Нелли Николаевна Костюкова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая.
Вид НОД: познавательно-исследовательская.
Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.
Цели: Расширить знания детей об окружающем мире: свойства воздуха, его возможности, его признаки, анализировать, устанавливать связи между явлениями природы, действиями человека.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Познание:Закрепить и пополнить знания о свойствах воздуха. Совершенствовать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств.
Речевое развитие: Закреплять навыки правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения, ясно, понятно излагать свои мысли, развивать диалогическую и монологическую речь. Пополнять активный словарь.
Словарь:кислород, скафандр, невесомый, безвоздушный, воздухосодержащий.
РАЗВИВАЮЩАЯ:Развивать образное и логическое мышление, умение делать выводы.
Физическое развитие:Развивать произвольное внимание. Снять эмоциональное и физическое напряжение.
Художественно-эстетическое развитие: Развитие театральных способностей, умения выразительно читать стихи, чувствовать себя раскрепощённо выступая перед публикой.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать любознательность, активность, интерес к опытной деятельности.
Социальное развитие: Подготовка ребёнка к школьной жизни: воспитание усидчивости, умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе; закреплять знания экологических проблем, важности сохранения экосистемы.
Методы воспитания и обучения:
Словесные: рассказ, объяснения, беседа.
Практические:практическая работы (опыты).
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Форма организации: групповая.
Дидактические средства:
• Демонстрационные: иллюстрации, воздушные шары, весы, 2 колбы, 2 глубокие пиалы, горячая вода, холодная вода, свеча, спички, банка.
• Раздаточный: целлофановые пакеты, мыльные пузыри, воздушные шары, стаканчики с водой, мелкие камни, губки, свистки, пробирки, дудочки.
• Вспомогательные: одушевлённый герой мультфильма.
План НОД:
1. Организационный момент
2. Практическая деятельность
3. Физкультминутка
4. Опытная деятельность
5. Подведение итогов.
Ход НОД:
Воспитатель приглашает детей в уголок комнатных цветов.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поухаживаем за нашими цветочками.
(начинает протирать листочки цветов, между делом продолжает спрашивать)
А для чего люди разводят цветы в помещении?
Дети: Они поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем, очищают его и отдают нам кислород.
Воспитатель: Правильно, ребята, вы абсолютно правы!
(Слышится стук в дверь)
Ребята, вы слышали? Кажется к нам кто-то в гости пришёл?
Открывает дверь, входит ребёнок одетый в костюм Лунтика.
Здравствуй, дорогой гость, проходи, пожалуйста!
Лунтик: Здравствуйте! Вы знаете, кто я? (Дети:Лунтик)
А откуда я к вам прилетел? (Дети:С Луны.) Правильно.
Смотрю я на вас и удивляюсь, как вы ходите без скафандров?
На луне без скафандра ходить невозможно!
Воспитатель: Ребята, Лунтик вам правду говорит, посмотрите на экран.
Проецируется на экран иллюстрация «Человек на луне»
Дети: На луне нет воздуха, а у нас есть.
Лунтик: Ой, покажите мне свой воздух!
Дети:Мы не можем его показать, он невидимый!
Лунтик: Тогда дайте его пощупать.
Дети: Его нельзя пощупать!
Лунтик: А понюхать?
Дети: Он не пахнет сам по себе.
Лунтик: Тогда откуда вы знаете, что он вообще есть?
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас и Лунтика в нашу лабораторию, мы покажем Лунтику воздух.
Дети садятся за столы с раздаточным материалом.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, целлофановые пакеты. Вы видите, они плоские, там нет воздуха.
Теперь раскройте пакет, хорошо встряхните его и зажмите. Что теперь вы видите?
Дети: Пакет надулся! Там воздух.
Воспитатель: Правильно! А теперь возьмите мыльные пузыри, давайте с ними поиграем! (Дети пускают пузыри)
Лунтик: Теперь я вижу воздух в шариках! А как у вас получается воздух поместить в шарик?
Дети: Воздух есть внутри нас, в лёгких.
(При затруднении в ответе воспитатель помогает)
Воспитатель: А вы знаете, что объём лёгких у всех людей разный?
Хотите проверить? (Да) Мы с вами устроим соревнование «У кого больше объём лёгких». Возьмите воздушные шары, глубоко вдохните и хорошенько выдохните один раз, только крепко держите шарик, чтобы воздух из него не вышел. Теперь давайте сравним.
(Воспитатель тоже участвует вместе с детьми. Рассматривают шарики.)
Ребята, как вы думаете, почему ваши шарики примерно одинакового размера, а мой шарик самый большой?
Дети: Потому, что мы маленькие, а Вы большая.
Воспитатель: Правильно, ребята, я большая и мои легкие больше, чем ваши!
