Иванова Татьяна
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Звук «Ш» и буква [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»
Задачи:
Образовательные задачи :
Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».
Закрепить произношение звука «ш» в словах и предложениях.
Выкладывать слова с буквой «ш».
Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов.
Познакомить с буквой «ш».
Упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлении схем предложения.
Учить детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте „Звук „Ш“ и буква [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Развивающие задачи:
Развивать фонематический слух, внимание и память.
Развивать навыки чтения слогов и коротких слов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.
Воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Предварительная работа:
· Проведение занятий по обучению грамоте по плану.
· Разучивание чистоговорок.
· Беседа с детьми.
· Словесные игры.
Методы и приемы:
· Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквы и слоги, выложенные на мольберте).
· Словесный (художественное слово, вопросы к детям).
· Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).
Материалы и оборудование:
· Предметные картинки.
· Схемы.
· Тетради.
· Карандаши.
· Мяч.
· Буквы.
· Мольберт.
Ход занятия.
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются)
Приветствие:
Собрались все дети в круг.
Я- твой друг,и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие.
Разминка:
- Какое сейчас время года? (зима)
-Назовите, какая может быть зима (суровая, холодная, лютая, светлая, морозная, ветреная, снежная, долгая, серебристая, белоснежная, волшебная)
-Что может быть зимним? (вечер, день, ветер, мороз)
-Из чего состоит наша речь (из слов)
- Из чего состоят наши слова (из звуков)
- Какие бывают звуки (гласные, согласные)
-Что вы можете сказать о букве (видим, пишем)
-Что вы можете сказать о звуке? (слышим, произносим)
Игра «Измени слово»(дети сидят на ковре) :
- Дети, придумайте короткое слово, измените слово так, чтобы в нем было два слога, три слога (снег, снежок, снежинка).
Игра «Повтори чистоговорку» :
- Встанет тот, кто правильно произнесет чистоговорку:
Ша – ша- ша – шапка, шахматы, лапша.
Ши-ши-ши – шило, шина, камыши.
Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.
Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши.
Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.
- Дети, какой звук повторялся в чистоговорках?
Показ буквы, которая обозначает звук «ш» :
артикуляция и характеристика звука «ш» (согласный, произносится трудно, мешают зубы,шипит).
Игра «Поймай звук «ш» :
Среди других звуков
-В слогах;
-В словах (снег, малыш, мясо, шуба, стена, ландыш, вышка, забор, пышка, сова, кошка, бусы, мошка, ложка, ватрушка, камыши).
Назовите имена со звуком «ш» : (Саша, Маша,Даша, Паша, Наташа, Андрюша, Танюша, Валюша)
Выберете слова со звуком «ш» в чистоговорке:
«Шли, шли – пирог нашли. Сели, поели – опять пошли».
Игра «Проговори чистоговорку» :
-Нужно проговорить чистоговорку в соответствии с картинкой.
Игра «Измени слово» :
- Ребята,измените слово так, чтобы в нем появился звук «ш» :
Хлеб – хлебушек, орехи – орешки, муравей – муравьишка, воробей – воробушек, корова – коровушка, горох – горошек, рыба – рыбешка, петух - петушок, мальчик – мальчишка, камни- камешки, мама – матушка.
Физкультминутка «Белая зима» :
Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода,
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном,
АДед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
Воспитатель:Ребята, предлагаю вам сесть за столы. Сегодня мы будем читать слоги со звуком «ш», затем слова (Шар, шум, Шура, Паша,Мура, Рамы).
- Прочитаем предложения с помощью картинок:
У Шуры (яблоко)
У Мары (груша)
У мамы (тарелка)
У папы (книга)
На мольберте надпись: «У Шуры яблоко».
Воспитатель:Что это? (предложение)
Зарисуем схему предложения.
Назовите первое слово, второе, третье.
- Сколько в нем слов(3)
- Какое оно длинное или короткое (короткое)
- А как сделать так, чтобы в этом предложении стало больше слов (добавить слова).
Игра «Прошагай» :
Придумываем длинное предложение и определим, у кого длиннее предложение.
Игра «Живые слова»(работа за столами) :
- Найдите местоположение звука в словах (шары, Паша, шалун, малыш, шалаш, шуба, Шура, мышка, вышка, ландыш, камыш, мошка, шапка, рубашка).
-Звукобуквенный анализ слов (шары, Шура, шорох. мышка, пышка, пушка).
Графический диктант (работа в тетрадях) :
4 к. вверх, 1к. вправо,3к. вниз, 1к. вправо,3к. вверх, 1к. вправо, 3к. вниз, 1к. вправо, 3к. вверх, 1к. вправо, 4к. вниз, 5к. влево.
Воспитатель:Предлагаю всем встать в круг.
Игра «Договори предложение» : (добавляется словосочетание «мышка с мышатами» в разных падежах)
Маша побежала к лесу и увидела мышку с мышатами.
Она подошла поближе к мышке с мышатами.
От Маши спряталась в норку мышка с мышатами.
Маша обежала всю опушку и не нашла мышку с мышатами.
Маша очень жалела, что не смогла подружиться с мышкой с мышатами.
Рефлексия занятия:
-Спасибо вам, ребята, за старание. Вы все хорошо поработали сегодня, молодцы! Что вам больше всего понравилось? Какие задания вызывали у вас затруднения?