Толмачева Екатерина Викторовна
Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекткт занятия (итогового) в подготовительной группе по опытно экспериментальной деятельности.
Группа: Подготовительная
Образовательная область: Познание
Вид НОД: познавательно - исследовательская
Тип НОД: Закрепление знаний
Тема НОД: «Воздух и вода»
Публикация «Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Воздух и вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Цель: Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь); мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы;расширить знания детей об окружающем мире: свойстве воздуха,воды,взаимодействие между ними;формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной жизни:воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своимповедением, работать в коллективе.
Задачи:
Образовательная: повторить и закрепить знания о свойствах воды и воздуха; совершенствовать умение самостоятельно выполнять опыты
Развивающая: Развивать произвольное внимание, диалогическую и монологическую речь, образное мышление, и операции логического мышления : сравнение (что стало после, анализ, обобщение; самостоятельность.
Воспитательная: Воспитывать любознательность, активность, интерес к опытной деятельности.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания
• Сознательности и активности
• Доступности
• Создание положительного эмоционального фона
Принципы обучения
• Доступности обучения
• Принцип наглядности
• Систематичности и последовательности.
Методы воспитания и обучения:
По источнику получения знаний:
Словесные:
• Рассказ
• Объяснение
• Беседа
Практические:
• Упражнения
• Практическая работа
Наглядные:
• Иллюстрация
• Демонстрация
По уровню включения в продуктивную деятельность:
• Объяснительно - иллюстративный
• Репродуктивный
• Частично – поисковый
По дидактическим целям:
• Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Формы организации: групповая.
Дидактические средства:
• Демонстрационные (компьютерное сообщение; глобус; стеклянная банка, кубики; воздушный шарик; различные предметы; чашка с водой; 2 апельсина; 2 одинаковые емкости; банка с чернилами; уголь активированный)
• Раздаточные (целлофановый пакет; стаканчики и соломинки; емкости с водой; емкости и песком, с сахарным песком; кусочек сахара;)
Связь НОД с другими образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие
План НОД
1. Организационный момент
2. Практическая деятельность
3. Физкультминутка
4. Практическая деятельность
5. Подведение итогов
Ход НОД
В:Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы продолжим экспериментировать, что это будут за эксперименты я пока не знаю!
Сегодня мне на электронную почту пришло сообщение, я была удивлена, ведь мне его прислали жители другой планеты! Давайте вместе просмотрим это сообщение (смотрят видео сообщение от пришельцев, о волшебниках с земли)
Да… ребята, оказывается волшебство окружает нас с вами, а мы даже и не замечаем его.
Но, в отличие от жителей другой планеты знаем об этих волшебниках всё и сегодня об этом расскажем и даже покажем как происходят чудеса!
Для этого предлагаю вам отправится в мини лабораторию, согласны!
(ответы детей)
а отправимся мы туда на ….
(ответы детей)
Я предлагаю вам отправится на космической, летающей тарелке, согласны?
(под «коспическую» музыку отправляются в путешествие).
Вот мы и прибыли!
Смотрите, сколько здесь интересного.
Приступим к исследованиям (ответы детей)
Сейчас давайте вспомним кто же Первый волшебник о котором мы будем с вами говорить:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Ребята, скажите что же такое воздух (ответы детей)
а какие свойства воздуха вы знаете (ответы детей)
Молодцы! А для чего нам воздух (ответы детей)
Верно,
Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. (дети выполняют задание)
Вот видите, даже до 5 раз тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха.
Скажите, а без воздуха только человеку плохо (ответы детей)
Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.
(Воспитатель показывает стеклянную банку с кубиками.)
Посмотрите, что это? (ответы детей)
Есть ли что-нибудь в банке? (ответы детей)
Уберем кубики, есть ли что-нибудь в пустой банке? (ответы детей)
Ребята, а какой опыт с воздухом вы знаете (ответы детей)
Возьмем целлофановый пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия.
