Ольга Суворова
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Играем с Машей и Медведем»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественно- эстетическая
Цели: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах; знакомить детей с делением фигур на части; формировать умение отгадывать загадки. Воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать). Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление, произвольную память.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе „Играем с Машей и Медведем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Целевые ориентиры дошкольного образования : имеет элементарное представление о геометрических фигурах; умеет правильно разделить фигуры на части; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижных игр.
Демонстрационный материал:
Куклы Маша и медведь, геометрические фигуры, образец физкультминутки.
Раздаточный материал:
Геометрические фигуры, раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости.
Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку.
Слушайте внимательно:
Сидит в корзинке девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая
Несет ее домой.
Воспитатель:
- Из какой сказки гости, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они.
Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.
2. Отгадывание загадок.
Ребята, смотрите, у Миши и Маши есть конверты, в которых написаны задания. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя?
Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т. к. она девочка, а девочкам надо уступать.
Берем конверт, открываем и читаем:
«Ну - ка, детки, не зевайте и загадки отгадайте».
Загадка:
Брат мой маленький, Сережа,
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие. (фигуры)
- Правильно, это фигуры, а мы с вами знаем названия фигур? Поэтому Маша приготовила нам загадки про фигуры, давайте их отгадаем.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -. (треугольник)
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы. (овал)
Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник … (трапеция).
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? … (ромб).
Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
3. Деление геометрических фигур на части.
Педагог складывает прямоугольник, убеждая детей в равенстве частей. «Получились 2 равные части. Вот одна половина прямоугольника, а вот другая половина. Что я сейчас показала? (Части прямоугольника) Сколько всего половин(2) «Половина — это одна из 2 равных частей целого. Половинами называют обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целом прямоугольнике? (2). Как я получила 2 равные части? (Согнула пополам). Что больше: целая полоска или одна из 2 равных ее частей? (Целая). Что меньше: целая полоска или одна из ее половин? (Часть).
Воспитатель – показывает способ деления прямоугольника на равные части путем складывания (сгибания) его пополам (на 2 части) и еще раз пополам (на 4 части).
Демонстрируя возможность деления предмета как на 2 равные, так и на 2 неравные части, детям дает представление о том, что 1 из 2 частей целого называется половиной, половинами являются обе равные части. Если предмет разделен на 2 неравные части, то их нельзя назвать половинами. Воспитатель объясняет, что если круг разделить на 2 половины, то получится полукруг.
Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!
- Давайте, теперь посмотрим, какое задание у Миши.
Открываем конверт и читаем задание : «Нужно разделить геометрические фигуры на части»
1. Разделить квадрат на 2 равных треугольника.
2. Разделить прямоугольника на 4 равных части.
3. Разделить круг на 2 полукруга.
4. Разделить круг на 4 равных части.
4. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)
- Посмотрите, ребята, какое интересное задание нам придумала Маша. Давайте с вами встанем и выполним физкультминутку по рисунку.
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
5. Загадки от Маши и Медведя.
- Ребята, а Миша, тоже от Маши не отстает и тоже приготовил вам загадки – задания, нужно внимательно слушать и выполнять на своих листах то, что задает Мишка
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)
Эта фигура брат нашему квадрату
Но у него только по две стороны равны,
А углы все одинаковы (прямоугольник)
Это месяц в облаках
И пол - яблока в руках.
Если круг разломишь вдруг,
То получишь (полукруг).
6. Пальчиковая игра «Котята» ( автор: Пахомова Е. В.)
- Вот еще задание от Маши.
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу, локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).
Воспитатель:
- Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?
- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?
- А сколько кружков?
- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.
7. Практическая работа «Геометрическая раскраска».
- Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.
- Сколько кружков?
- Сколько треугольников?
- Сколько квадратов?
- Сколько прямоугольников?
8. Итог занятия, рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.
- Маша и Медведь благодарны вам за то, что вы так хорошо занимались. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты). Посмотрите, сколько яблок, а нас сколько? На всех хватит? Что нужно сделать, чтобы на всех хватило?
Воспитатель разрезает яблоки и угощает детей