показать, какое у нас настроение! Споём песенку «Подними руки, потянись»!
(Дети поют песенку 2 раза, с убыстряющимся темпом, показывают движения в соответствии со словами, хорошо проговаривают звуки [Л] и [Л]’).
Подними руки, потянись,
Повернись к соседу и улыбнись.
А теперь пониже наклонись,
Повернись к другому и улыбнись.
Попрыгай на ноге, и на другой,
А теперь красиво верти головой.
Помаши тому, кто далеко от тебя.
А теперь покрепче обними себя.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла
7. Дидактическая игра «Подбери слова» (прилагательные)
Логопед поочередно задает детям вопросы:
• Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие и т. д.).
• Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блестящие и т. д.)
Какие у тебя нос, рот, уши?
(Проводится аналогичная работа.)
8. Игра «Послушаем тишину» Звуковой анализ.
Дети садятся в кружок на ковер.
Логопед :- Ребята, а теперь закройте глаза и слушайте
( включается магнитофон с записью звуков природы: пение птиц, журчание воды и т. п.)
Логопед :
- Что вы услышали? (дети отвечают)
- Это всё звуки природы. Человек тоже издаёт различные звуки. Какие?
Дети называют различные звуки, затем их систематизируют:
Гласные - согласные: твёрдые - мягкие, звонкие - глухие.
9. Закрепление слогового состава слова.
Логопед : -Ребята, чтобы дойти до волшебной шкатулки, каждый из вас сделайте столько шагов, сколько слогов в вашем имени. Отхлопайте свои слова, поделите их на части и подойдите к соответствующей табличке.
(После выполнения задания ребята садятся за столы).
9. Развитие связной речи.
Ребята, а давайте расскажем Умке, как мы гордимся тем, что мы
люди и очень дорожим и бережем свой организм.
И как можно сохранить здоровье.
- Как можно беречь уши?
(Если слушать громкую музыку, то можно оглохнуть; в ветреную
погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши.)
- Как можно беречь язык?
(Если пить горячий чай, то можно обжечь язык; если прикоснуться
языком зимой до металлической трубы или ручки дверной на улице, то язык примерзнет к железу)
-Как нужно беречь нос?
(Нельзя заталкивать в нос разные мелкие предметы, можно задохнуться.)
- А как будем беречь руки?
(Осторожно работать с утюгом, чтоб не обжечь руки, огонь опасен
для рук, электрическая или газовая плита, спички тоже опасны – можно не
только обжечь руки, но и поджечь на себе одежду, поджечь дом.)
- Как будем беречь ноги? (острые предметы, обувь по погоде)
- Какие оригинальные и очень важные советы вы дали Умке! Молодцы,
я думаю, что они ему очень пригодятся в жизни. И он многое поймет о том, кто такие люди, как они заботятся и бережно относятся к частям тела.
11. Итог занятия.
- Теперь давайте плотно закроем нашу шкатулочку. А наш друг Звуковичок отправит шкатулку Умке.
- Ребята, что Умка узнает о человеке, открыв это шкатулку на своем
Северном полюсе? (ответы детей)
- А вы гордитесь тем, что вы люди?
- Я очень довольна вами, дети. Вы необыкновенно добры, чутки и
внимательны. Давайте на прощание подарим Умке и друг другу наши
аплодисменты.
Разработал:
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 34»
Эльдерханова Б. И.