По мере скручивания мешочка что происходит? (ответы детей)
Что же надуло пакет (ответы детей)
Дети, я приглашаю вас в мини-лабораторию.
Возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в стаканчик с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку.
Что появляются в воде? (ответы детей)
Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду.
Что вы заметили? (ответы детей)
Что это значит? (ответы детей)
Верно,Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре.
Сегодня у нас необычный гость. (Достает ненадутый воздушный шар.)
Дети, что это такое? (ответы детей)
Какой он, шарик? (ответы детей)
А что мы можем сделать с ним (ответы детей)
Шарик очень любит когда его надувают и он просит меня, чтобы я его надула.
(Воспитатель надувает шар.)
Чем наполнили шар? (ответы детей)
Каким стал шар? (ответы детей)
Тяжелее стал шарик или легче (ответы детей)
Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха? (ответы детей)
(Воспитатель отпускает шар не завязав его.)
Что же произошло (ответы детей)
Конечно,воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (ответы детей)
(Воспитатель показывает резиновый мяч, как образец)
Дети, мы мастерили вееры!
Для чего нам нужен веер (ответы детей)
(Перед каждым ребенком на столе веер.)
Помашем веером у лица. Какое при этом возникает ощущение? (ответы детей)
А как мы можем еще двигать воздух без применения предметов (ответы детей)
Воздух перемещается с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.
А теперь нужно нам немного размяться перед следующими открытиями!
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу.
Хочу на лево посвищу,
Могу подуть направо,
Могу подуть вверх –
В облака,
А пока – я тучи разгоняю. (дети выполняют соответствующие движения)
Нам пора возвращаться в лабораторию.
А сейчас давайте поговорим о другой волшебнице, благодаря которой наша планета так прекрасна!
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(ответы детей)
Да сегодня, ребята, мы поговорим с вами и о Воде.
Какую роль вода играет в жизни человека (ответы детей)
Может ли человек без воды (ответы детей)
Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не может обойтись. Поэтому, воду надо беречь и охранять.
- Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете? (ответы детей)
Давайте подойдем к столу и рассмотрим что здесь стоит?
(Дети проходят к глобусу и отвечают)
Что такое глобус (ответы детей)
Какого цвета больше на глобусе? (ответы детей)
А что означает этот цвет (ответы детей)
Чего больше на нашей планете воды или суши (ответы детей)
Представьте, что вы в первый раз увидели планету Земля, как бы вы её назвали? (ответы детей)
Нашу планету называют голубой, как вы думаете почему? (ответы детей)
А где ещё вода прячется? (ответы детей)
Вода бывает разной, мы знаем что она может находиться в разных состояниях, в каких?
Значит, вода волшебница и умеет превращаться (ответы детей)
Чтобы лучше вспомнить, в каких проявлениях ещё встречается вода.
Вода в природных проявлениях (ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что вода действительно – волшебница. Я хочу вас снова пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты. Мы будем проводить их с водой.
А какие опыты с водой вы проводили и знаете (ответы детей)
Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? (ответы детей)
Растворился сахарный песок в воде или нет (ответы детей)
Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? (ответы детей)
Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились (ответы детей)
Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы, что же происходит? (ответы детей)
В одну емкость опускаем очищенный апельсин, а в другую не чищенный. что происходит (ответы детей)
Перед вами банка с водой капнем чернила, туда же положем таблетку активированного угля,что происходит с водой (ответы детей)
Ребята вы все молодцы!
А наше занятие подходит к концу, нужно возвращаться в детский сад!
Отправляемся (под "космическую"музыку возвращаются)
Вот мы и вернулись! вам, понравилось в мини лаборатории опыты проводить (ответы детей)Что же было для вас самым интересным (ответы детей)
Перед вами лежат флажки, те у кого на сегодняшнем занятии не возникло трудностей возьмет зеленый; а те у кого на сегодняшнем занятии возникли трудности возьмет желтый.
Спасибо Вам и до встречи в нашей лаборатории!