Катерина Салова
Конспект организованной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе в форме игры-путешествия «Тридесятое царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по математике для подготовительной группы.
Составила воспитатель
МДОУ ЦРР детский сад №15 «Орленок»
Салова Екатерина Викторовна
Игра - путешествие «Тридесятое царство»
Публикация «Конспект организованной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе в форме игры-путешествия „Тридесятое царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Конспект организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
Игра-путешествие «Тридевятое царство».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка.
Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, восприятие музыки.
Тема: Тридесятое царство
Цели: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Задачи:
формировать навыки вычислительной деятельности;
закреплять умение решать задачи на сложение и вычитание;
совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
закрепить умения отгадывать математическую загадку;
закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур;
создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
учить ориентироваться на плоскости;
активизировать словарь детей.
Дидактический материал:
Ламинированные листы бумаги, разлинованные по клеточкам, фломастер, картон с горизонтальной линией. Палочки Кюзенера, танграм, указка, песочные часы, свиток, шкатулка, экран, проектор, ноутбук, карточки с геометрическими фигурами.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети встают вокруг воспитателя полукругом.
В: Ребята, я получила послание от Василисы Премудрой. Давайте я вам его прочитаю.
Чтение письма.
«Дорогие дети! Зову вас на помощь! Спасите меня, василису Прекрасную, от злого и коварного Кащея Бессмертного. Он заточил меня в темнице Тридевятого царства. Освободить меня Вам помогут ваши знания, умения и смекалка!»
Ну что ребята. Освободим Василису Прекрасную из темницы?
Д: Да!
В: Ребята, но ведь, чтобы попасть в тридевятое царство нам нужно воспользоваться транспортом. Скажите мне, пожалуйста, какой транспорт нас быстрее всего доставит в Тридевятое царство?
Д: Самолет, поезд.
В:ребятки, но чтобы попасть в сказку нам нужен сказочный транспорт, а кто знает на каком транспорте передвигаются сказочные герои?
Д: Летучий корабль, печка, серый волк, сапоги скороходы, ковер-самолет…
В: Правильно, тиак, чтобы узнать на каком же транспорте мы отправимся в путешествие, нам нужно будет выполнить задание. Я вам сейчас раздам билеты, на каждом из них геометрическая фигура, вам надо найти у кого есть такая же, и вы пройдете за столы, на которых изображена ваша фигура.
Д: (ищут пару и садятся по местам).
В: пройдите за свои столы. Садьте удобно. Давайте перед выполнением задания разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы капустку рубим-рубим, (ребрами ладоней рубим капусту)
Мы капустку солим- солим, (показываем словно солим)
Мы капустку трем-трем (кулачками трем друг о друга)
Мы капустку жмем-жмем. (сжимаем и расжимаем кулачки)
В: Ребята, посмотрите, перед вами ледит большой лист, разделенный на клеточки и фломастер. Сейчас вы будете выполнять задание – рисовать, и те ребята, которые правильно все сделают узнают на каком транспорте мы отправимся в путь.
При выполнении задания необходимо быть внимательным, уверенным.
Возьмите в руки фломастер, найдите на листе синюю точку.
От этой точки отсчитайте вправо 10 клеточек и проведите прямую линию.
Отсчитайте вниз 6 клеточек и проведите прямую линию.
Далее отсчитайте 10 клеточек и провелите прямую линию.
А теперь соедините последнюю точку и синюю.
Ребята, что же у нас получилось?
Д: Прямоугольник.
В: Как вы думаете на какой сказочный транспорт он похож?
Д: На ковер-самолет.
В: А для того, чтобы наш ковер самолет стал сказочным давайте его украсим.
• В правом нижнем углу нарисуйте треугольник
• В нижнем левом углу нарисуйте квадрат
• В правом нижнем углу нарисуйте прямоугольник
• В левый верхний угол поместите овал
• А в центре расположите круг
Ковер самолет готов к взлету, но для того, чтобы он взлетел надо сказать волшебный пароль: Какое число, месяц, день недели.
Д: (называют дату, день недели, год)
В: Ну, что отправляемся в полет? Давайте с вами закроем глаза и прохлопаем 5 раз в ладоши, считая вслух.
Д: Один, два….
В: Откройте глаза (На экране появляется тридевятое царство). Вот мы и прилетели. Но для того, чтобы спустится с ковра самолета, необходимо построить лесенку. Возьмите цветной картон и положите его пред собой так, чтобы вертикальная (зеленая) линия была с левой стороны. У вас на столах лежат цветные палочки. Выкладывать палочки нужно снизу вверх, начиная с самой длинной, прикладывая один конец строго к зеленой линии. (Инструкция сопровождается показом) Будьте внимательны, распределяйте палочки верно.
В: Молодцы, какого цвета самая длинная палочка?
Д: Оранжевая.
В: А какого цвета самая короткая?
Д: Белая.
В: Теперь мы можем спустится, а чтобы нам хватило сил на освобождение Василисы Премудрой, давайте сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Через высокие горы (Поднимаем руки вверх,
Через широкие долы (Разводим руки в стороны,
Через леса дремучие (Съеживаемся словно боимся,
Через синие моря (Руками делаем волны,
В царство сказок мы идем (Шагаем на месте,
Дружно песенку поем (Шагаем на месте).
Много нас (Разводим руки в стороны)
Кащей один (Показываем указательный палец)
И его мы победим! (Поднимаем руки вверх).
В: Ребята, вот мы и подошли к тридевытому царству, которое обнесено высоким забором, на дубовых воротах висит замок. (На экране появляются ворота с замком) Открыть замок нам помогут наши знания. Для этого небходимо решить задачи. Свой ответ обозначьте с помощью цифр из числового ряда, который лежит перед вами.
