Самохина Алеся
Конспект основной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности от 4 до 7 лет «Воздух-Невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности и интереса.
Задачи:
1. Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха через экспериментирование;
2. Обобщить и уточнить ранее полученные знания детей о свойствах воздуха;
3. Развивать навыки проведения опытов;
4. Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, отображающих воздух;
-беседы «Что такое воздух?», «Кому и для чего нужен воздух?»;
Публикация «Конспект основной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности от 4 до 7 лет „Воздух-Невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
-рассматривание познавательного материала;
-чтение познавательной литературы.
Оснащение:
-Воздушные шарики с приклеенной загадкой и вопросами для проведения опытов,
-полиэтиленовые пакеты,
-салфетки бумажные,
-предметы (губка, сахар – рафинад, комок сухой земли, камень, кирпич,
-одноразовые тарелки,
-прозрачный таз (глубокая чашка) с водой
-прозрачные стаканы,
-пластмассовые трубочки,
-бумажные кораблики,
-апельсин,
-Эмблемы «Юный исследователь».
Ход основной образовательной деятельности:
Воспитатель с детьми заходят в группу.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте! (обращаются к гостям, присутствующим на занятии)
Раздаётся стук в дверь
Воспитатель: Наверное кто – то из гостей задержался (открывает дверь группы) .
Под фонограмму «Шум ветра» в группу влетают воздушные шары с заданиями и конверт с письмом.
Воспитатель: Странно, откуда эти шары! Смотрите, здесь есть письмо, интересно, что в нём написано (открывает конверт и читает детям письмо).
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка! Нам, жителям Солнечного города, нужна ваша помощь. Наш воздушный шар, на котором любят летать малыши нашего города, похитили, оставив письмо с заданиями. Если мы справимся с этими заданиями, нам вернут воздушный шар. Помогите нам, пожалуйста! Задания мы прикрепили на шарики»
Воспитатель: Вот это неприятность у Незнайки в его городе! Поможем, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Первое задание - загадка. (Снимает листок с загадкой с шарика). Слушайте внимательно!
Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом).
Он невидимый, но все же,
без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
но не видим он для нас.
Что же это? О чем была загадка?
Дети: О воздухе
Воспитатель: Ребята, я поняла, чтобы помочь Незнайке и его друзьям нам надо выяснить какими свойствами обладает воздух. Как можно это сделать?
Дети: Провести опыты
Воспитатель: Правильно! А вы знаете, что такое опыты?
Дети: Опыты – это выяснение чего либо!
Воспитатель: Опыты – это те знания и навыки, которые появляются в процессе впечатлений, наблюдений и практических действий. Ребята, а вы знаете, где проводят опыты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Совершенно верно! Молодцы! А что такое лаборатория?
Дети: Лаборатория - это оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.
Воспитатель: Вот сейчас мы с вами и отправимся в лабораторию.
Динамическое упражнение «Прогулка»
(Под музыкальное сопровождение)
Раз-два-три, раз-два-три —
По дорожке мы пошли. (Шаг марша)
Петлять тропинка начала среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв. (ходьба «змейкой»)
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали. (Прыжки с продвижением вперед)
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей. (Ходьба на носках, руки — в стороны)
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем.
Вот и здание увидали, и к нему все побежали. (Бег по кругу)
Подбежали, отдохнём – носиком сейчас вдохнём (Вдох через нос – выдох через рот)
(подходят к столам)
Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Прежде чем начать проводить опыты, что нужно сделать?
Дети: Надеть специальную одежду. (надевают фартуки)
Воспитатель: Ну что начнем? Давайте прочитаем следующее задание (снимает листок с заданием)
Задание на листке: «Расскажите о воздухе»
Воспитатель: Мы с вами говорили о воздухе, о том, как он важен для всего живого на нашей планете. Для кого и чего же он важен?
Дети: Для растений, животных и человека.
Воспитатель: А сегодня мы с помощью опытов попробуем понять, какой же он – такой важный для нас воздух! Попробуем определить его свойства. Кто мне покажет воздух? Я его не вижу. А вы его видите? Ты видишь, а ты видишь? (ответы детей)
Воспитатель: Как же можно увидеть его? Сейчас я вас научу. У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Что в них?
Дети: они пустые.
Воспитатель: Смотрите, какие они тонкие. А теперь вы наберите в пакет воздух и зажмите его. Что стало с пакетом?
Дети: Он надулся.
