Надежда Ивановна Копейкина
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Помогите Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для обобщений, систематизации знаний и умений по математике.
Задачи:
Образовательная:
- Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 20 (прямой и обратный счет) .
- Продолжать учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков.
- Закреплять знания геометрических фигур.
- Совершенствовать навыки измерения длины предметов с помощью условной меры.
- Упражнять в счёте предметов по осязанию.
Развивающая:
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе „Помогите Буратино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, умение расставлять знаки больше, меньше, равно; внимание, память, логическое мышление.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к математике, умение работать в парах, чувство коллективизма.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: письмо Буратино; крупный счетный материал на магнитах; магнитная доска, цифры и математические знаки, 3 обруча; "яблоки" красного, желтого, зеленого цветов - матерчатые круги, в которые зашита фасоль (по 3, 5, 7 шт. в каждом, карточки с изображением геометрических фигур; цветные карандаши, образец для игры "Украсим платочек".
Раздаточный материал: карточки с игрой "Кто поймал рыбку" (по количеству детей, листы белой бумаги,разноцветные цветочки, листочки с заданием "Сравни числа", цветные карандаши счётные палочки, полоски картона разного цвета и разной длины, смайлики, раскраска «Буратино»
Ход занятия:
Мимическая гимнастика
Встаньте прямо,
Распрямитесь,
Удивитесь,
Рассердитесь,
Улыбнитесь
И садитесь
Воспитатель: Дети, настроение у нас хорошее. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Воспитатель:
- Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, я увидела вот это письмо.
Показывает красочно оформленный лист бумаги, с изображением Буратино.
- Посмотрите - это письмо от Буратино, давайте его прочитаем.
Читает письмо Буратино.
"Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Папа Карло мечтает, чтобы я пошёл в школу. Но для того, чтобы это произошло, мне нужно выбраться из страны дураков. А выбраться оттуда я смогу только в том случае, если справлюсь с заданиями. Но мне задали такие сложные задания по математике, которые я совсем не смог сделать. Я очень огорчился от того, что оказался таким неумехой. Ребята, высылаю вам эти математические задания в письме".
- Дети, здесь и правда написаны какие-то задания.
- Зачем Буратино написал эти задания вам? (Ребята предлагают помочь Буратино в выполнении трудных заданий) .
- Как Буратино узнает, что вы помогли ему? (Дети предлагают написать ответное письмо)
Когда решение проблемной ситуации найдено, педагог предлагает детям приступить к выполнению заданий Буратино.
Задание 1. «Кто поймал рыбку»
Цифры перепутались, соедините цифры по порядку от 1 до 20. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, кто поймал рыбку.
Дети соединяют по порядку цифры на заранее подготовленных листках.
Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и продолжает занятие:
-Ребята, давайте повторим прямой счет от 10 до 1. (Воспитатель передаёт мяч ребёнку, сидящему в первом ряду, и называет «10», тот передаёт его товарищу, называя следующую цифру)
Задание 2. Составьте задачи на сложение и вычитание.
Воспитатель:
-Ребята, вы помните, что мы делали на прошлом занятии математикой? (Учились решать задачи) .
-Верно, поэтому мы сможем помочь Незнайке и составим для него нужные задачи. Но сначала давайте вспомним, из каких частей состоит задача.
- Условие, вопрос, решение, ответ.
Далее воспитатель предлагает детям составить задачу с синими воздушными шарами (используется демонстрационный счетный материал на магнитах) .
-У Саши было 4 больших мяча (выкладывает на магнитной доске демонстрационный материал).
Лена подарила Саше еще 1 маленький мячик.
Педагог приглашает к доске ребенка, который прибавляет еще один мяч.
-Ребята, мячиков стало больше или меньше? (больше).
-А теперь давайте сделаем запись к нашей задаче.
Воспитатель выкладывает на доске решение задачи одновременно с детьми.
Какой математический знак нужно использовать в нашей задаче - плюс или минус? (плюс). Скажите, какой вопрос будет у нашей задачи? (Сколько мячиков стало у Саши) .
-Какой математический знак покажет решение задачи? (знак равно) .
Затем воспитатель предлагает детям составить задачу на вычитание. При этом используется другой демонстрационный материал: яблоня с прикреплёнными к ней яблоками.
Воспитатель приглашает к доске ребенка, который выкладывает решение задачи.
-Вы справились с заданием! Молодцы!
- Ребята, Буратино прислал нам те задачи, которые он не смог решить. Сейчас я буду вам читать эти задачи, а вы с помощью цифр покажите мне ответ к каждой задаче.
Игра «Молчанка»
1. Два щенка-баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три щенка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько собралось друзей?
2. На блюдце у Андрюши
четыре жёлтых груши
Есть Андрюша захотел,
и две груши съел( 4-2=2)
3. Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Училось сорок?
Задание 3. Разложи яблоки в корзинки.
Ребята, с нашего волшебного дерева упали 10 яблок. Буратино просит помочь ему разложить их в корзинки.
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, где разложены три обруча с цифрами 3, 5 и 7 в центре - это "корзины", а на детском столе лежат "яблоки" с фасолью внутри. В зеленых яблоках - по 7 шт., в красных - по 5 шт., в желтых - по 3 шт.
- Ребята, в яблоках разное количество семечек. Вы должны на ощупь сосчитать, сколько семечек в яблоке, а потом встать рядом с той корзинкой, где лежит цифра, которая показывает количество семечек в вашем яблоке.
-Возьмите каждый по одному яблоку и начинайте считать.
Дети выполняют задание и встают рядом с нужной "корзиной".
Воспитатель уточняет у ребят, сколько семечек в их яблоках, какая цифра показывает количество семечек, хвалит за старание, а затем предлагает прочитать письмо дальше.
Задание 4. «Выбери нужную дорожку»
Ребята, чтобы попасть домой, Буратино нужно правильно выбрать дорогу. Длина этой дорожки- 3 условные меры (счётные палочки). У вас на столах лежат несколько полосок разного цвета. Давайте измерим их с помощью счётной палочки и найдём нужную дорожку. Как будем измерять?
- Кладём палочку от начала полоски и карандашом отмечаем место, где она закончилась. К этой точке опять прикладываем палочку. И так до конца дорожки.
Задание 5. «Украсим платочек»
Ребята, Буратино захотел сделать для Мальвины в подарок платочек, но его нужно правильно украсить. Давайте ему в этом поможем.
У детей на столах лежат листы
Инструкция: в правый верхний угол положите красный цветочек;
в левый нижний угол положите синий цветочек;
в середину положите жёлтый;
в левый верхний положите зелёный;
в правый нижний оранжевый.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проверьте себя. Оцените правильность выполненной вами работы с помощью Солнышка (улыбается - всё правильно, прямой ротик - есть ошибки, уголки рта опущены - всё неправильно)
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Пола ручками коснитесь,
Сели- встали, сели - встали
И на месте побежали
Задание 6. «Сосчитай и заштрихуй»
-Заштрихуйте треугольники зеленым цветом, круги - синим, прямоугольники - красным, квадраты – жёлтым, а овалы - коричневым цветом. Посчитайте количество фигур и запишите нужную цифру в пустой квадратик рядом с изображением фигуры.
Задание 7. «Сравни числа»
В рабочей тетради в клеточку поставьте нужные знаки, сравнив написанные числа.
Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания Незнайки и смело можем отсылать ему письмо с правильными решениями.
- Скажите мне, какие же задания для Буратино мы выполнили?
- Что для вас сегодня было сложным?
Оцените свою работу на занятии с помощью смайликов.
В благодарность за нашу помощь Буратино прислал вам вот эти раскраски.