Шаповалова Евгения Леонидовна
Конспект организованно-образовательной деятельности в средней группе «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованно- образовательной деятельности
Тема: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
Задачи: Продолжать направлять детей на активное освоение культурного богатства своего народа. Закрепить и расширить знания детей о самоваре, На основе сравнения трёх самоваров (декоративного резного, расписного и ранее знакомого самовара) закрепить знания детей о строении самовара, деталях (ручки, ножки, кран). Расширить знания о том, из какого материала моет быть сделан самовар, с какой целью самовары делают: электрические для использования в быту, декоративные - для подарка, украшения, сувенира.
Публикация «Конспект организованно-образовательной деятельности в средней группе „Фока воду кипятит и как зеркало блестит“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Дать детям знания о чаепитии, как о традиции.
Активизация словаря: самовар, ручки, ножки, кран, расписной, резной, деревянный, металлический, декоративный, подарок, сувенир. Воспитывать чувство причастности детей к духовному наследию прошлого.
Материал: 3 самовара, деревянный стол, 2 скамейки, чашки и блюдца по количеству детей, угощение, чай, 8 платочков.
Предшествующая работа: Дети рассматривали самовар, учили пословицы, поговорки, загадки о предметах быта; знакомились с народными играми; знакомились с цилиндром, конусом, учились распознавать их в предметах окружающей обстановки.
Ход ООД:
Хозяйка приглашает гостей в избу.
Ой, вы гой еси, красны девицы да добры молодцы!
Слушайте да глядите! Да не говорите, что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали! Приглашаю вас в избу народную!
В избе.
Я спешу, спешу, спешу, самовар в руках несу, самовар в руках несу,
Прибауточку пою: ой, чай, чай, чай! Гостя весело встречай,
Гостя весело встречай, прибауткой привечай!
- Ну что, красны девицы да добры молодцы, отгадаете ли вы мою загадку?
«Фока воду кипятит, да как зеркало блестит». (Самовар.)
-Вот какой у меня самовар на столе. А для чего нужен самовар (Чай пить.)
- Много лет тому назад изобрели самовар. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. А для растопки годилось всё : и щепочки, и шишки. Делали самовары круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. Одно время использовали самовар с 2-3 отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая.
-Послушайте загадку:
«Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо». (Самовар.)
-Почему вы думаете, что это загадка о самоваре? Что у него есть?
-Для чего нужны самовару эти части?
-Правильно, на 4 ножках самовар прочно стоит, за ручки его держат, а из крана наливают чай.
Русская народная пальчиковая игра «Гости».
-Самовары искусно украшались. Так ручки, кран, ножки самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и т. д.
-Ребята, а где вы видели самовар?
-Если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче.
-Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последнее время самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).
Показ трёх самоваров.
-Расскажите мне, чем похожи эти самовары?
-Правильно, у них одинаковые детали.
-Из чего сделаны эти самовары?
-Чем они отличаются?
-Из какого самовара можно чай пить, а какие самовары годятся только в качестве подарка? Почему?
-Какой самовар вам больше нравится и почему?
-Что с ним можно делать?
Исполняется песня «В гости к самовару» муз. З. Роот.
Приход в гости самовара.
-Здравствуйте, ребята, кто я?
-У нас три самовара, мы знаем, что с ними можно делать, а вот такой самовар видим впервые. Что же с тобой делать?
-А со мной можно танцевать. А вы знаете пословицы и загадки обо мне?
Расскажите, а я с вами потанцую.
Самовар кипит, уходить не велит.
Где чай, там и под елью рай.
Хочешь чаю хлебнуть, про меня не забудь.
Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода.
-Молодцы, ребята.
Танец с платочками.
-Сверху пар, снизу пар-
Шипит русский самовар.
Милости просим на чашку чая! Вот так мы живё м:
Пряники жуём, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем!
-Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором.
Дети пьют чай из самовара.
- А умеете ли вы, ребята, отгадывать загадки? Сейчас узнаем.
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт, а сам в угол идёт. (Ухват).
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга).
Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка. (Изба, печь, зола, огонь).
У неё в печурочке золотые чурочки. (Печь).
Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву срезает. (Коса).
Что берёт сено тремя зубами. (Вилы).
Для кудрей и хохолков целых 25 зубков.
И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Гребень).
-Молодцы, ребята. Понравилось мне у вас, но пора и честь знать! До свидания!
Самовар уходит.
Дети говорят «спасибо» за чаепитие.