Евгения Владимировна Резванова
Конспект открытого логопедического занятия «Путешествие по Стране Слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия.
Составитель:
Учитель-логопед
МБОУ школа – интернат №13 г. Челябинск
Резванова Е. В.
Тема: Путешествие по Стране Слов.
Класс: 2
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „Путешествие по Стране Слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить знания о звуках, дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Формировать навык фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формировать умение различать на слух слова, различающиеся только одним звуком, расшифровывать слова, где буквы кодированы символами.
Коррекционно-развивающие задачи: Совершенствовать фонематическое восприятие и навык звукового анализа слов. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать логическое мышление, речевое дыхание. Развивать фонематические представления. Активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные задачи: Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность.
Оборудование: карта путешествия, поезд, пазл «Поезд», картинки с весёлыми зверятами («Артикуляционная гимнастика», шарики «Су-Джок», листы с кодами, листы с заданиями, картинки «Птицы перелетные» (скворец, ласточка, жаворонок, лебедь, соловей, кукушка, «Аэробол» (дудочка с шариком, мячик, кубик с точками, листы с заданием «Найди слова», Музыкальное сопровождение (Мелодия «Звук поезда»).
Ход занятия.
1 часть: Вводная.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.
- Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по Стране Слов. А на каком транспорте можно путешествовать? (ответы детей)
- Посмотрите, перед вами лежит пазл, собрав которых вы узнаете, на чем мы отправимся в путешествие. (Поезд) Да, мы отправимся в путешествие на поезде. Давайте рассмотрим карту.
- Итак, в путь. (Музыкальное сопровождение «Звук поезда», дети закрывают глаза, а учитель читает стихотворение.)
Закрой глаза,
Представь себе!
Горы, реки и поля,
Золотые степи.
Королевские луга
В красно-белом цвете.
Из окна видны леса
Цвета изумруда.
Они в солнечных лучах
Согреваться будут.
- Ребята, открывайте глаза.
2 часть: Основная.
- Первая наша остановка в городе «Артикуляндия». В этом городе живут весёлые зверята. Давайте вместе с ними сделаем гимнастику для нашего язычка и губ. Но упражнения мы будем выполнять вместе с движением кистей рук. (Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики)
1. Упражнение «Бегемотик» - Четыре пальца сомкнуты с большим пальцем, сжиманием и разжиманием кистей рук. Выполнять упражнение под счет до 5. Повторить 4 раза.
2. Упражнение «Улыбка» - Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. Прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Выполнять упражнение под счет до 5. Повторить 4 раза.
3. Упражнение «Хоботок» - Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. Сомкнуть четыре пальца с большим пальцем руки. Выполнять упражнение под счет до 5. Повторить 4 раза.
4. Упражнение «Лопатка» - Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз. Выполнять упражнение под счет до 5. Повторить 4 раза.
5. Упражнение «Чашечка» - Кисть руки находится ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты. Сомкнутые пальцы согнуть и немного поднять вверх. Выполнять упражнение под счет до 5. Повторить 4 раза.
6. Упражнение «Часики» - Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. Повернуть кисть влево, затем вправо. Выполнять упражнение под счет до 5. Повторить 4 раза.
7. Упражнение «Качели» - Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. Поднять сомкнутые пальцы вверх, затем опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет до 5. Повторить 4 раза.
(Показ картинок с забавными зверятами).
- Отправляемся дальше. Следующая остановка в городе «Весёлые пальчики».
- Возьмите шарики и повторяйте за мной.
«За горами, за лесами
Город есть весёлый.
Там живут и учатся
Пальчики – мудрёные. (Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг другу. Делать массажные движения, катая шарик вперёд-назад.)
Большой пальчик всех мудрее,
Указательный добрее,
Средний пальчик – любит сказки,
Безымянный любит танцы,
А мизинчик самый младший
Очень любит песни петь. (Надеть массажное колечко на каждый пальчик левой руки)
Дружно все они живут
В том весёлом городе. (Сжимать и разжимать пальцы)
Вместе любят рисовать,
Конструировать, играть.
