Марина Лумпова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства мыльных пузырей»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид:
НОД «Познавательное развитие»
Тема:
«Играя-экспериментируем»
*в подготовительной к школе группе
Цель:
Осуществлять системно-деятельностный подход в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Свойства мыльных пузырей“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Программное содержание:
1.Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей; со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образует плёнку.
2. Дать детям представление о свойстве одного предмета: тонет – не тонет (мандарин).
3. Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
4. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Предварительная работа: проведение игр-опытов «Воздух», «Магниты».
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, письмо, «посылки» с цифрами, карточки, клеёнка, полотенца бумажные;
на каждого ребёнка: накидки,бейджики, бутылки с водой, банки, мандарины, пакеты, поднос,стаканы, лупы, мыло ДЕТСКОЕ ЖИДКОЕ, детский шампунь, трубочки для коктейля, петли, сахар, ложки.
Индивидуальная работа: регулировать действия детей по запросу.
Словарная работа: активизация словаря: тонет не тонет, раствор, мыльная пена, обогащение словаря: игра-эксперимент, опыт, мерка, электронный Волшебник.
Организационный момент: 1-2 мин.
Словарная работа:
активизация словаря: тонет не тонет, раствор, мыльная пена
обогащение словаря: игра-эксперимент, опыт, мерка, электронный Волшебник.
Организационный момент: 1-2 мин.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Николаевна, а вас? (дети называют свои имена).
Воспитатель:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Что это?
(На экране появляется письмо. Воспитатель «подходит» и берёт его).
Воспитатель: Давайте прочтём, что в нём написано.
Ход занятия: 20 минут
Письмо: «Здравствуйте, девочки и мальчики! Я - электронный Волшебник.
Мне хочется с вами поиграть, в игры-эксперименты. Вот вам первое задание на ориентировку!»
Воспитатель: читает задание
Задание:
«Станьте лицом к окну.
Повернитесь направо,
Сделайте 4 шага, повернитесь направо,
Сделайте 2 шага, повернитесь налево и присядьте».
А вот и сюрприз!»
(Под стулом стоит ларец. Дети его открывают)
Воспитатель: Что это?
Дети: Накидки.
Воспитатель: Наденем накидки, теперь мы тоже волшебники, но не электронные, а настоящие. (Мотивация детей на образовательную деятельность)
На экране появляется волшебник
Воспитатель: Что ещё пишет электронный Волшебник? (достаёт карточку).
Волшебник: «Друзья мои, выполните задание на ориентировку и найдите посылку с цифрой 1»
Задание: «Найдите посылку» с цифрой 1
«Стать спиной к окну,
Два шага вперёд,
Повернитесь направо, отведите левую руку в сторону,
Ваша рука покажет направление,где искать посылку с цифрой 1.»
Дети: находят посылку и вскрывают вместе с воспитателем.
Воспитатель: Вот и записка:
Игра-эксперимент «Тонет-не тонет мандарин» (8 мин.)
Воспитатель: Посмотрите, дети, что приготовил электронный Волшебник для игры-эксперимента «Тонет – не тонет»?
Прежде чем выполнить игру-эксперимент предлагаю выучить правило: «Сами играем, сами убираем»! (Дети повторяют).
Дети: Там пакеты.
Воспитатель: Пакет каждому из нас. Есть ещё клеёнка, мы с вами догадаемся,для чего она нужна?
Дети: Чтобы не испортить стол.
Воспитатель: Откроем и посмотрим что внутри пакета?
Дети: Поочередно достают и перечисляют содержимое пакета: поднос, бутылка с водой, баночка, мандарин, лупа.
Воспитатель: На банке есть мерка, это уровень наполнения воды.
Гипотеза: Как думаете, утонет мандарин или не утонет? Начнём действовать.
Дети: опускают мандарин в банку с водой.
Воспитатель: А если пальцем нажать? Ещё раз.
Дети: нет – не тонет!
Воспитатель: Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы мандарин утонул?
Дети: Почистить.
Воспитатель: Снимите кожуру.
Дети: Тонет!
Воспитатель: Почему он тонет?
Дети: Сняли кожуру.
Воспитатель: Возьмите лупы и посмотрите, что же такого есть в кожуре, что она не даёт утонуть мандарину?
Дети: ответы детей: рыхлая, волокнистая, не ровная, пористая.
Воспитатель: Там прячутся пузырьки воздуха, которые выталкивают мандарин наверх, что с ним происходит?
Дети: Он не тонет, плавает на поверхности.
Воспитатель: Что мы с вами поняли из этой игры-эксперимента?
Дети: В кожуре мандарин не тонет, а без кожуры - тонет.
Вывод: Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порахмандариновой кожуры; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды.
Воспитатель: Смотрите, на экране звёздочка, Волшебник, доволен. Вам - звёздочка в подарок, а мандарин возьмёте с собой на десерт. Оторвите сами пакет и положите мандарин.
Воспитатель: Вспомним правило(«Сами играем. сами убираем»)
Часть 2 (8мин.)
Воспитатель: Вот и снова на экране и в конверте задание (читает карточку).
Задание «Найдите посылку с цифрой 8», где искать вы знаете?
Дети: Вот посылка с цифрой 8.
Воспитатель: Откроем вместе и прочтём записку.
Игра-эксперимент «Сделайте мыльные пузыри».
Воспитатель: Чтобы сделать раствор для мыльных пузырей, что нам понадобиться,как думаете?
Дети: Вода, жидкое детское мыло или детский шампунь, трубочка.
Воспитатель: Не зря мыло и шампунь детские, потому что безвредны и безопасны для здоровья!
Есть указание: На стакане две мерки: до красной наливаем мыло или шампунь, до чёрной - воду
Последовательность своих действий: что с начало, чтопотом? нам поможет алгоритм расположенный на экране.
Воспитатель: Этот эксперимент для вас не труден, но посмотрим, что ещё есть на днепосылки: это сахар и петли. Я хочу поделиться секретом, что сахар добавленный в раствор, делает
его плотным, тягучим. Давайте проверим на практике: добавьте по ложке и размешайте. Как думаете, за счёт чего образуется пузырь?
Дети: Ответы
Воспитатель: Обмакните петельку в раствор и посмотрите на просвет – что там (плёнка)
Дети: Надувают пузыри петлёй.
Звучит композиция «Мир в котором я живу».
Воспитатель: Какого цвета пузыри? Какой формы пузырь (пузырь, летая меняет форму, вытягивается.)
Дети: На солнце белые, переливаются радужными тонами.
Воспитатель: Какое разнообразие мыльных пузырей: весело, интересно, волшебно!
Вывод: Когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьшевыдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости сводой увидели воздух. Воздух очень лёгкий.
Воспитатель: Вот вам звёздочка в подарок. Это означает, что с игрой справились.
Воспитатель: Не забываем правило(«Сами играем. сами убираем»)
Итог: (2 мин.)
Воспитатель: Как думаете, где нам пригодятся эти знания? С кем можем провести игры-эксперименты.
Дети: Ответы детей: на празднике в семье: развлечь гостей, друзей.
Воспитатель: Спасибо, ребята, до свидания!