Решение веселых задачек. (Решение задач сопровождается показом на экране)
Оглянуться не успели,
Яблоки в саду созрели,
Три румяных наливных,
Три с кислинкой - сколько их? (6)
На забор взлетел петух,
Повстречал еще там двух,
Вы ответьте мне, ребята,
Сколько стало петухов? (3)
Десять спелых груш
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (8)
Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4)
В: Молодцы, замок открыли. (На экране открывается замок и появляется кот на дубе) Перед нами могучий дуб, а на нем золотая цепь, по цепи ходит Кот – ученый. Он подскажет нам, как добраться до Кащея – Бессмертного, но нужно отгадать его загадки. (На экране появляется дуб, на его кроне набор цифр) Посмотрите, на кроне дерева набор цифр, и кот хочет, чтобы вы составили число 7. Из каких 2 цифр можно составить число 7?
Д: 1 и 6; 6 и 1; 2 и 5; 5 и 2; 3 и 4; 4 и 3.
В: Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, но посмотрите внимательно на неша дерево, все ли цифры мы использовали?
Д: Нет!
В: Какие остались?
Д: 8,9.
В: А кто назовет мне соседей числа 8?
Д: 7 и 9.
В: Скажите мне предыдущее число 9?
Д:8.
В: Назовите последующее число 9?
Д: 10,
В: И с этим заданием мы справились! Молодцы, угодили Коту ученому, он рассказал мне, что помочь нам сможет победить Кащея Бессмертного Золотая Рыбка, если мы ее сможем найти, а для этого нужно сложить из геометрических фигур рыбку по ее графическому рисунку. На выполнение задания вам дается 1 минута, а отсчитывать ее будут песочные часы. (Выставляются песочные часы).
Из каких геометрических фигур состоит зоотая рыбка? (На экране появляется Золотая рыбка, выложенная из танграмма «Веселый треугольник»)
Д: Из треугольников.
В: А сколько их?
Д: 8.
В: Правильно! Ребята, Золотая рыбка хочет узнать внимательны ли вы? Золотая рыбка поможет нам, если вы выполните ее задание. На экране вам надо найти лишний предмет и объяснить свой выбор. (На экранепоочереди появляются 5 карточек с заданиями). Но прежде, чем выполнить это задание, давайте сделаем с вами гимнастику для глаз, чтобы наши глазки отдохнули.
Гимнастика для глаз.
Глазки подняли – вверх посмотрели – это деревья в лесу,
Глазки закрыли и поморгали – ветер сбивает росу.
Влево и вправо, влево и вправо – это к нам птицы летят.
Солнышко светит, птички щебечат (глаза двигаются по кругу)
Как хорошо нам в лесу (моргание).
В: Ребята, вы сегодня справились со свеми сложностями, которые встечались на нашем пути, были внимательными, сосредоточенными. А вы помните дети, что Золотая рыбка исполняет желания, теперь мы можем загадать желание, и рыбка его исполнит. Давайте попросим рыбку перевоспитать Кащея Бессмертного и отпустить Василису Премудрую из темницы. (На экране появляется Василиса Премудрая).
Вот мы и выручили Василису Премудрую, а Кащей стал добрым и великодушным, тепрь мы можем вернуться обратно в детский садик. Для этого давайте закроем глазки, посчитаем от 10 до 0, сделаем глубокий вдох и откроем глаза.
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 вздох…. Вот мы и в садике!
Вот мы и выручили сказочных героев. А Кащей Бессмертный стал добрым и великодушным.
Давайте мы поговорим о своих впечатлениях.
Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии и почему?
А что вам понравилось?
Что для вас было трудным?
Мне понравилось, как мы с вами путешествовали. Мы преодолели много препятствий, где вы показали себя умными, внимательными, сообразительными. Вы все молодцы.
Самоанализ НОД по освоению образовательной области познания
формирование элементарных математических представлений.
На вводно-организационном этапе НОД я создала условия направленные для формирования интереса, концентрации внимания детей, раскрытии образовательных задач и формировании у дошкольников умений слушать и руководствоваться указаниями воспитателя. Для этого были использованы музыкальное сопровождение, игровой прием по созданию проблемной ситуации.
Мотивацией к деятельности стала дидактическая игра - моделирование карты. Дошкольники, участвуя в создании карты Тридесятого царства, закрепили умения ориентироваться в пространстве и в прочитанных сказках.
В процессе актуализации знаний дети продолжили закреплять навыки порядкового счета и слогового чтения при расстановки чисел цифрового ряда. Дидактическая игра «Транспорт», позволила дошкольникам сделать вывод о виде транспорта, на котором они отправятся в путешествие.
В упражнении «Открой замок» дети отрабатывали умение решать задачи на сложение и вычитание.
В упражнении «Ученый кот» продолжали закреплять состав числа 10 с использованием числового отрезка.
В ходе НОД были использованы 2 динамические паузы, для предупреждения утомления, проведенных в форме физкультминутки, которые позволили детям снять физическое и эмоциональное напряжение.
Выполняя практическую работу в парах, дошкольники закрепляли знания о геометрических фигурах и умения составлять из них золотую рыбку, используя ее графический рисунок. Здесь происходит формирование коммуникативных навыков, навыков контроля и самоконтроля.
На заключительном этапе подводятся итоги НОД в форме беседы. Дети высказываются по поводу полученных знаний, качества выполненной работы, осознают себя, как участника познавательного процесса и оценивают свое эмоциональное состояния.
В ходе непосредсвтенно образовательной деятельности использовались формы работы с детьми групповая и парная. Цель НОД была достигнута – дети в ходе игры – путешествия закрепили математические знания и умения, полученные ранее. Интеграция образовательных областей познание, коммуникация, социализация, музыка помогла решить все поставленные задачи.