Ольга Новикова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей старшей группы.
Цель :
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
• Образовательные: Познакомить с понятием «Магнит». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании магнита человеком. Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства. Формировать умении приобретать знания посредством проведения практических опытов. Учить самостоятельно осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Волшебные свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
• Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности. Воспитывать желание приходить на помощь другим; способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Оборудование и материалы:
Рукавичка с магнитом, магниты на каждого ребенка, различные металлические предметы, предметы из ткани, резины, пластмассы, бумаги, картона, дерева; стеклянный стакан с водой; емкости со смесями металлических и неметаллических предметов.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент
Стук в дверь. Входит Чистоля.
Чистоля:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам.
Чистоля знакомится с детьми, объясняет происхождение своего имени, интересуется, не находили ли дети её рукавичку. Воспитатель возвращает Чистоле её рукавичку. Чистоля благодарит детей.
Чистоля:
У меня есть рукавица, с ней я просто мастерица!
Повнимательней смотрите, За рукой моей следите!
2. Игра «Волшебная рукавичка»
Чистоля демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки.
Ответы детей. (Если дети затрудняются, то подсказать, что в рукавичке лежит что-то такое, что не дает упасть металлическим предметам.)
Чистоля:(показывая магнит)
Вот перед вами обычный магнит
Много секретов в себе он хранит
(Дает детям по очереди посмотреть магнит)
Теперь вы догадались для чего мне нужна волшебная рукавичка?
Ответы детей.
3. Экспериментирование с магнитами.
Чистоля:
Если магнит такой сильный и притягивает металлические предметы, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
(Детям раздаются мешочки с предметами из разных материалов; магниты и по две тарелочки.)
Чистоля:
Возьмите магнит, поднесите по очереди ко всем предметам и разделите их на две группы: в первой группе у вас будут предметы. которые притягиваются магнитом, а во второй, которые не притягиваются магнитом.
(Дети экспериментируют с магнитом).
Чистоля:
Из чего сделаны предметы, которые притягивают магнит?
Дети: Из металла (железа).
Чистоля:
Из чего сделаны предметы, которые не притягивают магнит
Дети: Из дерева, пластмассы. бумаги и тд.
Результат опыта : Металлические предметы притягиваются к магниту, а не металлические не испытывают его притяжения.
Вывод: Магниты это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магниты.
Чистоля:
А для того, чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте обведем на схеме те предметы, которые притягивает магнит.
4. Опыт «Действие магнитных сил на расстоянии».
Чистоля:
Железные предметы притягиваются к магниту с помощью магнитной силы. Давайте посмотрим как это происходит.
Демонстрация опыта : К висящему на веревочке гвоздю медленно подносится магнит.
Дети наблюдают за тем, как на большом расстоянии магнитные силы не действуют, а на близком действуют.
Чистоля:
Вокруг магнита находится магнитное поле- это пространство вокруг магнита.
Вывод: Металлические предметы начинают притягиваться к магниту, когда попадают в его магнитное поле.
5. Опыт «Действие магнитных сил через различные материалы».
Чистоля:
Давайте поэкспериментируем и посмотрим действуют ли магнитные силы через бумагу, картон, пластмассу, стекло, ткань и другие материалы.
Дети индивидуально проверяют действие магнитных сил через различные материалы. (Магнит кладут и сверху, и снизу проверяемого материала).
Вывод: Магнитные силы проходят через различные материалы.
Чистоля:
А теперь я усложню вам задачу. Подумайте, как достать металлическую монетку из стакана с водой, не замочив рук и не выливая воды?
Демонстрация опыта : «Достанем монетку из воды».
Вывод: Магнитные силы действуют в воде и через стекло.
6. Использование магнита человеком.
Чистоля:
Знаете ли вы как человек использует магнит? Есть ли магнит у вас в группе?
Ответы детей.
Чистоля:
Еще магниты используют в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. с их помощью удобно держать инструменты. Люди делают из природного магнита украшения, серьги, браслеты, бусы. Считают, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает им придает силы. Магниты используют и в детских игрушках. Шашки, шахматы на магнитной доске, магнитная мозаика, магнитная азбука, рыболов и другие.
7. Игра «Магнит».
Чистоля:
Мы хорошо потрудились, а теперь давайте поиграем.
Представьте что я магнит, а вы будете превращаться в те предметы, которые я назову.
Если они металлические, то бегите ко мне, а если нет просто идите по кругу.
Дети образуют круг, а в середине Чистоля:
Вы веселые ребята дружно встали в хоровод
Я волшебница Чистоля превращаю вас в ….
(самолет, книга и прочее).
8. Сюрпризный момент.
В группу вбегает мачеха Золушки
Мачеха:Ну как всегда! Играют, веселятся! Нет чтобы помочь старой женщине.
Золушка с принцем во дворце живут, за хозяйством некому следить, а её слепой отец так убрался, что все перемешал: семечки со скрепками, фасоль с гайками, деньги с опилками. Что делать? Караул! Я его в тюрьму отправлю если Золушка не переберет это все за ночь. А вообще я сюда пришла, потому что из вашего дворца очень вкусно пахнет.
Чистоля: Не кричите так Мачеха, не волнуйтесь. Мы друзья Золушки. Да, ребята?
Дети: Да.
Чистоля:А вкусные запахи доносятся с нашей кухни. Вы идите пока покушайте чего-нибудь вкусненького, а мы постараемся вам помочь.
Мачеха:Ну, ладно, только если вы не справитесь, я этого старика отправлю в тюрьму. (Уходит).
Чистоля: Ребята вы хотите помочьЗолушке и её отцу?
Дети: Да.
Чистоля:
Тогда не теряем ни минутки. Давайте посмотрим что тут принесла Мачеха и подумаем как можно быстро это все перебрать. Из чего сделаны скрепки, гаечки, монетки?
Дети: Из металла. Поэтому их можно быстро достать с помощью магнита?
Чистоля:
Давайте разобьемся на пары так будет быстрее.
Дети работают в парах и достают все железные предметы с помощью магнита.
Чистоля:
Какие вы молодцы! Быстро вы справились. Согласитесь, что дружба помогает нам делать настоящие чудеса!
9. Подведение итогов.
Входит Мачеха:
Ой, как я сытно поела. И теперь я добрая и даже не буду вас ругать, если вы не успели все перебрать.
Чистоля:А мы все успели.
Мачеха:Что это вам помогло.
Дети:Магнит
Мачеха:Так может он мне кашу с кухни примагнитит?
Дети:Нет. Магнит притягивает только металлические предметы.
Мачеха:А если я магниту поставлю препятствие из дерева или из стекла, или залью его водой?
Дети: Магнитные силы могут проходить через разные материалы и вещества.
Мачеха: Вот так чудо! Только я все это не запомню вы мне лучше напишите, а сейчас мне нужно бежать домой.
Чистоля: Ребята напишите, пожалуйста, Мачехе через какие материалы проходят магнитные силы а еще как можно использовать магниты дома. А я тоже с вами прощаюсь, помогу Мачехе всё донести до дома. До свидания!
Мачеха и Чистоля уходят.