В лес по ягоды ходить
И гостей встречать. (Надеть массажное кольцо на каждый пальчик правой руки)
- Вот мы и размяли наши пальчики. Отправляемся дальше. Следующая остановка в городе «Звукландия».
- Слушайте внимательно, я буду читать стихи. А вы должны найти ошибку и сказать, какими звуками отличаются пары слов.
1. У козлят на голове
Есть маленькие ложки (рожки).
2. Мама заплела Катюше
Две красивые козы (косы).
3. У Танюши в саду
Росли красивые росы (розы).
4. Весёлые сутки (шутки)
Есть у Коли и Мишутки.
5. От бабушки и дедушки
Ушёл румяный коробок (колобок).
6. Наступили весенние денёчки
На деревьях распустились бочки (почки).
7. Мама купила точкам (дочкам)
Два звонких молоточка.
- Молодцы! Отправляемся дальше. Следующая остановка в городе «Расшифляндия».
- Перед вами лежат листы с кодами. Я буду показывать зашифрованное слово, а вы должны его отгадать. (Листы с кодами на каждого ребенка)
СКВОРЕЦ (показ картинки)
ЛАСТОЧКА
ЖАВОРОНОК
ЛЕБЕДЬ
СОЛОВЕЙ
КУКУШКА
- Молодцы! А как одним словом можно назвать все угаданные вами слова. (птицы) А какие это птицы? (перелетные)
- Отправляемся дальше. Следующая остановка в городе «Отдыхай-ка».
- А сейчас немного отдохнем.
«Дыхательная гимнастика» Встали, спина прямая, руки опущены.
1. «Выдох-вдох». Сделали глубокий вдох носом, выдох через нос.
2. «Повороты». Поворачиваем голову вправо и делаем вдох носом. Поворачиваем голову влево и делаем плавно выдох ртом.
3. «Насос». Сделали глубокий вдох, наклонились – выдох.
4. «Аэробол». Взяли дудочки с шариком. Сделали глубокий вдох, выдох через дудочку. Вам нужно не уронить шарик на пол, и во время выдоха контролировать поток своего воздуха, дуть: сильнее, слабее, продолжительно, коротко.
-Молодцы! Отправляемся дальше. Следующая остановка в городе «Играндия».
-Я предлагаю вам сыграть в игру с передачей мяча. Встаём в круг. Я называю первое слово и передаю мяч. На последний звук вы называете слово и передаёте мяч дальше. (2 раза)
Например: Весна – автобус – слон – носорог – грач – чайка – ананас – сено – очки – игла – аист – самолёт.
- Молодцы! Присаживайтесь. Отправляемся дальше. Следующая остановка в городе «Придумай-ка».
- Перед вами кубик. Вы бросаете кубик по очереди и называете слово, состоящее из определенного количества слогов в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
Например: 1 слог – кот, ток, юг, сок; 2 слога – каша, солнце, заря, игра; 3 слога – машина, кабинет, космонавт; 4 слога – Дюймовочка, пирамидка, непоседа; 5 слогов – библиотека, математика, литература; 6 слогов – стихотворение, парикмахерская, телевидение, электростанция)
Молодцы! Справились с заданием. Следующая остановка в городе «Отгадай – ка».
- Вам нужно найти среди букв слова и прочитать пословицу о весне. (На каждого ребенка листы с буквами)
- Ребята находят слова, а учитель вывешивает их на доске. Затем читают пословицу.
Отгадка: «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами».
- Ребята, а как вы понимаете смысл данной пословицы. (Ответы детей)
- Ребята находят слова, а учитель вывешивает их на доске. Затем читают пословицу.
Отгадка: «Увидел грача – весну встречай».
- Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы. (Если грач прилетел, то через месяц снег сойдёт)
3 часть: Заключительная.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по стране слов.
- Ребята вам понравилось путешествие.
- А в каких городах мы побывали.
- Что вам больше всего понравилось?