Воспитатель: Что в пакете?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Он полон воздуха, на что похож пакет?
Дети: На подушку. Воздух занял все место в пакете.
Воспитатель: Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал…
Дети: Тонким.
Воспитатель: Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Воздух прозрачный и невидимый, чтобы его увидеть, надо его поймать.
Воспитатель: И мы смогли это сделать: поймали воздух, заперли его в пакете, а потом выпустили. Где люди используют «запертый» воздух?
Дети: Надувные матрасы, лодки, спасательные круги и т. д (отвечают, рассматривая картинки с изображением предметов, которые можно надуть)
Воспитатель: Где ещё люди используют воздух?
Дети: Насос, пылесос, фен, очиститель воздуха (отвечают, рассматривая картинки с изображением предметов)
Воспитатель: Молодцы! Берём следующее задание.
Задание на листке: «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ВОЗДУХ?»
Воспитатель: Давайте выяснять. У вас на столе есть предметы:
Камень, губка, кусочек кирпича, сахар – рафинад, комок сухой земли.
Как вы думаете, есть ли в них воздух?
Дети: Есть!
Воспитатель: Давайте проверим!
Опускаем в воду губку и слегка надавим на нее. Что вы видите?
Дети: В воде появляются пузырьки.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за пузырьки?
Дети: Это и есть воздух.
(Идентично проводятся опыты с другими предметами)
Воспитатель: Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов. Его вытеснила вода.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В предметах есть воздух.
Воспитатель: Можно приступать к следующему заданию.
Задание на листке: Есть ли воздух в человеке?
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Подуйте сначала потихоньку, а затем подуйте сильно – сделайте бурю.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Молодцы! Приступаем к следующему заданию:
Задание на листке: Как получается ветер?
Воспитатель: У вас на столе есть салфетки. Подышим на салфетку. Очень сильно вдыхаем и выдыхаем воздух. Что мы видим?
Дети: Мы видим, что салфетка шевелится, как листья на деревьях. Воспитатель: А мы знаем, что листья качаются от ветра. Откуда у нас появился здесь ветер?
Дети: Это мы вдыхали и выдыхали, и получился ветерок.
Воспитатель: Значит, воздух движется, получается что?
Дети: Получается ветер.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод.
Дети: Воздух движется и получается ветер.
Воспитатель: Хотите ещё устроить ветер?
ИГРА: «КОРАБЛИКИ»
Воспитатель: У меня есть ёмкость с водой и вот такие красивые кораблики. Давайте их пустим на воду. Что вы видите?
Дети: кораблики стоят.
Воспитатель: А теперь подуйте. Что происходит с корабликами?
Дети: Они плывут.
Воспитатель: Ветер, созданный потоком воздуха из груди, движет кораблики.
Дети: Мы видим, что воздух может перемещать предметы.
Воспитатель: Посмотрим, следующее задание.
Задание на листке: «Может ли воздух передавать запахи?»
(демонстрирует воспитатель)
Воспитатель: А как вы думаете, а может ли воздух передавать запахи?
Дети: Незнаем (да).
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (показывает апельсин)
Дети: Апельсин
Воспитатель: Вы ощущаете запах?
Дети: Нет
Воспитатель: (разрезает апельсин). а теперь?
Дети: Да
Воспитатель: Почему сейчас вы ощущаете запах?
Дети: Запах разлетелся по группе, значит воздух может перемещать запахи.
Воспитатель: Ребята, на шариках больше нет заданий и мы с вами заканчиваем работу. Что мы с вами выяснили и узнали? (показ картинок каждого опыта)
Дети:
-Что воздух прозрачный, бесцветный (Картинка с опытом)
-Выяснили, что воздух есть в предметах и в человеке. (Картинка с опытом) -Так же мы знаем, что воздух передвигать предметы. (Картинка с опытом)
-Мы выяснили, что воздух может передавать запахи. (Картинка с опытом) .
Воспитатель: Молодцы! Мы положим наши ответы в конверт и повесим на шарики. Нам пора возвращаться в группу.
Воспитатель: Ребята вы отлично справились с заданиями, вы настоящие ученые и исследователи. За ваши открытия я присваиваю вам звание «Юный исследователь». (Музыка для вручения эмблем. Вручение детям эмблем.)
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Когда, мы с вами выйдем на улицу - отправим шарики к Незнайке в его Солнечный город. Но прежде, давайте попрощаемся с гостями.
Дети: До свидания!