Ребята, как вы думаете, а воздух есть только в живых существах?
Дети: Нет, в неживых предметах тоже бывает воздух!
Лунтик: Как это может быть? В неживых предметах нет лёгких!
Воспитатель: Я предлагаю провести опыт. Подвиньте, пожалуйста, стаканчики с водой, возьмите камушек и бросьте его в воду. Что вы увидели?
Дети: Они утонули.
Воспитатель: А теперь возьмите губку и тоже бросьте её в воду. Что теперь вы видите?
Дети: Она плавает.
Воспитатель: Почему?
Дети: Она лёгкая, там много воздуха.
Воспитатель: Теперь нажмите на неё, что вы видите?
Дети: Пошли пузырьки, воздух выходит из губки и вымещается из воды.
Лунтик: Как здорово пузырьки поднимаются вверх, значит воздух невесомый?
Воспитатель: Нет, дорогой Лунтик! Воздух имеет вес. Чтобы в этом убедиться, я предлагаю его взвесить.
Воспитатель взвешивает сначала два пустых шарика,
чтобы дети убедились, что вес шариков одинаковый.
Затем один шарик надувается и вешается на весы – он перевешивает.
Ребята, почему шарик перевесил?
Дети: Потому, что мы его надули.
Воспитатель: Правильно, теперь вы убедились, что воздух имеет вес.
Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного разомнёмся.
Проводится физминутка.
Мы сидели, мы устали, воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись, хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два, чтоб не болела голова.
И, закончивши зарядку, встали дружно по порядку.
Воздух глубоко вдохнули, выдохнули
Тихо на места вернулись.
Лунтик:Жаль, что воздух нельзя понюхать или потрогать, может его можно хотя бы услышать? (дети отвечают)
Воспитатель: Ребята, давайте пройдём на места своей мини лаборатории и послушаем воздух.
Дети рассаживаются, берут звучащие предметы (свистульки, пробирки)
С разрешения воспитателя каждый показывает как звучит его предмет.
Воспитатель:Как красиво ветерок в нашей группе зазвучал! Ребята, а где ещё можно услышать ветер? (Дети отвечают, воспитатель сопровождает ответы илююстрациями).
Лунтик:Ребята, а я ещё заметил, что у вас в группе дышится легко и свободно, а когда я шёл к вам по улице, мне дышалось тяжелее, почему?
(Дети пытаются ответить на вопрос)
Воспитатель:Ребята, дело в том, что на улице мороз, а когда воздух охлаждается, он сжимается, наши лёгкие начинают меньше воздуха потреблять, а когда тепло, воздух расширяется, лёгкие расправляются и дышится свободно.
Сейчас я вам это продемонстрирую на примере опыта.
Воспитатель проводит опыт:
Надевает на горлышко бутылки воздушный шар (в 2 экземплярах,
ставит бутылки в высокие пиалы.
На одну бутылку льётся горячая вода – шарик начинает надуваться,
на вторую бутылку льётся холодная вода – шарик втягивается в бутылку.
воспитатель объясняет происходящее,подводит итог.
Воспитатель:Ребята, вспомните, пожалуйста, когда нам ещё бывает трудно дышать?
Дети:Когда дым от костра, от машины, когда люди курят и др.
Воспитатель:Почему нам трудно дышать?
Дети:Воздух загрязнён.
Воспитатель:Правильно! Сейчас я вам покажу что происходит с воздухом во время загрязнения.
Воспитатель проводит опыт:
Зажигает свечу,
накрывает её банкой.
Воспитатель объясняет происходящее,подводит итог.
Воспитатель:Огонь не только дыму напустил, свеча потухла, потому, что воздух сгорел. Что будет со всем живым на Земле, если все заводы будут много дымить?
Дети отвечают.
Лунтик:А какую пользу приносит воздух, кроме обогащения лёгких кислородом?
Дети отвечают.
Воспитатель ответы сопровождает картинками.
Воспитатель:Ребята, вы молодцы! Вы у меня такие умненькие, и сегодня не только Лунтику рассказали про воздух, но и сами пополнили свои знания.
Давайте подведём итог, что мы теперь знаем о воздухе.
Воспитатель вызывает одного из детей,
он выкладывает логическую цепочку из мнемокартинок,
описывающие свойства воздуха. Воспитатель:Ну, что, дорогой Лунтик, мы понятно тебе объяснили, что такое воздух?
Лунтик:Да! Я теперь знаю, что воздух – это чем мы дышим
Через воздух звук мы слышим.
Он - прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней красит стёкла,
Он лежит на них каймой.
Мы о нём сегодня говорим, как он нам необходим.
Я так рад, что с вами подружился, мне хочется сделать вам подарок!
Лунтик вручает детям развивающую игру «Свойства предметов».